Опираясь на ретроспективный анализ истории становления человека, общества и государства, можно согласиться с мнением о том, что человеческие индивиды и общественные институты непрерывно, пусть и не с постоянной скоростью, развиваются, или, иначе, прогрессируют, во многих сферах жизнедеятельности.
Прогресс как понятие и как феномен издавна волнует умы множества мыслителей. Изначально преобладала теория, согласно которой развитие человечества практически не происходит, исторический процесс движется циклически, в связи с чем, возможно, и бытует присказка о том, что тяжёлые времена создают сильных людей.
Позднее, с развитием человеческой мысли, учёные уже не так категорично относились к возможности развития общества. Так, например, Джамбаттиста Вико считал, что, хотя история и циклична, в рамках каждого витка процесса всё же возможно локальное развитие, то есть прогресс [7].
Научно-техническая революция, ослабление веры в монархии и ряд иных исторических процессов, наконец, позволили утвердиться теории о том, что прогресс возможен не только в локальных витках цикличной истории, но и в целом.
Понятие прогресса, как и многие научные терминологические обозначения, позаимствовано из латинского языка, где «progressus» означает «движение вперед, успех» [10], то есть в наиболее упрощённом виде прогресс можно понимать как развитие, приносящее положительные, позитивные плоды.
Подобное семантическое наполнение слова «прогресс» транслируется и большинством толковых словарей русского языка. Так, например. В. И. Даль прогресс определил как «умственное и нравственное движение вперёд» [5]. В словаре А. Е. Баханькова, И. М. Гайдукевич, П. П. Шубы прогресс трактуется как «переход на более высокую ступень в развитии, движение вперёд, изменение к лучшему, улучшение» [9].
По мнению Л. Б. Барсукова, правовой прогресс в узком смысле представляет собой поступательный, целенаправленный и указывающий на достижение позитивных результатов, естественно-исторический, характеризующийся восходящей направленностью процесс развития правовой системы [6], а в широком – естественно-исторический, поступательный процесс усовершенствования правового развития общества, повышения уровня его правовой жизни, характеризующийся достижением качественно новой цели [4].
На основании изложенного предлагаю следующую дефиницию правового прогресса как философско-правовой категории: правовой прогресс – поступательное развитие правовой реальности (нормативно-правовых актов, практики их применения, правовой культуры и правосознания), имеющее на основании сложившейся эталонной доктринальной модели цель совершенствования правовой формы (текстов нормативно-правовых актов), правовой действительности (правопонимания и правоприменения) с целью отражения ценностных ожиданий общества в контексте пространственно-временного уровня его развития.
Отталкиваясь от предложенного определения, можно заключить, что технико-юридические критерии оценки правового прогресса представляют собой инструменты для оценки следующих аспектов правового прогресса:
- Степень отражения общественных ценностей в нормативно-правовых актах и правильность такого отражения.
- Соответствие правоприменительной практики содержанию нормативно-правовых актов, правильность истолкования заложенного в закон (в широком смысле) смысла.
- Доступность правового текста для понимания большинством представителей общества, на которых в первую очередь и направлено правовое регулирование.
- Соответствие действующего законодательства доктринально разработанному эталону.
- Выход качества нормативно-правовых текстов на более высокий уровень развития по отношению к предыдущим историческим этапам развития государства и права во временном и географическом выражении.
С. С. Алексеев отмечал высочайшую ценность права и его естественную неразрывность с социальным прогрессом, право, как явление он считал важнейшим инструментом решения общечеловеческих задач [3]. Право как ценность согласно его мнению есть организующий, дисциплинирующий фактор, элемент выражения свободы и гарант реализации личных интересов человека без ущерба обществу и государству. Право, указывает С. С. Алексеев, «сопротивляется произволу и беззаконию» [2].
С учётом скорости развития современных общественных отношений необходимо учесть и такой критерий правового прогресса, как сокращение времени между принятием закона и его реализацией, предложенный В. Т. Азизовой как элемент государственного интереса при разработке правовых норм [1]. Но важно дополнить эту позицию замечанием о том, что при ускорении законодательного процесса недопустимо терять качество правового материала, поэтому следует отыскивать в каждом отдельном случае оптимальное время разработки и принятия правового акта, не затягивая эти процессы без достаточных к тому оснований.
В условиях транзитивности правовой действительности в России, то есть отсутствия стабильности в отдельных сферах общественно-государственной жизни, важным технико-юридическим критерием, отражающим онтологическую сторону правового прогресса, можно назвать наличие доктринально разработанной эталонной модели развития законодательства, с которой можно было бы сравнивать принимаемые нормативно-правовые акты, поскольку объективно возможно прогрессивное развитие одних отраслей права и одновременный регресс или стагнация других. Наличие эталонной модели позволяет оценивать степень достижения поставленных целей, а также отслеживать уровень легитимности правовых изменений.
Отдельным проявлением такого критерия является признак легальности правовых преобразований, которые должны выражаться в закреплении целей, задач и направлений развития отдельных правовых отраслей и институтов в тех или иных нормативно-правовых актах [8].
В целом, подводя итог сказанному, можно заключить, что правовой прогресс является сложной правовой категорией, критерии которой и её сущность в должной степени по сей день не определены, что порождает сложности в исследовании. В самом общем виде правовой прогресс можно определить как поступательное движение правовой действительности на всё более высокий уровень развития, и наиболее наглядными критериями оценки при этом можно назвать критерии технико-юридические, которые отражают развитие вполне конкретной области правовой действительности – содержания нормативно-правовых актов.