Методы коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В научной статье рассмотрены методы коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития по развитию коммуникативной деятельности на основе использования методов сенсорной интеграции, а также слуховой терапии А. Томатиса.

Аннотация статьи
речь
слуховая терапия
ранний возраст
задержка речевого развития
речевое развитие
сенсорная интеграция
коммуникативная деятельность
Ключевые слова

В раннем возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Развитие коммуникативных навыков невозможно без развития речи. Речевое развитие в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи - всестороннее воспитание ребенка. Вместе с тем овладение речью существенно перестраивает всю его психическую деятельность. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь – важнейшее средство передачи ребенку социального опыта, руководства его поведением.

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих задержку речевого развития. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Все это приводит к изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации. Такие дети нуждаются в особом внимании и комплексной коррекционно-развивающей работе, которую осуществляют такие специалисты, как учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог.

Ведущая роль в работе по развитию речи и коммуникативной деятельности принадлежит учителю-логопеду, а также речевым развитием детей занимается и учитель-дефектолог.

Основными функции в работе с детьми раннего возраста являются:

  • полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития;
  • повышение познавательной активности детей и при этом развитие основных психических процессов, таких как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие, речь;
  • развитие коммуникативной деятельности и общения детей.

В процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми с особыми образовательными потребностями реализуются следующие задачи по развитию речи:

  1. Развитие словарного запаса,
  2. Активизация речевой активности,
  3. Формирование грамматической стороны речи (словообразование и словоизменение.

Задачи по развитию коммуникативных навыков:

  1. Развитие потребности в общении,
  2. Развитие положительных эмоций и выбор форм поведения в разных жизненных ситуациях.

Для реализации данных задач используется различные методы и приемы:

  • словесные: беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, вопросы, повторения, указания, чтение стихов и сказок;
  • наглядные: показ и просмотр картинок, дидактических пособий, игрушек, фотографий, мультфильмов;
  • практические: решение задач, выполнение заданий и упражнений.

Эти методы и приемы используются для знакомства детей с окружающими предметами и явлениями, для закрепления полученных знаний, для развития речи и коммуникативных навыков, способствуют формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь таких детей развивается и совершенствуется, а также обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.

Анализируя опыт ведущих специалистов в этой области, можно выделить следующие эффективные методы коррекционной работы:

  • Слуховая терапия А. Томатиса;
  • Сенсорная интеграция.

Автор этого метода - французский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия».

Цель метода состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума.

Суть метода Томатиса. У уха две главные функции: слышать и слушать (анализировать). Но существует еще две функции: ухо влияет на координацию движений человека и несет энергетический потенциал. В целом работа со слуховым вниманием тренирует функцию мышления и других высших психических функций.

Применение метода «Томатис» возможно только с применением технического средства, названного «Электронное ухо». «Электронное ухо» – это система, позволяющая мозгу реактивировать перцептивную организацию и управлять нашим звуковым окружением. Принцип функционирования «Электронного уха» – гимнастика мышц среднего уха. Оборудование «Томатис» разработано так, что создает уникальное контрастное звучание. Этот эффект вызывает сокращение и релаксацию мышц среднего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слуховой системы какой-либо специальной аккомодации, к высоким частотам, которые, напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия.

Через специальные наушники, в которые встроен вибратор, ухо будет получать звуковые стимуляции, проводимые «Электронным ухом». В качестве музыкальной поддержки используется музыка богатая обертонами (широкий частотный диапазон), что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичные концерты Моцарта.

Благодаря использованию Метода Томатиса, по данным Центра Лечебной Педагогики г. Москвы, анализируя источники литературы зарубежных авторов, можно сделать вывод о том, что повышается уровень коммуникабельности – 89%, увеличивается концентрации внимания – 86%, уменьшается уровень расстройств – 80%, качество речи – 74%, память – 73% и т. д.

Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, который организует ощущения от тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать. У деток раннего возраста с нарушениями сенсорной интеграции возникают трудности с едой, координацией движений, самообслуживанием, тонкой моторикой, способностью принимать участие в групповых упражнениях.

Наши ощущения включают:

  • зрение – способность видеть;
  • слух – способность видеть;
  • обоняние – способность различать запахи;
  • вкус – способность различать вкус;
  • тактильные ощущения – способность ощущать и различать прикосновения;
  • проприорецепция – информация от наших суставов и мышц;
  • вестибюлярные ощущения – ощущения, которые мы получаем от передвижения нашего тела в пространстве.

Нарушение сенсорной интеграции.

1. Тактильная дисфункция.

Нарушения тактильных ощущений у детей раннего возраста:

  • эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
  • уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;
  • сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;
  • раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т. д.;
  • избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;
  • делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.

2. Вестибулярная дисфункция.

Проявления детей раннего возраста:

  • медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
  • испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
  • боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
  • пугаются, когда находятся вниз головой.

3. Проприорецептивная дисфункция.

Проявления у детей раннего возраста. Дети:

  • умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
  • шлепают ногами во время ходьбы;
  • любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
  • трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
  • жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
  • трудно понимаю расположение тела в пространстве, поэтому они часто подают;
  • трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;
  • плохо удерживают позу;
  • не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.

Для того, чтобы помочь ребенку раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, необходимо хорошо организованное пространство: помещение должно быть довольно большое и безопасно (наличие покрытия или мата на полу); имеется оборудование, обеспечивающее сенсорные ощущения (качели, шведские стенки, сухой бассейн); есть оборудование и приспособления для организации детских игр.

Для успешного планирования занятий с детьми очень важно, чтобы дефектолог мог: понять, что привлекает ребенка; предлагать упражнения постепенно увеличивая их сложность; выбирать те упражнения, которые помогут ребенку справляться с его повседневными задачами.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями сенсорной интеграции необходимо:

  • постараться исключить возможность отвлекаться;
  • чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;
  • если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
  • постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т. д.);
  • твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные или обогревательные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
  • запахи еды, медикаментов, краски и т. д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети (игровая комната), должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

Существуют разные виды деятельности, которые либо приводят детей в состояние готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В зависимости от поставленных задач можно использовать подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей.

Упражнения, которые помогают настроиться на работу: прыжки на мяче, на батуте или матрасе, прыжки «Руки-ноги вместе и в стороны», поедание хрустящих продуктов (яблоки, сухие хлопья, морковь, орехи и т. д.), лазание по лестнице, перетягивание каната и т. д.

Упражнения, которые помогают ребенку успокоиться: отталкивание от стены, медленное раскачивание, обнимание людей или больших мягких предметов и игрушек.

Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты и общение со сверстниками и взрослыми, помочь полноценно развивать во всех направлениях.

Таким образом, перечисленные методы, приемы, технологии работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития способствуют развитию речи и коммуникативной деятельности детей, что благоприятно влияет на развитие ребенка в целом.

Текст статьи
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. – М.: Теревинф, 2011.
Список литературы