Автор(-ы):
Рубцова Лилия Эдуардовна
16 января 2024
Научный руководитель
Стогова Елена Анатольевна
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
Данная работа направлена на выявление и анализ проблем с адаптацией студентов, поступившим на первый курс в высшее учебное заведение. Рассматриваются проблемы в связи с увеличением умственной и психологической нагрузки, появившиеся благодаря изменению формы обучения.
Текст статьи
Проблема адаптации среди студентов 1 курса является актуальной во все времена. Студенты сталкиваются с особенностями новой системы обучения в ВУЗе, нового коллектива (как студенческого, так и преподавательского). На данном этапе у первокурсника происходит формирование навыков взаимодействия с незнакомым коллективом, организации учебной деятельности по новым дисциплинам. Также происходит осознание пути к будущей профессии, вырабатывается режим труда, быта и досуга, воспитываются качества, значимые для профессионального будущего студента. Процесс адаптации первокурсника происходит по следующим критериям:
В процессе адаптации первокурсников к системе обучения в ВУЗе выявляются следующие затруднения:
В ходе решения вышеперечисленных проблем, возникших из-за актуальности адаптации среди студентов первых курсов, в рамках программ, введенных в высших учебных заведениях, стали предприниматься различные решения. В ВУЗах вводятся кураторы и адаптеры, прикрепленные к группам поступивших учащихся. Также успешной адаптации способствуют различные студенческие организации, в рамках которых проводятся культурно-массовые мероприятия. Все вышеперечисленное минимизирует проблемы, связанные с адаптацией студентов, непосредственно со стороны администрации высших учебных заведений. Каждый студент, поступивший в ВУЗ, также может поспособствовать снижению проблем с адаптацией, с которой так или иначе приходится сталкиваться. Изменения в системе обучения на первых месяцах учебы становится одной из важнейших проблем, которую можно искоренить следующими путями:
Знакомство с новым коллективом значительно затрудняет адаптацию студентов первых курсов в новой среде. Оно сильно влияет на психологическое состояние, что можно решить вступлением в различные студенческие организации, которые улучшат адаптацию студента в новой социальной среде. Например, Студенческий Профком, спортивные секции и творческие кружки. Это не только поможет обзавестись единомышленниками, но и отвлечься от учебы благодаря подобным активностям.
Психологическую адаптацию к новому этапу жизни могут упростить следующие техники:
1. Занятие йогой разгрузит не только эмоциональное напряжение, но и физическое. Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных), поэтому развивает человека всесторонне – через тело, ум и эмоции. Йога помогает улучшить: концентрацию внимания, развить стрессоустойчивость и навыки замедления ритма жизни; восстановить эмоциональный фон, успокоить психику; «обновить» организм и урегулировать гормональный фон; улучшить качество сна; укрепить физическое здоровье (силу, гибкость, баланс).
2. Медитации помогут улучшить психологическое состояние учащегося. Медитация – это практика остановки внутреннего диалога, инструмент укрепления физического и психического здоровья, а также эффективный тренажер для мозга.
3. Организация образовательного процесса:
4. Психологическая поддержка и тренинги:
5. Социальная поддержка и включение в университетскую общность:
6. Здоровый образ жизни:
Резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что существует множество средств, способствующих адаптации студентов 1 курсов к высоким умственным и психологическим нагрузкам. Основой для решения этой проблемы являются методики, связанные с внедрением физических нагрузок в ежедневную рутину, а также работа с психологическими практиками.
Список литературы
Поделиться
Рубцова Л. Э. Средства адаптации студентов первых курсов к высоким умственным и психологическим нагрузкам // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.IV.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/8172-sredstva-adaptatsii-studentov-pervikh-kursov