Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Средства адаптации студентов первых курсов к высоким умственным и психологически...

Средства адаптации студентов первых курсов к высоким умственным и психологическим нагрузкам

Научный руководитель

Стогова Елена Анатольевна

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

адаптация
первокурсник
особенности системы обучения
организация деятельности
психологическая нагрузка

Аннотация статьи

Данная работа направлена на выявление и анализ проблем с адаптацией студентов, поступившим на первый курс в высшее учебное заведение. Рассматриваются проблемы в связи с увеличением умственной и психологической нагрузки, появившиеся благодаря изменению формы обучения.

Текст статьи

Проблема адаптации среди студентов 1 курса является актуальной во все времена. Студенты сталкиваются с особенностями новой системы обучения в ВУЗе, нового коллектива (как студенческого, так и преподавательского). На данном этапе у первокурсника происходит формирование навыков взаимодействия с незнакомым коллективом, организации учебной деятельности по новым дисциплинам. Также происходит осознание пути к будущей профессии, вырабатывается режим труда, быта и досуга, воспитываются качества, значимые для профессионального будущего студента. Процесс адаптации первокурсника происходит по следующим критериям:

  1. Приспособление к изменениям в системе обучения.
  2. Приспособление к новому учебному режиму.
  3. Знакомство с новым коллективом.

В процессе адаптации первокурсников к системе обучения в ВУЗе выявляются следующие затруднения:

  1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  2. Сомнения и принятие выбранной профессии;
  3. Трудности с неумением конспектирования, анализом большого количества информации, структурированием полученных данных;
  4. Привыкание к режиму быта и досуга в новой обстановке;
  5. Страх публичных выступлений перед сверстниками и авторитетными преподавателями высшего учебного заведения;
  6. Проблемы иногородних граждан с адаптацией к новому месту жительства, финансовыми проблемами, отсутствием психологической поддержки со стороны близких.

В ходе решения вышеперечисленных проблем, возникших из-за актуальности адаптации среди студентов первых курсов, в рамках программ, введенных в высших учебных заведениях, стали предприниматься различные решения. В ВУЗах вводятся кураторы и адаптеры, прикрепленные к группам поступивших учащихся. Также успешной адаптации способствуют различные студенческие организации, в рамках которых проводятся культурно-массовые мероприятия. Все вышеперечисленное минимизирует проблемы, связанные с адаптацией студентов, непосредственно со стороны администрации высших учебных заведений. Каждый студент, поступивший в ВУЗ, также может поспособствовать снижению проблем с адаптацией, с которой так или иначе приходится сталкиваться. Изменения в системе обучения на первых месяцах учебы становится одной из важнейших проблем, которую можно искоренить следующими путями:

  1. Освоение навыков тайм-менеджмента при помощи различных приложений для мобильных устройств. Календари, дневники и приложения для отслеживания расписания помогут рационально распределять время и обязанности, запланированные на определенный период времени.
  2. Совершенствование режима сна и питания способствует улучшению как физического, так и морального состояния студента. Это значительно улучшает умственные способности человеческого организма.
  3. Внедрение физических нагрузок и спортивных хобби влияет на энергию, вырабатываемую молодым организмом. Это так же влияет на эмоциональную и умственную разгрузку головного мозга.

Знакомство с новым коллективом значительно затрудняет адаптацию студентов первых курсов в новой среде. Оно сильно влияет на психологическое состояние, что можно решить вступлением в различные студенческие организации, которые улучшат адаптацию студента в новой социальной среде. Например, Студенческий Профком, спортивные секции и творческие кружки. Это не только поможет обзавестись единомышленниками, но и отвлечься от учебы благодаря подобным активностям.

Психологическую адаптацию к новому этапу жизни могут упростить следующие техники:

1. Занятие йогой разгрузит не только эмоциональное напряжение, но и физическое. Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных), поэтому развивает человека всесторонне – через тело, ум и эмоции. Йога помогает улучшить: концентрацию внимания, развить стрессоустойчивость и навыки замедления ритма жизни; восстановить эмоциональный фон, успокоить психику; «обновить» организм и урегулировать гормональный фон; улучшить качество сна; укрепить физическое здоровье (силу, гибкость, баланс).

2. Медитации помогут улучшить психологическое состояние учащегося. Медитация – это практика остановки внутреннего диалога, инструмент укрепления физического и психического здоровья, а также эффективный тренажер для мозга.

3. Организация образовательного процесса:

  • Разработка расписания и учебного плана, учитывающих равномерное распределение нагрузки и время для отдыха и саморазвития.
  • Предоставление доступа к необходимым учебным материалам и ресурсам.
  • Обучение студентов методам эффективного управления временем, планированию и организации работы.

4. Психологическая поддержка и тренинги:

  • Проведение тренингов и семинаров по развитию навыков управления стрессом, релаксации и самоуправлению.
  • Предоставление консультации и психологической поддержки для студентов, испытывающих трудности в адаптации к высокой нагрузке.
  • Популяризация методов медитации, йоги или других способов релаксации.

5. Социальная поддержка и включение в университетскую общность:

  • Организация программ менторства, где опытные студенты помогают первокурсникам адаптироваться в учебной среде.
  • Организация специальных мероприятий, факультативов и клубов, позволяющих студентам обрести друзей, укрепить связь с университетской общностью и заняться интересующими их делами.

6. Здоровый образ жизни:

  • Создание условий для физической активности, таких как доступ к спортзалам или спортивным секциям.
  • Проведение информационных кампаний о значении здорового питания и здорового сна.
  • Популяризация занятий йогой, медитацией, танцами или другими формами физической активности как средствами релаксации и поддержания психического и физического благополучия.

Резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что существует множество средств, способствующих адаптации студентов 1 курсов к высоким умственным и психологическим нагрузкам. Основой для решения этой проблемы являются методики, связанные с внедрением физических нагрузок в ежедневную рутину, а также работа с психологическими практиками.

Список литературы

  1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. – 2007. – № 24. – С. 8-14.
  2. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. – 2008. – № 2. – С. 366-368.
  3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с.

Поделиться

684

Рубцова Л. Э. Средства адаптации студентов первых курсов к высоким умственным и психологическим нагрузкам // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.IV.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/8172-sredstva-adaptatsii-studentov-pervikh-kursov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря