Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Применение системного анализа для оценки эффективности информационных систем в б...

Применение системного анализа для оценки эффективности информационных систем в бизнесе

Автор(-ы):

Бубнова Татьяна Алексеевна

16 января 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

показатели эффективности
критерии оценки
системная аналитика

Аннотация статьи

В статье рассматривается разработка модели и методы оценки экономической эффективности, внедренной аналитической информационной системы на предприятии на основе финансовых показателей.

Текст статьи

Цель статьи – в разработке моделей и методов оценки экономической эффективности, внедренной аналитической информационной системы на предприятии на основе финансовых показателей.

В настоящее время, успешное развитие бизнеса невозможно без внедрения цифровых технологий, имеющих не последнее значение в обеспечении конкурентоспособности организации, предприятия на рынке. Современные кредитные организации не являются исключением и активно применяют новые информационные технологии, позволяющие быстро и безопасно осуществлять переводы денежных средств, с гарантией безопасности их сохранности и движения по счетам. Процесс цифровизации постоянно совершенствуется изменением и улучшением, используемых программ и технических инструментов. Информационными технологиями, сегодня, обозначают способы, процессы, методы, программно-технические средства, позволяющие скоро собирать, сохранять, отображать, передавать, распространять большие объемы информации, применяемые с целью уменьшения трудоемкости использования информационных ресурсов, обеспечения его эффективности и надежности. Таким образом, «информационно-коммуникационные технологии характеризуются такими критериями как: процесс, средства, методы, способы осуществления операций с информацией, конечным результатом, созданием среды для обработки материалов». Задействование информационных технологий предполагает включение в деятельность комплекса технических средств обеспечения: компьютерного оборудования, коммуникационных и организационных инструментов. В комплексе технических средств информационных технологий, электронное оборудование, программные системы являются основными инструментами, на базе которых производится обработка, преобразование информации, осуществляются функции управления.

В сфере финансовой деятельности, внедрение инноваций, к которым, несомненно, относятся цифровые технологии, особенно востребовано, о чем свидетельствует повышение спроса и вложение огромных средств на развитие высоких технологий, создание более качественных информационно-телекоммуникационных систем, что обеспечивает достижение цели лидерства на конкурентном рынке банковских услуг. На современном этапе цифровизации отечественной банковской системы проделана большая работа и продолжают совершенствоваться, такие направления внедрения новых технологий, как:

  1. Цифровой банкинг, обеспечивающий предоставление банковских услуг, позволяющий сократить время и издержки, улучшить качество взаимодействия с клиентами, безопасность сохранения личных данных.
  2. Расширение сферы задействования интеграционных процессов, посредством создания новых цифровых платежных систем и сервисов.
  3. Создание и внедрение новых инструментов и процедур, позволяющих производить переводы, осуществлять товарооборот с помощью банковских карт и электронных платежей. Стоит отметить, что новые платежные системы разработанные и внедренные в деятельность кредитных организаций в 2017 году, такие как Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay Xiaomi Pay, сегодня, признаны эффективными в удовлетворении потребности граждан на качественно новые банковские услуги. Среди отечественных удобных средств платежей можно выделить цифровые карты системы «Мир», не уступающие технологиям иностранных образцов.
  4. Открытые платформы. Наш мир меняется, ускоряется и внешние вендоры не успевают за этими изменениями: слишком много потребностей, слишком высокие темпы. Разумный выход – предоставлять банкам открытые платформы, где есть ядро и базовый функционал. Банк же самостоятельно корректно вносит изменения, подстраивает платформу под свои нужды.
  5. Системы искусственного интеллекта. В настоящее время в колл-центрах банков уже используются боты – роботы-консультанты с использованием речевых технологий и простых форм искусственного интеллекта для помощи в решении несложных вопросов. Для автоматического управления инвестициями используются робоэдвайзеры.

Второе направление – это увеличение роли мобильных устройств как платежных средств. Так, согласно квартальным финансовым результатам Apple, в сентябре через Apple Pay было произведено больше покупок, чем в течение всего 2016 года. Компания зафиксировала значительный рост объема транзакций через свою платежную систему по всему миру.

Новая информационная технология – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

Классификация автоматизированных информационных технологий по степени охвата задач управления. По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности.

При автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства, включая ЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. К АИТ по степени охвата задач управления относятся АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений.

Эти два вида АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут находиться в разных помещениях.

Необходимость работы с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице, транспортных средствах привела к появлению АИТ виртуальных офисов.

Такие АИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.

В современных организациях информационные системы играют стратегическую роль в обеспечении эффективности бизнес-процессов и принятии обоснованных решений. Идентификация и описание этих систем становятся ключевыми шагами в управлении информационными технологиями, предоставляя комплексное представление о том, как технологии взаимодействуют с бизнес-структурой.

Идентификация информационных систем начинается с определения их роли в организации. Это может включать в себя системы управления клиентскими отношениями (CRM), системы управления предприятием (ERP), системы управления данными, бизнес-аналитические системы, а также специфические приложения, разработанные для решения уникальных задач компании.

Описание информационных систем включает в себя указание их функциональности, области применения, взаимодействия с другими системами и роли, которые они играют в бизнес-процессах. Отражение технологического стека, используемого в каждой системе, а также данных, которые они обрабатывают, помогает создать полную картину информационной инфраструктуры организации.

Важным аспектом является также выделение ключевых бизнес-процессов, которые поддерживаются каждой информационной системой. Это позволяет оценить, насколько эффективно системы соответствуют стратегии компании и способствуют достижению ее целей. Например, CRM-системы могут быть направлены на улучшение обслуживания клиентов, в то время как ERP-системы сосредоточены на оптимизации внутренних процессов.

Также важно учесть аспект безопасности при идентификации и описании информационных систем. Это включает в себя оценку уровня защиты данных, использование шифрования, контроль доступа и другие меры, направленные на предотвращение угроз информационной безопасности.

Интеграция информационных систем, их взаимодействие и совместное функционирование являются еще одним ключевым аспектом. Организации стремятся к созданию единого информационного пространства, где различные системы могут обмениваться данными и взаимодействовать для достижения более высокой эффективности.

В заключение, идентификация и описание информационных систем в бизнесе являются неотъемлемой частью стратегического управления технологиями. Это позволяет организации лучше понимать свой технологический ландшафт, оптимизировать бизнес-процессы и обеспечивать адекватный уровень безопасности, что является основой для успешного функционирования в современном информационном мире.

Классификация автоматизированных информационных технологий по способу построения компьютерной сети. В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного.

Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, к срочности обработки информации, привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых и распределенных систем организационного управления объектами, какими являются, например, банковские, налоговые, снабженческие, статистические и другие службы.

Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных, которые строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта, машинного ведения информационных массивов.

Эту проблему в новых информационных технологиях решают распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней. За счет усложнения программных средств управления базами данных повышаются скорость, обеспечиваются защита и достоверность информации при выполнении экономических расчетов и выработке управленческих решений.

В многоуровневых и распределенных компьютерных информационных системах организационного управления одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений.

В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определять достоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающее устройство или передавать по каналам связи.

Отечественная банковская система, несмотря на непродолжительную историю своего образования в двадцатом столетии, стремится достичь лидерства на международном рынке, предоставления банковских услуг. В настоящее время, успешность любой деятельность, невозможна без внедрения новых цифровых технологий, которые, несомненно являются способом достижения первенства в борьбе за клиентом. Большим потребительским спросом, сегодня, отмечены мобильные приложения и чат-боты, которые имеют значимость в выборе кредитной организации. Их преимущества заключаются в быстром осуществлении коммуникации, персонализации, которые могут быть использованы банками для увеличения клиентской базы. Практичность и комфорт, осуществления взаимодействия, в режиме реального времени, должны быть учтены кредитной организацией и использоваться в конкуренции за клиента. Банковская сфера, находится в постоянном развитии, что обеспечивается совершенствованием функциональности ее систем.

«На современном этапе развития банковской деятельности важным является, не только, обновление инфраструктуры, позволяющей своевременно осуществлять переход к деятельности, отвечающей требованиям современности, но и избрание эффективной инновации, одной из которых является технология блокчейн.»

Реалии современного времени, проявляющиеся в нестабильности экономического развития России, что обусловлено кризисами свойственными рыночной экономике, внешней политикой, проводимой государством, не способствуют внедрению и развитию цифровых технологий, несмотря на утвержденные государственные программы и вложение немалых бюджетных средств, в реализацию цифровизации экономики страны. Также, отмечаются проблемы правового обеспечения регулирования, вновь возникающих отношений, обеспечение защиты информационной, экономической безопасности банковской деятельности.

В настоящее время банковские системы сформировались как высокотехнологичные сервисы, и чтобы сохранить конкурентоспособность, и получить преимущество на рынке, им приходится действовать без промедлений, применяя инновации и расширяя список предоставляемых услуг.

Рассмотрим основные современные тенденции рынка банковских услуг, которые обусловлены следующими ключевыми процессами:

  • эволюционным развитием финансового рынка, появлением новых его сегментов и инструментов;
  • высокими требованиями клиентов банков к качеству проводимых банковских операций и обслуживания, а также усилением конкуренции банков в отношении качественных характеристик предоставляемых услуг;
  • усиленным развитием нынешних информативных технологий, применение которых дает возможность банкам расширять одновременно диапазон предоставляемых услуг, приблизить их к клиенту, уменьшить расход времени клиентов и банковских операционных издержек, законодательством к банковским операциям и иным банковским сделкам.

Для успешной финансовой деятельности органы банковской системы обязаны разрабатывать новые стратегии, опираясь на различные исследования, тем самым позволяя представить на рынке новую банковскую услугу.

Банковские технологии неразрывно связаны с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную автоматизацию бизнеса. Современные банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе ряда основополагающих принципов:

  • модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием;
  • открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами, обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства;
  • гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка;
  • масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов;
  • многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве;
  • моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов;
  • непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.

На данный момент большую популярность в банковской деятельности получили электронные банковские услуги, то есть интернет-банкинг. Интернет-банкинг дает возможность клиентам управлять счетами в режиме онлайн (с высокой оперативностью, в непрерывной связи) из любого места. При этом возможности использования интернета в банковской деятельности постоянно расширяются, появляются новые службы и технологии, которые доступны теперь даже самым неопытным пользователям. Сегодня клиенты банка с помощью интернет-банкинга могут покупать и продавать валюту, оплачивать коммунальные услуги, переводить средства по клиентским счетам и отслеживать их и многое другое.

По результатам статистики на 2017 год, 97% российских интернет-пользователей являются клиентами российских банков, которые имеют хотя бы одну банковскую карту, счет, вклад или непогашенный кредит. 75% клиентов банков, пользующихся интернетом, используют хотя бы один канал дистанционного доступа к своим картам, счетам и другим банковским продуктам.

Самый популярный дистанционный канал банковского обслуживания - интернет-банк. Примерно одним интернет-банком пользуются 35,3 млн человек, или 64,5% всех российских интернет-пользователей. Интернет-банкинг широко распространен как канал банковского обслуживания в населенных пунктах любого размера. Среди россиян, проживающих в городах с населением менее 100 тысяч жителей, поселках городского типа, деревнях и селах, более 58% интернет-пользователей пользуются хотя бы одним интернет-банком.

В наше время мобильными банковскими приложениями для смартфонов и планшетов в России пользуются 18,1 млн человек, или 33% российской интернет-аудитории. Как и в случае с интернет-банкингом, доминирующий по количеству пользователей мобильный банк – мобильные приложения ПАО «Совкомбанк»: ими пользуются 3 млн человек или 8% всей аудитории мобильного банкинга.

Также анализ показал, что в современных экономических условиях банковская сфера является лидером в вопросах автоматизации по сравнению с другими секторами экономики. Причиной данного явления выступает высокая инвестиционная активность банков по отношению к передовым технологиям. По экспертным оценкам, банки выделяют бюджет на автоматизацию примерно 8–10 % от своей прибыли.

Во многих банках также можно воспользоваться услугой проведения операций с иностранной валютой, лизинговыми, страховыми и аудиторскими. Растет число операций, осуществляемых с ценными бумагами. Этим банки пытаются привлечь как можно больше новых клиентов и увеличить свои доходы. Развитие информационных технологий в банковской деятельности требует от банков наращивания и совершенствования услуг. В зарубежной и отечественной практике стали развиваться аутсорсинговые услуги.

Одной из важнейших проблем, которую сегодня необходимо решать отечественным банкам, является слабое развитие интернет – банкинга в розничном банковском секторе на фоне увеличивающейся конкуренции со стороны небанковских платежных интернет-систем.

Данную проблему можно решить только усиленным инвестированием и развитием системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Серьезным препятствием на пути разработки и внедрения интернет-банкинга - кадровая проблема.

Качество и оперативность решения любой задачи напрямую зависит от квалификации специалистов, которые за нее берутся. Для «разработки и сопровождения систем интернет-банкинга сегодня необходимы программисты (причем работающие не только в области интернет-технологий), системные администраторы, веб-дизайнеры, веб-программисты, эксперты по компьютерной и коммуникационной защите, экономисты, маркетологи, юристы».

Проблему формирования штата для подразделения интернет-банкинга в случае отсутствия кадров должной квалификации предлагается решать посредством проведения профессиональной переподготовки. Причем, проводить переквалификацию рекрутов – IT-специалистов эффективнее, чем переобучать работников банка.

На пути развития интернет-банкинга стоит и психологическая проблема - финансовая неграмотность населения. Многие люди до сих пор не понимают специфику деятельности банка, не разбираются в предлагаемых продуктах, а использование интернет-банкинга еще более усугубляет эту ситуацию.

Кроме того, еще одна из наиболее актуальных проблем интернет-банкинга в России касается вопросов безопасности систем интернет-банкинга – аутентификация клиента в системе. Необходимо отметить, что сегодня не существует единого универсального способа обеспечения надежности компьютеризованной банковской деятельности, критериями которой являются: надежная и устойчивая методология выявления, оценивания и анализа рисков.

В настоящее время большинство отечественных кредитных организаций уделяют недостаточно внимания вопросам управления банковскими рисками, связанными с их деятельностью в рамках интернет-банкинга, и не имеют методик. Основными технологиями обеспечения безопасности в современных платежных системах являются:

  • шифрование данных при помощи SSL-протокола;
  • использование виртуальной клавиатуры в системах интернет-банкинга;
  • использование электронной цифровой подписи, удостоверяющей личность владельца счета;
  • использование системы временных паролей для подтверждения финансовых операций.

Нельзя не отметить проблему непроработанного законодательного регулирования систем ДБО и нестабильность правовой системы. В настоящее время российское законодательство предусматривает возможность при работе с банками использовать аналог собственноручной подписи или ЭЦП (сертификата). Принятие Закона об ЭЦП выдвинуло новые требования к технологиям, в том числе и банковским. Аутентификация субъектов при их дистанционном взаимодействии получила значительный импульс в результате принятия этого закона.

Во многих реализациях банковского программного обеспечения аутентификация пользователя осуществляется по ЭЦП или с применением цифрового сертификата. Это означает, что появилась насущная необходимость в удостоверяющих центрах, которые замыкают цепочку сотрудничества. Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу несколько лет назад, но публичные удостоверяющие центры так и не заработали. В результате суды столкнулись с исками, в которых истцы требовали признать использование ЭЦП, не имеющим юридической силы.

Сегодня банкам необходимо не только своевременное реагировать на принимаемые Банком России положения, но и активно способствовать ему в их разработке, для обеспечения успешного развития и повышения эффективности деятельности систем ДБО.

Можно сделать вывод о том, что для успешной работы дистанционного банковского обслуживания необходимо решить технический вопрос удаленной идентификации и законодательно допустить такое взаимодействие.

В настоящий момент российскими кредитными организациями ведутся тестирования программных продуктов по удаленной идентификации. В основе технологий дистанционного распознавания клиента лежат биометрические данные. Такой способ идентификации успешно применяется ведущими мировыми банками: Bank of America и Royal Bank of Scotland (по отпечатку пальца), Barclays (по сосудистому рисунку пальца), HSBC (по лицу), Wells Fargo (2 способа: либо по голосу и лицу, либо по сосудистому рисунку глазного яблока – клиенту просто нужно сделать селфи) и Citibank (по голосу). Не вызывает сомнения, что техническая сторона удаленной идентификации в ближайшем будущем будет решена.

Правовым решением возможности полноценного дистанционного обслуживания могло бы послужить изменение Федерального закона о противодействии коррупции, а именно - отмена запрета открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента, а также возможность открывать счета (вклады) только клиентам, уже прошедшим процедуру идентификации в отделении кредитной организации. Это даст толчок новациям в сфере банковского обслуживания.

Кредитным организациям больше не придется изобретать не вполне легальные, либо рискованные схемы дистанционного обслуживания. Можно привести пример, когда клиент выдает доверенность на открытие счета третьему лицу, как правило, этим лицом является сотрудник кредитной организации, после чего в рамках указанной доверенности открывается счет. Формально требование Закона о противодействии соблюдается, однако надлежащая идентификация клиента не производится.

Широкое развитие эффективных банковских услуг с использованием мобильного интернет-банкинга не представляется возможным без организации соответствующей маркетинговой стратегии по продвижению новых услуг банка.

В зарубежной практике банки, использующие интерактивные возможности Интернета, проводят активные рекламные кампании в социальных сетях. И у нас в стране коммерческие банки начали использовать социальные сети в качестве основного инструмента маркетингового продвижения банковской продукции и услуг.

Получая обратную связь в виде отзывов от пользователей, банки имеют возможность оперативно реагировать на пожелания и замечания по оказываемым услугам. С уверенностью можно сказать, что социальные сети для банковской системы рассматриваются в качестве важного и действенного канала обратной связи.

В целом, на развитие ИТ-технологий в финансовой сфере в дальнейшем будут оказывать влияние следующие факторы:

  • демографические изменения, включая увеличение числа молодых потребителей на рынке и рост мобильности;
  • более активная роль правительства в регулировании финансового сектора, организации систем социальных гарантий и обеспечении или поощрении распространения дешевых банковских счетов и финансовой инфраструктуры;
  • появление новых кибер-рисков и активизация кибер-преступности;
  • доступ в Интернет с помощью мобильных телефонов уменьшит стоимость финансовых операций и позволит новым игрокам предложить финансовые услуги.

К числу основных перспектив в сфере банковских ИТ-технологий можно отнести следующие:

  1. Использование технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к информационным ресурсам.
  2. Увеличение функциональных возможностей, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, в том числе позволяющих реализовать технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных.
  3. Внедрение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя, экспертных систем, систем машинного перевода.
  4. Усложнение информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение.
  5. Способность к взаимодействию. С ростом значимости информационного продукта возможность провести обмен этим продуктом между компьютером и пользователем или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Также эта проблема затрагивает совместимость технических и программных средств. Все проблемы обработки и передачи информации находились в полном соответствии по совместимости и быстродействию.

Банковская индустрия в России практически достигла общемирового уровня информатизации. Новые технологии предоставляют банкам преимущества в борьбе за клиента. В то же время переход банков на «цифру» подстегивает развитие сегмента мобильных приложений и чат-ботов, которые нацелены на усовершенствование коммуникации с клиентом и максимальную персонализацию. Удобство онлайн-взаимодействия становится решающим фактором выбора банка.

Поскольку банковский сектор меняется достаточно быстро, в этой сфере становятся востребованными гибкие доработки функциональности систем. Кроме того, это же качество требуется и для инфраструктуры, которая должна обеспечивать быструю перенастройку под меняющиеся требования бизнеса. Также банки продолжают экспериментировать с большими данными, искусственным интеллектом и блокчейном, пытаясь «нащупать», где такие инновации окажутся наиболее эффективны.

Банковский сектор – наиболее технологичный сегмент российской экономики. Требования регуляторов и борьба за клиента в условиях ужесточающейся конкуренции, вынуждают банки оперативно внедрять технологические инновации. По оценкам аналитиков Deloitte российский рынок финансовых технологий в 2018 г. вырос на 12%. По мнению экспертов рынок имеет большой потенциал: 76% компаний положительно оценивают текущее состояние рынка с точки зрения финансового благополучия бизнеса, а 60% – видят серьезные перспективы развития с оптимизмом смотрят на перспективы развития рынка. Главным драйвером развития финансовых технологий в России остаются банки, инвестирующие внушительные средства в технологическую модернизацию.

Крупные банки формируют перечень требований к функциональности и производительности информационной системы учитывают свою специализацию, масштабы деятельности, число сотрудников и автоматизированных рабочих мест, объем и сложность структуры документооборота, количество действующих внутрибанковских и клиентских счетов, масштабы филиальной сети, объемы валютных операций и т. д.

Помимо собственно программного обеспечения, банковские информационные технологии решают еще целый комплекс задач, касающихся информационного и аппаратно-технического обеспечения банковских операций.

Основными технологиями, которыми сейчас пользуются банки, можно назвать следующие:

  • Информационные технологии для ведения бухгалтерского учета (должны предоставить возможность обрабатывать все операции, проводимые банком, с приемлемой степенью скорости и надежности, а также осуществлять всю бухгалтерскую и финансовую отчетность);
  • Информационные технологии для управленческого учета и стратегического планирования (имеют широкие возможности для контроля и анализа управленческой и учетной информации. Помимо этого, система должна обеспечивать обмен данными с программными продуктами и инструментальными средствами для финансового и статистического анализа);
  • Информационные технологии для передачи информации (различные электронные расчетные межбанковские системы, системы электронной связи отделений и филиалов банка с головным офисом);
  • Средства защиты информации (осуществляют защиту передаваемой информации от несанкционированного просмотра и изменения).

Рекомендации по улучшению эффективности информационных систем (ИС) представляют собой стратегически важный аспект, направленный на оптимизацию работы бизнес-инфраструктуры и повышение общей производительности организации. Основываясь на предыдущем анализе ИС и их влияния на бизнес-процессы, формулирование рекомендаций становится ключевым шагом для достижения максимальной эффективности в условиях быстро меняющейся бизнес-среды.

1. Обновление и модернизация аппаратного обеспечения:

Рекомендуется провести анализ текущего состояния аппаратного обеспечения информационных систем. В случае устаревших компонентов или недостаточной производительности, рекомендуется внедрение современных технологий и обновление аппаратной базы. Это способствует повышению общей производительности систем и обеспечит более эффективную обработку данных.

2. Оптимизация программного обеспечения:

Проведение анализа программного обеспечения позволит выявить возможности для его оптимизации. Рекомендуется использовать последние версии программ и внедрять обновления, чтобы обеспечить совместимость, исправить ошибки и внедрить новые функциональности. Оптимизированное программное обеспечение способствует более эффективному взаимодействию между системами и повышению общей производительности.

3. Развитие систем безопасности:

Усиление мер по обеспечению безопасности информационных систем является приоритетом. Рекомендуется внедрение современных средств защиты, мониторинга и аудита, чтобы предотвратить угрозы и минимизировать риски утечки данных. Это важно не только для защиты конфиденциальной информации, но и для обеспечения непрерывности бизнес-процессов.

4. Интеграция и взаимодействие ИС:

Рекомендуется уделить внимание вопросам интеграции информационных систем между собой. Создание единого информационного пространства, где данные могут обмениваться свободно и без задержек, способствует синергии бизнес-процессов. Разработка стандартов и протоколов для взаимодействия ИС может повысить эффективность внутриорганизационных коммуникаций.

5. Обучение персонала:

Эффективное использование информационных систем часто зависит от компетентности персонала. Рекомендуется провести обучение сотрудников по использованию новых функциональностей и технологий, а также вопросам безопасности информационных систем. Обучение должно быть регулярным, учитывая быстрый темп изменений в области информационных технологий.

6. Мониторинг и анализ производительности:

Внедрение систем мониторинга и аналитики производительности ИС поможет оперативно выявлять проблемы и бутылочные горлы. Рекомендуется установка метрик и инструментов для постоянного мониторинга производительности систем, что обеспечит оперативную реакцию на потенциальные угрозы и сбои.

7. Стратегия облачных решений:

В зависимости от потребностей организации, рекомендуется рассмотреть возможность интеграции облачных решений. Облачные технологии могут предоставить гибкость, масштабируемость и доступность данных, что важно в условиях быстро меняющегося бизнес-окружения.

Совокупность этих рекомендаций обеспечит организации более эффективное использование информационных систем, улучшение бизнес-процессов и способствует достижению стратегических целей. Ключевым аспектом является постоянное обновление и адаптация информационной инфраструктуры с учетом новых технологий и требований рынка.

Подводя итог, необходимо отметить, что роль новых технологий в организации получения финансовых услуг велика. Экономия времени и денег позволяет людям эффективно вести банковскую деятельность. Технологии помогли банковской сфере превращать тонны бумаги и отходов в «безбумажную» связь и средства передачи информации; создали эффективные и экономящие время методы усовершенствования ведения бизнеса; важные технологии привели к увеличению надежности. Также постоянно вырабатывается все более новые безопасные методы ведения бизнеса и защиты информации. Сотрудники Банка по безопасности или соблюдению правил используют теперь не только компьютеры, но и все более новые методы работы с информацией и ее защитой.

В целом, поведение потребителей и тенденции смарт-устройств – это основная банковская технология, продвигающаяся в удобном для человечества направлении. Все большее число удаленных технологий позволяет взаимодействовать с банком прямо «с ладони». Новые гаджеты и способы передачи информации упрощают жизнь обычным клиентам, которые в наше время (чаще всего) хотят получать услуги «не выходя из квартиры».

Кроме того, хорошо подготовленная рабочая сила, надлежащее планирование преемственности персонала и планируемая стратегия реализации, поддерживаемая адекватной маркой, будут способствовать успеху этих продуктов.

Наличие информационных технологий в бизнесе позволило предприятиям добиваться большого успеха на глобальном мировом рынке. Именно благодаря развитию технологий произошла глобализация. Каждый бизнесмен теперь может работать из любой точки нашей большой планеты. Применение системного анализа для оценки эффективности информационных систем (ИС) в современном бизнесе представляет собой необходимую стратегическую практику, обеспечивающую компаниям глубокое понимание взаимосвязей, воздействия и оптимизации ключевых бизнес-процессов. Системный анализ выходит за рамки простого технического обзора ИС, превращаясь в мощный инструмент для формирования и реализации стратегии, повышения конкурентоспособности и достижения высоких бизнес-целей.

В ходе системного анализа выявляются не только технические характеристики информационных систем, но и их влияние на организационные структуры, процессы и, что не менее важно, на человеческий фактор. Этот глубокий и комплексный подход позволяет компаниям рассматривать ИС как интегральную часть стратегии, а не просто как технический инструмент.

Список литературы

  1. Анисифоров А.Б. Базовые принципы формирования, развития и эксплуатации информационной инфраструктуры предприятия в решении задач информационного менеджмента // Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 3. С. 19.
  2. Артюхова И.В., Купрацевич С.М. Понятие «экономическая эффективность» и сущность анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. 2022. С. 85.
  3. Архипова Н.И. Организационное управление: учебное пособие / Н.И. Архипова, В. В. Кульба, С. А. Косяченко. М.: ПРИОР, 1998. С. 434.
  4. Бояркова Т.Д. Управление проектами в условиях риска. М.: ООО «Издательство «КноРус», 2020. С. 299.
  5. Внутренний контроль в коммерческом банке. Режим доступа: http://banki-uchebnik.ru/kommercheskie-banki/84-vnutrennij-kontrol-v- kommercheskom-banke.
  6. Губенко А.В. Системный анализ в управлении предприятием на транспорте: учеб. Пособие / А.В. Губенко, Т.Ю. Ксенофонтова, А.С. Мерзликина. СПб.: Университет ГА., 2019. С. 248.

Поделиться

378

Бубнова Т. А. Применение системного анализа для оценки эффективности информационных систем в бизнесе // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.III.С. 40-49. URL: https://apni.ru/article/8181-primenenie-sistemnogo-analiza-dlya-otsenki

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля