Импровизация – это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя.
Проблема импровизации на занятиях до сих пор актуальна, поскольку с её решением связано развитие танцевальной культуры ребёнка. Так же, по своей природе, детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные (подражательные) движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа. Например: «идем как лошадки» – ходьба с высоким подниманием бедра, «кланяемся как артисты» – наклоны вперед и т. д.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по – разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей детей: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники, увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения самочувствия каждого, поэтому необходимо проводить игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.
Существует несколько стимулов импровизации:
- Импровизация от слышимых стимулов: все, что слышит ребенок в форме звука, является слышимым стимулом. Основная задача обучения данной импровизации – это развить у дошкольников умение быстрого нахождения ответа в движении на звук.
- Импровизация от визуальных стимулов: все, что видит ребенок, может вызвать или не вызвать стимулы к движению.
- Импровизация от касательных стимулов: она основана на всем том, чего касается импровизирующий. Основная задача – это развитие чувствительности и быстроты реакции на изменение напряжения от восприятия неодушевленных и одушевленных предметов.
Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности и сделать интересным сам процесс занятий. А в досуговой деятельности интересней импровизировать вместе со взрослыми – с родителями.
Теперь давайте разберем, что же такое импровизация детей и взрослых. Под словом «импровизация» будем понимать действия, диалоги, монологи, которые происходят между детьми и взрослыми спонтанно, по ходу игры, в процессе каких-либо вымышленных действий.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов, родителей и детей интересным и увлекательным. Игра органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игры-импровизации предполагают полную свободу выражения чувств, ощущений и направлены на развитие воображения у взрослых и детей.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность.
Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара.
Особенно выразительно пластические образы передаются с помощью музыки через танцевальную импровизацию.
Импровизация в танце – это танец, рождающийся во время исполнения, это мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как средство обучения танцу, как способ поиска чего-то нового, развития творческих способностей, творческой фантазии, воображения, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы.
Для чего нужны танцевально-игровые импровизации на праздниках?
Цель таких игр:
- укрепить дружеские отношения родителей и детей;
- дать родителям почувствовать, как их дети преодолевают все трудности в процессе обучения;
- развивать интерес и родителей, и детей к совместному сотрудничеству.
Танцевальная импровизация решает задачи раскрепощения, развитие фантазии, ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства.
Предлагаю вашему вниманию некоторые музыкальные игры –импровизации, позволяющие предстать родителям активными участниками на праздниках.
1. Игра «Вода и лед».
Задача перейти из жидкого (плавные движения) состояния, в твердое (зафиксировать позу, когда останавливается музыка).
2. Игра «Волшебный сад».
В игре участвуют две группы: живые дети и скульптуры (родители). Дети пришли гулять в заколдованный сад. Все статуи там – волшебные. Случайно прикоснувшись к такой статуе, человек замирает и сам превращается в скульптуру, а статуя оживает и начинает танцевать. Произвольно в процессе игры роли меняются. Танцуют под «волшебную» музыку.
3. Игра «Зеркало».
В данной игре необходимо разбиться парами (ребенок – родитель). Один участник делает движения присматриваясь в зеркало, второй его отражение. Отражение повторяет за первым участником все его движения.
Эту игру можно с детьми учить заранее, а вот для родителей будет импровизация. Это игра развивает и обучает элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают точность «зеркала» и фантазию актера.
Ребята произносят:
В доме есть у нас окно,
Но волшебное оно.
Кто к нему подойдет –
Тот себя в окне найдет.
Актеры (дети) выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» (родители) успело все отразить.
4. Игра «Тень».
Исходное положение тоже, что и в и. «Зеркало» только второй участник встает сзади.
5. «Одуванчик».
Все дети и родители стоят в кругу. Это большой пушистый одуванчик.
Ведущий говорит:
Каждый из вас – пушинка этого большого одуванчика. Я подхожу к одуванчику и дую на него – пушинки разлетаются в разные стороны. Каждая пушинка танцует свой нежный танец. Иногда пушинки встречаются друг с другом, дотрагиваются друг до друга и замирают на три секунды (считаем про себя до трех), затем снова разлетаются. Вдруг подул холодный ветер, и пушинки падают на землю (садятся на корточки). Дует теплый ветер, и они снова взлетают вверх. Я считаю до трех, и пушинки снова собираются в один большой одуванчик.
6. «Одуванчик-2».
Мы стоим в большом кругу. Одна пушинка вылетает в центр и танцует свой волшебный танец. Затем она прикасается к другой пушинке, приглашая ее на танец, вторая пушинка вылетает в центр и танцует, первая становится на ее место. Так они продолжают дальше, передавая свой танец друг другу.
7. Игра «Садовник».
Представим себе клумбу в саду. На ней ранней весной посеяны зернышки, из которых со временем появятся сначала нежные росточки, а потом распустятся красивые цветы. Каждый из Вас –маленькое незаметное зерно, но в нем уже спрятан будущий удивительный и прекрасный цветок – у каждого свой, особенный. Представьте себе этот будущий цветочек. Но вот все сильнее пригревает солнышко, садовник поливает клумбу и постепенно на ней появляются – сначала ростки, а затем распускаются и сами цветы. Каждый цветок танцует свой собственный танец – единственный и неповторимый.
Побуждая детей к импровизации, можно использовать разные методы.
Один из них – выступление педагога перед детьми. Это рождает у детей ответное желание танцевать самим.
Другой метод «сотворчество» педагога с детьми в совместном танце (совместная пляска).
Показателями творчества может быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально – пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизации новой выразительной пластики.
Методические рекомендации
Педагогический процесс, направленный на развитие творческой импровизации через использование сюжетных постановок, обеспечивается рядом методов и приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Поэтому, при проведении занятий рекомендую использовать различные методики, направленные на развитие способностей детей импровизировать, быть более активнее и самостоятельнее. Вот основные из них:
1. Выразительный показ движений и танцевальных композиций
С помощью данного метода задаю наглядный образец исполнения, формирую у детей представление о правильном способе выполнения движений.
2. Ознакомление детей с танцевальными движениями (провожу параллельно с показом движений).
Благодаря использованию на занятии воображаемых ситуаций, связанных с определенными образами и позволяющих обыграть движение.
3. Усложнение и варьирование танцевальных движений
Здесь показываю детям, как преобразуется определённое движение, усложняется в результате добавления к нему тех или иных элементов, как меняется его общий смысл.
4. Словесные объяснения
Считаю, что развитие творческой активности невозможно без развития мышления и речи. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений, т. е. без использования словесного метода. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.
5. Игры-превращения, этюды
Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют, про кого рассказывает музыка, называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что услышали в музыке.
6. Поощрение самостоятельных находок обучающихся
Известно, что личность представляет собой совокупность общественных отношений, и поэтому успехи, замеченные и поощряемые другими, вызывают удовлетворение своей деятельностью. Метод поощрения я использую как средство, которое побуждает обучающихся к действию, дает толчок к мысли, чувству.
7. Использование игрового метода
Так как игра – основной вид деятельности дошкольника и младшего школьника, то игровая деятельность приобретает в обучении особое значение. Игровой метод является важным как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки во время занятий.
Приобретая опыт исполнения танца, ребенок овладевает не только двигательными навыками и умениями, но также творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.
Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но надо постоянно добиваться того, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь не столь важно, какой метод используется. Какой бы метод не выбран, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
Я считаю, что импровизация в работе с дошкольниками используется, как способ раскрытия творческих ресурсов личности. На занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.