Проблема адаптации среди студентов 1 курса является актуальной во все времена. Студенты сталкиваются с особенностями новой системы обучения в ВУЗе, нового коллектива (как студенческого, так и преподавательского). На данном этапе у первокурсника происходит формирование навыков взаимодействия с незнакомым коллективом, организации учебной деятельности по новым дисциплинам. Также происходит осознание пути к будущей профессии, вырабатывается режим труда, быта и досуга, воспитываются качества, значимые для профессионального будущего студента. Процесс адаптации первокурсника происходит по следующим критериям:
- Приспособление к изменениям в системе обучения.
- Приспособление к новому учебному режиму.
- Знакомство с новым коллективом.
В процессе адаптации первокурсников к системе обучения в ВУЗе выявляются следующие затруднения:
- Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
- Сомнения и принятие выбранной профессии;
- Трудности с неумением конспектирования, анализом большого количества информации, структурированием полученных данных;
- Привыкание к режиму быта и досуга в новой обстановке;
- Страх публичных выступлений перед сверстниками и авторитетными преподавателями высшего учебного заведения;
- Проблемы иногородних граждан с адаптацией к новому месту жительства, финансовыми проблемами, отсутствием психологической поддержки со стороны близких.
В ходе решения вышеперечисленных проблем, возникших из-за актуальности адаптации среди студентов первых курсов, в рамках программ, введенных в высших учебных заведениях, стали предприниматься различные решения. В ВУЗах вводятся кураторы и адаптеры, прикрепленные к группам поступивших учащихся. Также успешной адаптации способствуют различные студенческие организации, в рамках которых проводятся культурно-массовые мероприятия. Все вышеперечисленное минимизирует проблемы, связанные с адаптацией студентов, непосредственно со стороны администрации высших учебных заведений. Каждый студент, поступивший в ВУЗ, также может поспособствовать снижению проблем с адаптацией, с которой так или иначе приходится сталкиваться. Изменения в системе обучения на первых месяцах учебы становится одной из важнейших проблем, которую можно искоренить следующими путями:
- Освоение навыков тайм-менеджмента при помощи различных приложений для мобильных устройств. Календари, дневники и приложения для отслеживания расписания помогут рационально распределять время и обязанности, запланированные на определенный период времени.
- Совершенствование режима сна и питания способствует улучшению как физического, так и морального состояния студента. Это значительно улучшает умственные способности человеческого организма.
- Внедрение физических нагрузок и спортивных хобби влияет на энергию, вырабатываемую молодым организмом. Это так же влияет на эмоциональную и умственную разгрузку головного мозга.
Знакомство с новым коллективом значительно затрудняет адаптацию студентов первых курсов в новой среде. Оно сильно влияет на психологическое состояние, что можно решить вступлением в различные студенческие организации, которые улучшат адаптацию студента в новой социальной среде. Например, Студенческий Профком, спортивные секции и творческие кружки. Это не только поможет обзавестись единомышленниками, но и отвлечься от учебы благодаря подобным активностям.
Психологическую адаптацию к новому этапу жизни могут упростить следующие техники:
1. Занятие йогой разгрузит не только эмоциональное напряжение, но и физическое. Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных), поэтому развивает человека всесторонне – через тело, ум и эмоции. Йога помогает улучшить: концентрацию внимания, развить стрессоустойчивость и навыки замедления ритма жизни; восстановить эмоциональный фон, успокоить психику; «обновить» организм и урегулировать гормональный фон; улучшить качество сна; укрепить физическое здоровье (силу, гибкость, баланс).
2. Медитации помогут улучшить психологическое состояние учащегося. Медитация – это практика остановки внутреннего диалога, инструмент укрепления физического и психического здоровья, а также эффективный тренажер для мозга.
3. Организация образовательного процесса:
- Разработка расписания и учебного плана, учитывающих равномерное распределение нагрузки и время для отдыха и саморазвития.
- Предоставление доступа к необходимым учебным материалам и ресурсам.
- Обучение студентов методам эффективного управления временем, планированию и организации работы.
4. Психологическая поддержка и тренинги:
- Проведение тренингов и семинаров по развитию навыков управления стрессом, релаксации и самоуправлению.
- Предоставление консультации и психологической поддержки для студентов, испытывающих трудности в адаптации к высокой нагрузке.
- Популяризация методов медитации, йоги или других способов релаксации.
5. Социальная поддержка и включение в университетскую общность:
- Организация программ менторства, где опытные студенты помогают первокурсникам адаптироваться в учебной среде.
- Организация специальных мероприятий, факультативов и клубов, позволяющих студентам обрести друзей, укрепить связь с университетской общностью и заняться интересующими их делами.
6. Здоровый образ жизни:
- Создание условий для физической активности, таких как доступ к спортзалам или спортивным секциям.
- Проведение информационных кампаний о значении здорового питания и здорового сна.
- Популяризация занятий йогой, медитацией, танцами или другими формами физической активности как средствами релаксации и поддержания психического и физического благополучия.
Резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что существует множество средств, способствующих адаптации студентов 1 курсов к высоким умственным и психологическим нагрузкам. Основой для решения этой проблемы являются методики, связанные с внедрением физических нагрузок в ежедневную рутину, а также работа с психологическими практиками.