Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Стратегическое управление фирмой в современных условиях: теория и методология

Стратегическое управление фирмой в современных условиях: теория и методология

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

стратегия
стратегическое управление
методология
инструментарий
фирма

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные со стратегическим управлением фирмой в современных условиях, что обусловлено необходимостью в разработке адаптивных методологических и концептуальных научных подходов, определении разработка адаптивных методологических и концептуальных научных подходов, определении гносеологических аспектов в стратегическом управлении. Определено, что под стратегическим управлением необходимо понимать интеграционный процесс, обеспечивающий устойчивое развитие фирмы и направленный на эффективное достижение поставленных на долгосрочный период целей путем реализации комплексного плана действий, разработанного с учетом всех релевантных внешних и внутренних факторов воздействия и с системным использованием накопленных знаний и умений. Составлена матрица методов и инструментов стратегического управления фирмой, а также представлен перечень рекомендаций по использованию инструментария.

Текст статьи

В сложных условиях современного периода развития отечественной экономики деятельность фирм, независимо от вида деятельности, требует стратегического управления, учитывающего все факторы, предотвращающие кризис, соответственно, проблемы стратегического управления входили в научные интересы многих зарубежных и отечественных ученых.

Учитывая достаточно широкий спектр работ, в которых рассматривается сущность стратегического управления, представим таблицу 1, в которой систематизированы ключевые подходы к сущности дефиниции «стратегическое управление».

Таблица 1

Определение ключевых подходов к сущности понятия «стратегическое управление»

Автор

Ключевые положения сущности

Последовательность этапов, процесс

Долгосрочность целей

Интеграция

Необходимость методологической базы

Ресурсы, в том числе персонал

Внешние и внутренние связи

И. Ансофф [1]

+

+

 

 

 

 

А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд [6]

+

+

 

 

 

 

Н. Срин [10]

+

+

+

 

 

 

П. Керр [9]

+

+

 

 

+

 

Ж.В. Эстерлейн [8]

+

 

 

 

+

 

Ю.И. Васькова [3]

+

+

 

+

 

+

Е.А. Бреусова, А.С. Мирошниченко [2]

+

 

 

 

+

 

Г.Я. Гольдштейн [4]

+

+

 

+

 

 

И.Н. Маврина [5]

+

+

+

 

+

 

И.В. Шалимов, В.Р. Петров [7]

+

+

+

+

 

 

В результате определено, что стратегическое управление фирмой – это интеграционный процесс, обеспечивающий устойчивое развитие фирмы и направленный на эффективное достижение поставленных на долгосрочный период целей путем реализации комплексного плана действий, разработанного с учетом всех релевантных внешних и внутренних факторов воздействия и с системным использованием накопленных знаний и умений. В современных условиях фирма будет эффективно действовать, если определены стратегические векторы развития и определены глобальные, перспективные задачи с использованием тактики как инструмента их реализации.

В условиях турбулентной конкурентной среды ключевой целью менеджмента фирмы является эффективное внедрение управленческих решений на основе сочетания экономического и стратегического аспектов управления, что и является базисом для долгосрочной перспективы реализации целей, задач и получения желаемого результата. Для этого необходим определенный методологический аппарат, который включает в себя определенные методики и инструментарий стратегического управления (табл. 2).

Таблица 2

Матрица методов и инструментов стратегического управления фирмой

 Методы и инструменты

Исследование исходной ситуации

Анализ внешней среды

Анализ потенциаль­ных возможностей и резервов предприятия, анализ внутренней среды

Формирова­ние целей и миссии

Определение альтернатив

Разработ­ка стратегии

Реализа­ция стратегии

Оценка результатив­ности

Методы

Методы сбора информации

+

+

+

+

+

+

+

 

Статистические методы

+

+

  

+

  

+

Экспертные методы оценки

+

+

+

+

+

 

+

+

Экономико-математические методы

+

   

+

  

+

Методы прогнозирования

   

+

+

+

  

Методы прикладной математики

   

+

+

  

+

Инструменты

STEP-анализ

 

+

 

 

 

 

 

 

SWОТ-анализ

 

+

+

 

 

 

 

 

SNW -анализ

 

+

+

 

 

 

 

 

SMART-анализ

 

 

 

+

 

 

 

 

GAP-анализ

 

+

+

 

 

 

 

+

Система парадигм СТОО

 

 

 

+

 

 

 

 

Методика развития ВПМ

 

 

 

+

 

 

 

 

Конкурентный анализ

 

+

 

 

 

 

 

 

Ранжирование и взвешивание факторов

 

 

+

+

+

+

 

+

Функционально стоимостной анализ

 

 

+

 

 

 

 

+

Многофакторный анализ

 

 

+

 

+

 

 

+

Анализ финансовых коэффициентов

 

 

 

 

 

 

 

+

Сценарный анализ

 

 

 

 

+

+

 

 

Имитационное моделирование

 

 

 

 

+

+

 

 

Регрессионный анализ

 

 

 

 

 

 

+

 

Анализ чувствительности

 

 

 

 

 

+

+

 

Анализ рисков

 

 

 

 

 

+

 

 

Коэффициент ранговой корреляции

 

 

 

 

 

 

 

+

Матричный анализ (матрица И. Ансоффа, BCG, матрица Томпсона, матрица Д. Абеля, матрица McKinsey, матрица АДЛ)

 

+

+

 

 

+

+

+

Модель развития К. Левина

 

 

 

 

 

+

 

 

Модель развития К. Коттера

 

 

 

 

 

+

 

 

Модель PIMS

 

 

 

 

 

+

 

 

Исследование методологического аппарата позволило установить, что существует большое количество предложений и концепций стратегического управления как от отечественных, так и зарубежных исследователей, однако отсутствует единое мнение по этому вопросу. Для того чтобы понять, какими характеристиками должна владеть фирма, как добиться максимальной результативности, необходимо использовать совокупность методов для получения эффективного результата, у каждого из рассмотренных методов есть свои преимущества и недостатки, их обязательно учитывать при их использовании. В статье предлагается акцентирование на следующих методах и инструментах для оценки стратегического управления фирмы (рис.).

Рис. Рекомендации по методологии стратегического управления

Таким образом, проанализированы основные методологические аспекты темы и инструментарий стратегического управления фирмой в современных условиях. В результате можно сделать вывод, что существует множество методов и инструментов, используемых на разных этапах стратегического управления. Составлена матрица методов и инструментов стратегического управления фирмой, а также представлен перечень рекомендаций по использованию инструментария на каждом этапе стратегического управления (исследование исходной ситуации (анализ экономических показателей), анализ внешней среды (PEST-анализ, конкурентный анализ), анализ потенциальных возможностей и резервов (SWOT-анализ), формирование целей и миссии («Дерево целей»), определение альтернатив (матрица BCG), разработка стратегии (модели И. Ансоффа, сценарное планирование), реализация стратегии (ССП), оценка результативности (внутренний аудит).

Список литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление // Электронная библиотека ЛГАКИ. URL: https://lib.lgaki.info/ (дата обращения: 10.01.2024).
  2. Бреусова Е.А., Мирошниченко А.С. Управление знаниями в системе стратегического управления организацией // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции (Москва, 20 августа 2022 г.). М.: АЛЕФ, 2022. С. 371-379.
  3. Васькова Ю.И. Совершенствование стратегического управления на региональных мясоперерабатывающих предприятиях (на примере Саратовской области): дис. … канд. экон. наук. Саратов, 2021. 202 с.
  4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент // Электронная библиотека «Аналитик». URL: https://www.rc-analitik.ru/ (дата обращения: 10.01.2024).
  5. Маврина И.Н. Стратегический менеджмент // Электронная библиотека УрФУ. URL: https://elar.urfu.ru/ (дата обращения: 10.01.2024).
  6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент // Электронная библиотека AMAC. URL: http://www.amac.md/biblioteca/data/26/03/Management/Thompson.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
  7. Шалимов И.В., Петров В.Р. Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции (Новокузнецк, 15-16 марта 2023 г.). Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2023. С. 171-175.
  8. Эстерлейн Ж.В. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия // Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения в войсках национальной гвардии российской федерации во взаимодействии с другими видами обеспечения: Межвузовский сборник научно-практических материалов (Пермь, 15 мая 2023 г.). Пермь: Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. С. 294-298.
  9. Kerr P. The impact of performance measurement diversity on customer-oriented selling behavior // Industrial Marketing Management. 2023. Vol. 110. P. 56-67.
  10. Sreen N. Knowledge acquisition from innovation failures: a study of micro, small and medium enterprises (MSMEs) // Journal of Knowledge Management. 2023. Vol. 5. P. 25-66.

Поделиться

820

Вахитов И. А. Стратегическое управление фирмой в современных условиях: теория и методология // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.III.С. 54-58. URL: https://apni.ru/article/8179-strategicheskoe-upravlenie-firmoj-v-sovremenn

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января