В сложных условиях современного периода развития отечественной экономики деятельность фирм, независимо от вида деятельности, требует стратегического управления, учитывающего все факторы, предотвращающие кризис, соответственно, проблемы стратегического управления входили в научные интересы многих зарубежных и отечественных ученых.
Учитывая достаточно широкий спектр работ, в которых рассматривается сущность стратегического управления, представим таблицу 1, в которой систематизированы ключевые подходы к сущности дефиниции «стратегическое управление».
Таблица 1
Определение ключевых подходов к сущности понятия «стратегическое управление»
Автор |
Ключевые положения сущности | |||||
Последовательность этапов, процесс |
Долгосрочность целей |
Интеграция |
Необходимость методологической базы |
Ресурсы, в том числе персонал |
Внешние и внутренние связи | |
И. Ансофф [1] |
+ |
+ |
|
|
|
|
А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд [6] |
+ |
+ |
|
|
|
|
Н. Срин [10] |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
П. Керр [9] |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Ж.В. Эстерлейн [8] |
+ |
|
|
|
+ |
|
Ю.И. Васькова [3] |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
Е.А. Бреусова, А.С. Мирошниченко [2] |
+ |
|
|
|
+ |
|
Г.Я. Гольдштейн [4] |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
И.Н. Маврина [5] |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
И.В. Шалимов, В.Р. Петров [7] |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
В результате определено, что стратегическое управление фирмой – это интеграционный процесс, обеспечивающий устойчивое развитие фирмы и направленный на эффективное достижение поставленных на долгосрочный период целей путем реализации комплексного плана действий, разработанного с учетом всех релевантных внешних и внутренних факторов воздействия и с системным использованием накопленных знаний и умений. В современных условиях фирма будет эффективно действовать, если определены стратегические векторы развития и определены глобальные, перспективные задачи с использованием тактики как инструмента их реализации.
В условиях турбулентной конкурентной среды ключевой целью менеджмента фирмы является эффективное внедрение управленческих решений на основе сочетания экономического и стратегического аспектов управления, что и является базисом для долгосрочной перспективы реализации целей, задач и получения желаемого результата. Для этого необходим определенный методологический аппарат, который включает в себя определенные методики и инструментарий стратегического управления (табл. 2).
Таблица 2
Матрица методов и инструментов стратегического управления фирмой
Методы и инструменты |
Исследование исходной ситуации |
Анализ внешней среды |
Анализ потенциальных возможностей и резервов предприятия, анализ внутренней среды |
Формирование целей и миссии |
Определение альтернатив |
Разработка стратегии |
Реализация стратегии |
Оценка результативности |
Методы | ||||||||
Методы сбора информации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Статистические методы |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Экспертные методы оценки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Экономико-математические методы |
+ |
+ |
+ | |||||
Методы прогнозирования |
+ |
+ |
+ | |||||
Методы прикладной математики |
+ |
+ |
+ | |||||
Инструменты | ||||||||
STEP-анализ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
SWОТ-анализ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
SNW -анализ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
SMART-анализ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
GAP-анализ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
Система парадигм СТОО |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Методика развития ВПМ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Конкурентный анализ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Ранжирование и взвешивание факторов |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Функционально стоимостной анализ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
Многофакторный анализ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
Анализ финансовых коэффициентов |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Сценарный анализ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
Имитационное моделирование |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
Регрессионный анализ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Анализ чувствительности |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
Анализ рисков |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Коэффициент ранговой корреляции |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Матричный анализ (матрица И. Ансоффа, BCG, матрица Томпсона, матрица Д. Абеля, матрица McKinsey, матрица АДЛ) |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
Модель развития К. Левина |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Модель развития К. Коттера |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Модель PIMS |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Исследование методологического аппарата позволило установить, что существует большое количество предложений и концепций стратегического управления как от отечественных, так и зарубежных исследователей, однако отсутствует единое мнение по этому вопросу. Для того чтобы понять, какими характеристиками должна владеть фирма, как добиться максимальной результативности, необходимо использовать совокупность методов для получения эффективного результата, у каждого из рассмотренных методов есть свои преимущества и недостатки, их обязательно учитывать при их использовании. В статье предлагается акцентирование на следующих методах и инструментах для оценки стратегического управления фирмы (рис.).
Рис. Рекомендации по методологии стратегического управления
Таким образом, проанализированы основные методологические аспекты темы и инструментарий стратегического управления фирмой в современных условиях. В результате можно сделать вывод, что существует множество методов и инструментов, используемых на разных этапах стратегического управления. Составлена матрица методов и инструментов стратегического управления фирмой, а также представлен перечень рекомендаций по использованию инструментария на каждом этапе стратегического управления (исследование исходной ситуации (анализ экономических показателей), анализ внешней среды (PEST-анализ, конкурентный анализ), анализ потенциальных возможностей и резервов (SWOT-анализ), формирование целей и миссии («Дерево целей»), определение альтернатив (матрица BCG), разработка стратегии (модели И. Ансоффа, сценарное планирование), реализация стратегии (ССП), оценка результативности (внутренний аудит).