Импровизационные методики в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста: педагогические аспекты

В статье рассматривается проблема импровизации в танцевальных занятиях с детьми. Подчеркивается важность детского творчества и его синтетического, импровизационного характера. Выделяется значимость имитационных движений для развития выразительности, пластики и эмоциональной насыщенности образа у детей дошкольного возраста. Отмечается необходимость развития способности к импровизации у детей, а также индивидуальные различия в отношении к заданиям с элементами импровизации.

Аннотация статьи
образ
творчество
дети
способности
импровизация
имитационные движения
выразительность
пластика
эмоциональная насыщенность
танцевальные занятия
Ключевые слова

Импровизация – это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя.

Проблема импровизации на занятиях до сих пор актуальна, поскольку с её решением связано развитие танцевальной культуры ребёнка. Так же, по своей природе, детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные (подражательные) движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа. Например: «идем как лошадки» – ходьба с высоким подниманием бедра, «кланяемся как артисты» – наклоны вперед и т. д.

У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по – разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей детей: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники, увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения самочувствия каждого, поэтому необходимо проводить игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.

Существует несколько стимулов импровизации:

  • Импровизация от слышимых стимулов: все, что слышит ребенок в форме звука, является слышимым стимулом. Основная задача обучения данной импровизации – это развить у дошкольников умение быстрого нахождения ответа в движении на звук.
  • Импровизация от визуальных стимулов: все, что видит ребенок, может вызвать или не вызвать стимулы к движению.
  • Импровизация от касательных стимулов: она основана на всем том, чего касается импровизирующий. Основная задача – это развитие чувствительности и быстроты реакции на изменение напряжения от восприятия неодушевленных и одушевленных предметов.

Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности и сделать интересным сам процесс занятий. А в досуговой деятельности интересней импровизировать вместе со взрослыми – с родителями.

Теперь давайте разберем, что же такое импровизация детей и взрослых. Под словом «импровизация» будем понимать действия, диалоги, монологи, которые происходят между детьми и взрослыми спонтанно, по ходу игры, в процессе каких-либо вымышленных действий.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов, родителей и детей интересным и увлекательным. Игра органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игры-импровизации предполагают полную свободу выражения чувств, ощущений и направлены на развитие воображения у взрослых и детей.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность.

Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара.

Особенно выразительно пластические образы передаются с помощью музыки через танцевальную импровизацию.

Импровизация в танце – это танец, рождающийся во время исполнения, это мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как средство обучения танцу, как способ поиска чего-то нового, развития творческих способностей, творческой фантазии, воображения, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы.

Для чего нужны танцевально-игровые импровизации на праздниках?

Цель таких игр:

  • укрепить дружеские отношения родителей и детей;
  • дать родителям почувствовать, как их дети преодолевают все трудности в процессе обучения;
  • развивать интерес и родителей, и детей к совместному сотрудничеству.

Танцевальная импровизация решает задачи раскрепощения, развитие фантазии, ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства.

Предлагаю вашему вниманию некоторые музыкальные игры –импровизации, позволяющие предстать родителям активными участниками на праздниках.

1. Игра «Вода и лед».

Задача перейти из жидкого (плавные движения) состояния, в твердое (зафиксировать позу, когда останавливается музыка).

2. Игра «Волшебный сад».

В игре участвуют две группы: живые дети и скульптуры (родители). Дети пришли гулять в заколдованный сад. Все статуи там – волшебные. Случайно прикоснувшись к такой статуе, человек замирает и сам превращается в скульптуру, а статуя оживает и начинает танцевать. Произвольно в процессе игры роли меняются. Танцуют под «волшебную» музыку.

3. Игра «Зеркало».

В данной игре необходимо разбиться парами (ребенок – родитель). Один участник делает движения присматриваясь в зеркало, второй его отражение. Отражение повторяет за первым участником все его движения.

Эту игру можно с детьми учить заранее, а вот для родителей будет импровизация. Это игра развивает и обучает элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают точность «зеркала» и фантазию актера.

Ребята произносят:

В доме есть у нас окно,
Но волшебное оно.
Кто к нему подойдет –
Тот себя в окне найдет.

Актеры (дети) выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» (родители) успело все отразить.

4. Игра «Тень».

Исходное положение тоже, что и в и. «Зеркало» только второй участник встает сзади.

5. «Одуванчик».

Все дети и родители стоят в кругу. Это большой пушистый одуванчик.

Ведущий говорит:

Каждый из вас – пушинка этого большого одуванчика. Я подхожу к одуванчику и дую на него – пушинки разлетаются в разные стороны. Каждая пушинка танцует свой нежный танец. Иногда пушинки встречаются друг с другом, дотрагиваются друг до друга и замирают на три секунды (считаем про себя до трех), затем снова разлетаются. Вдруг подул холодный ветер, и пушинки падают на землю (садятся на корточки). Дует теплый ветер, и они снова взлетают вверх. Я считаю до трех, и пушинки снова собираются в один большой одуванчик.

6. «Одуванчик-2». 

Мы стоим в большом кругу. Одна пушинка вылетает в центр и танцует свой волшебный танец. Затем она прикасается к другой пушинке, приглашая ее на танец, вторая пушинка вылетает в центр и танцует, первая становится на ее место. Так они продолжают дальше, передавая свой танец друг другу.

7. Игра «Садовник».

Представим себе клумбу в саду. На ней ранней весной посеяны зернышки, из которых со временем появятся сначала нежные росточки, а потом распустятся красивые цветы. Каждый из Вас –маленькое незаметное зерно, но в нем уже спрятан будущий удивительный и прекрасный цветок – у каждого свой, особенный. Представьте себе этот будущий цветочек. Но вот все сильнее пригревает солнышко, садовник поливает клумбу и постепенно на ней появляются – сначала ростки, а затем распускаются и сами цветы. Каждый цветок танцует свой собственный танец – единственный и неповторимый.

Побуждая детей к импровизации, можно использовать разные методы.

Один из них – выступление педагога перед детьми. Это рождает у детей ответное желание танцевать самим.

Другой метод «сотворчество» педагога с детьми в совместном танце (совместная пляска).

Показателями творчества может быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально – пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизации новой выразительной пластики.

Методические рекомендации

Педагогический процесс, направленный на развитие творческой импровизации через использование сюжетных постановок, обеспечивается рядом методов и приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Поэтому, при проведении занятий рекомендую использовать различные методики, направленные на развитие способностей детей импровизировать, быть более активнее и самостоятельнее. Вот основные из них:

1. Выразительный показ движений и танцевальных композиций

С помощью данного метода задаю наглядный образец исполнения, формирую у детей представление о правильном способе выполнения движений.

2. Ознакомление детей с танцевальными движениями (провожу параллельно с показом движений).

Благодаря использованию на занятии воображаемых ситуаций, связанных с определенными образами и позволяющих обыграть движение.

3. Усложнение и варьирование танцевальных движений

Здесь показываю детям, как преобразуется определённое движение, усложняется в результате добавления к нему тех или иных элементов, как меняется его общий смысл.

4. Словесные объяснения

Считаю, что развитие творческой активности невозможно без развития мышления и речи. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений, т. е. без использования словесного метода. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

5. Игры-превращения, этюды

Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют, про кого рассказывает музыка, называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что услышали в музыке.

6. Поощрение самостоятельных находок обучающихся

Известно, что личность представляет собой совокупность общественных отношений, и поэтому успехи, замеченные и поощряемые другими, вызывают удовлетворение своей деятельностью. Метод поощрения я использую как средство, которое побуждает обучающихся к действию, дает толчок к мысли, чувству.

7. Использование игрового метода

Так как игра – основной вид деятельности дошкольника и младшего школьника, то игровая деятельность приобретает в обучении особое значение. Игровой метод является важным как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки во время занятий.

Приобретая опыт исполнения танца, ребенок овладевает не только двигательными навыками и умениями, но также творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но надо постоянно добиваться того, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь не столь важно, какой метод используется. Какой бы метод не выбран, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Я считаю, что импровизация в работе с дошкольниками используется, как способ раскрытия творческих ресурсов личности. На занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

Текст статьи
  1. Барышникова Т. Азбука хореографии: практическое пособие / Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
  2. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 128с.
  3. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 112с.
  4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: практическое пособие / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном – Пресс, 2001. – 64 с.
  5. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Т.Ф. Коренева. – М.: Гном – Пресс, 2001. – 72 с.
  6. Роот, З.Я. Танцевальный калейдоскоп: практическое пособие / З.Я. Роот. – М.: Аркти, 2004. – 47 с.
  7. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика: практическое пособие / С.Л. Слуцкая. – М.: Линка – пресс, 2006. – 272 с.
Список литературы