Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Нравственное развитие подростков в современных условиях

Нравственное развитие подростков в современных условиях

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

психология
семейная психология
подросток
воспитание
нравственное развитие

Аннотация статьи

Данная статья исследует актуальные факторы, влияющие на этическое развитие подростков в современном обществе. Сделан акцент на влияние цифровых технологий, социокультурных изменений и семейных динамик на формирование моральных ценностей у подростков. Статья рассматривает стратегии и методы, которые могут содействовать развитию этических навыков, необходимых для успешной навигации в сложных современных реалиях. Работа предлагает практические подходы для поддержки нравственного развития подростков в современном мире.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность статьи обусловлена неотложной потребностью в понимании и решении существующих вызовов, которые воздействуют на этический и моральный рост подростков в современном обществе. Современные подростки сталкиваются с уникальными факторами, такими как цифровая революция, информационная перегрузка, изменения в социокультурной среде, что непосредственно отражается на формировании их ценностных ориентаций. Давление со стороны социальных сетей, виртуальной среды, разнообразие информационных источников создают сложные условия для развития нравственности у подростков. Отсутствие фильтрации информации и влияние разнообразных ценностных систем требуют особого внимания исследователей и практиков в области нравственного воспитания.

Кроме того, в условиях быстро меняющегося общества важно понять, какие стратегии и методы эффективны в развитии этических навыков у подростков. Таким образом, статья предоставляет знания, необходимые для успешной подготовки подростков к сложным нравственным вызовам современности.

Цель исследования

Цель данной статьи заключается в проведении анализа и выявлении основных аспектов нравственного развития подростков в условиях современного общества. Статья направлена на исследование влияния современных социокультурных факторов, цифровых технологий, и изменений в семейной структуре на формирование моральных ценностей у подростков. Основной целью является предоставление обзора актуальных вызовов, с которыми сталкиваются подростки в современном мире, и выявление эффективных стратегий и методов, способствующих их нравственному развитию, предложение практических рекомендаций для родителей, педагогов и общественных организаций, с целью содействия созданию благоприятных условий для этического и морального роста подростков в современной среде.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных нравственному развитию подростков в современных условиях, занимались такие ученые, как С.В. Кульневич, Е.М. Сафронова, В.В. Сериков, А.С. Макаренко, Н.В. Гришина, Т.И. Власова, В.Ф. Сидоренко, А. М. Руденко и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

В эпоху быстро развивающихся цифровых технологий подростки оказываются в необычайно динамичном информационном пространстве, где влияние онлайн-среды на их нравственное развитие становится неотъемлемой частью их жизни. Анализ этого воздействия становится первоочередной задачей для исследователей и педагогов.

Цифровые платформы, такие как социальные сети, предоставляют подросткам уникальные возможности взаимодействия, обмена информацией и формирования своего мнения. Однако, в этом мире, где информация доступна мгновенно, сталкиваются с моральными дилеммами.

Вызовы цифрового мира для нравственного развития подростков, это, например, вопросы конфиденциальности. С развитием цифровых технологий подростки сталкиваются с серьезными вопросами, связанными с конфиденциальностью и безопасностью личной информации. Недостаточная осведомленность о правилах безопасности в онлайн-пространстве может привести к нежелательному раскрытию личных данных, создавая потенциальные угрозы для их безопасности и морального благополучия.

Цифровой публичный облик. Подростки сталкиваются с вызовом формирования цифрового облика, который может существенно отличаться от их реальной личности. Способность представлять себя в социальных сетях, выбор контента для публикаций и взаимодействие в цифровом пространстве требуют от них постоянного осмысления и выбора. Это создает потенциал для разрыва между виртуальным и реальным «Я» и влияет на формирование нравственных ценностей.

Воздействие виртуальных сообществ на нравственные установки. Участие в виртуальных сообществах может повлиять на нравственные установки подростков. Виртуальные сообщества могут формировать определенные ценности, стандарты и поведенческие паттерны, которые могут отличаться от общепринятых в реальном мире. Это воздействие может вызвать конфликты между нравственными убеждениями, привитыми в семье и образовательной среде, и теми, которые формируются в виртуальном пространстве. В целом, эти вызовы представляют серьезные аспекты, требующие разработки стратегий поддержки подростков в этической навигации по цифровому миру. Создание образовательных программ, направленных на повышение цифровой грамотности и этического поведения, а также активное участие родителей и педагогов в формировании правильного отношения к цифровым вызовам являются ключевыми аспектами в решении этих проблем [1, c. 17].

Современные подростки находятся в постоянном потоке онлайн-контента, предоставляемого интернет-платформами и социальными сетями. Этот контент охватывает широкий спектр тем и форм, начиная от развлекательных материалов до информационных ресурсов и виртуальных сообществ. Анализ этого разнообразия контента становится неотъемлемой частью исследования влияния цифровой среды на формирование ценностных систем подростков.

Современные подростки охотно потребляют различные виды развлекательного контента, включая видеоблоги, шоу, фильмы и музыку. Знаменитости, чьи жизни и ценности демонстрируются в онлайн-пространстве, оказывают влияние на формирование образа и ценностей подростков, вводя их в разнообразные сценарии и стили жизни. Подростки могут обращаться к онлайн-ресурсам для получения информации о мире вокруг них. Однако, разнообразие информации может привести к конфликту между традиционными моральными установками и новыми, иногда контроверзиальными точками зрения, представленными в сети. Онлайн-контент часто формирует определенные стереотипы в отношении внешности, поведения и успешности. Эти стереотипы могут противоречить традиционным моральным ценностям, влияя на самооценку подростков и их отношение к окружающему миру. Разнообразие мнений в онлайн-пространстве может вызывать у подростков диссонанс и приводить к неопределенности в отношении моральных вопросов. Это создает ситуацию, в которой традиционные моральные нормы могут сталкиваться с множеством альтернативных точек зрения. С развитием виртуальной реальности подростки могут сталкиваться с мирами, где ценности и нормы отличаются от их собственных. Это может вызывать недопонимание и потенциальные конфликты в осознании моральных норм. Анализ этого воздействия онлайн-контента позволяет выявить и понять потенциальные конфликты между традиционными моральными нормами и цифровой реальностью, что, в свою очередь, обеспечивает основу для разработки эффективных стратегий воспитания и поддержки подростков в цифровом мире.

В современных условиях, когда динамика и структура семей претерпевают значительные изменения, роль семейных отношений в формировании нравственных ценностей подростков становится более важной чем когда-либо. Этот процесс сильно зависит от качества коммуникации внутри семьи, уровня поддержки, которую оказывают родители, и образовательных моделей поведения, которые демонстрируют взрослые [2, c. 117].

Открытое и регулярное общение внутри семьи играет ключевую роль в формировании моральных убеждений подростков. Когда семейные диалоги охватывают этические вопросы, подростки получают возможность выражать свои мнения и участвовать в обсуждении, что способствует развитию их собственных нравственных установок. Важно также отметить, что моделирование этического поведения со стороны родителей, их способность решать моральные дилеммы, служат мощным образовательным инструментом, внушая подросткам ценность этических принципов в повседневной жизни. Эмоциональная и моральная поддержка внутри семьи создают стабильность и обеспечивают подростков устойчивыми моральными ценностями. Уверенность в том, что семья всегда окажет поддержку в трудные моменты, способствует формированию у подростков чувства ответственности и заботы. Регулярная моральная поддержка, выраженная через обсуждение этических вопросов и акцентирование важности нравственных принципов, помогает подросткам осознавать ценность моральных установок. Согласованное и последовательное демонстрирование моральных принципов в семье является неотъемлемым элементом формирования нравственных ценностей подростков. Когда родители придерживаются установленных этических стандартов, они создают прочный фундамент для морального развития своих детей. Важным аспектом является также обсуждение моральных ошибок и их последствий, что помогает подросткам извлекать уроки из ситуаций и формировать более сложное и гибкое понимание этических аспектов [3, c. 98].

Для укрепления семейных связей и стимулирования нравственного развития подростков рекомендуется совместное участие в разнообразных мероприятиях, семейных традициях и образовательных программах. Регулярные семейные беседы по моральным вопросам, создание безопасного пространства для выражения мнений, а также семейное чтение и участие в семинарах по этике способствуют глубокому пониманию ценностей внутри семьи. Эти практические стратегии помогают сформировать устойчивую моральную основу, необходимую для эффективного преодоления нравственных вызовов современного мира.

В разнообразии культурных перспектив кроется огромный потенциал для обогащения образовательного процесса и формирования толерантного общества. Педагоги могут сыграть ключевую роль, внедряя разнообразие в учебные программы. Интеграция материалов, отражающих культурные особенности, помогает учащимся видеть свою культуру в контексте мировой истории, способствуя уважению к культурным различиям [4, c. 73].

Межкультурные проекты, предложенные педагогами, создают площадку для обмена опытом между учащимися, позволяя им разбираться в том, как различные культуры воспринимают и решают этические вопросы. Родители также могут активно включиться в поддержку разнообразия, организуя семейные обряды и поощряя чтение мультикультурных книг, что способствует расширению кругозора и формированию толерантности.

Общественные лидеры могут поддерживать межкультурные события и спонсировать образовательные программы, направленные на межкультурное образование. Это создает платформу для взаимодействия между представителями различных общностей, способствуя уважению к разнообразию.

Педагоги играют важную роль в формировании этических навыков подростков. Интеграция материалов, направленных на развитие этического мышления, и создание уроков, посвященных дискуссиям по моральным вопросам, позволяет учащимся применять свои знания на практике. Проектная деятельность, требующая сотрудничества и решения этических задач, стимулирует практическое применение усвоенных навыков.

Родители, поддерживая семейные обсуждения этических вопросов и служащие примером в собственном этическом поведении, могут значительно влиять на формирование нравственных ориентиров подростков. Семейные обряды и традиции, нацеленные на подчеркивание культурных ценностей, укрепляют культурную идентичность и формируют уважение к традициям.

Общественные лидеры, поддерживая образовательные программы по этике и моральному обучению, могут внести свой вклад в развитие нравственных ценностей подрастающего поколения. Спонсорство семинаров и курсов для педагогов помогает повысить квалификацию преподавателей и обеспечить эффективность процесса этического образования [5, c. 1026].

Выводы

Разнообразие культурных перспектив играет ключевую роль в обогащении образовательного процесса и формировании толерантного и уважительного отношения к различиям. Педагоги, родители и общественные лидеры могут активно участвовать в этом процессе, внедряя разнообразие в учебные программы, организуя межкультурные мероприятия и поддерживая образовательные программы.

Все участники образовательного процесса, объединив усилия, создают условия для развития у учащихся не только знаний и навыков, но и нравственных ценностей, что является важным фактором формирования гармоничного и уважительного общества.

Список литературы

  1. Исмагулова Б.А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы / Б.А. Исмагулова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 15-19.
  2. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся старших классов в православных и светских школах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2018. – Т. 9. – № 6-2. – С. 115-123.
  3. Меренков А.В. Духовно-нравственное развитие подростков 11−15 лет: методическое пособие для родителей, учителей, классных руководителей / А.В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во ИСТУ, 2017. –140 с.
  4. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2019. – 147 с.
  5. Патрикеева Э.Г., Калинина Т.В. Проблемы воспитания морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 1023-1029.

Поделиться

1594

Носов С. С. Нравственное развитие подростков в современных условиях // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.IV.С. 36-39. URL: https://apni.ru/article/8174-nravstvennoe-razvitie-podrostkov-v-sovremenni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января