Использование монотипии в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема художественно‐эстетического развития детей, в условиях дошкольной образовательной организации и семьи, а также использование нетрадиционной техники рисования как одно из условий гармоничного развития личности ребенка.

Аннотация статьи
старший дошкольный возраст
эстетическое восприятие
эстетическое чувство
техники изобразительной деятельности
графическая техника «монотипия»
техника «монотипия»
Ключевые слова

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте формируется эстетическое восприятие окружающей действительности, поскольку у детей преобладают позитивные эмоции, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности и появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям.

В переводе с греческого языка «эстетика» обозначает чувственный, чувствующий, воспринимаемый. Следовательно, она напрямую связана с восприятием окружающего мира, его красоты.

Как утверждает В. Г. Крысько, восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Процесс восприятия приводит к формированию образа целостного предмета или явления, что не скажешь об ощущении. Восприятие способствует созданию необходимых условий для развития личности ребенка, его самоопределению и эстетическому воспитанию.

Д. Б. Лихачев писал, что эстетическое восприятие является целенаправленным созидательным процессом, в результате которого происходит формирование творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

В современном мире остро стоит проблема эстетического восприятия ребенка, которое тесно связано со всеми прочими составляющими воспитания детей дошкольного возраста. Через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, а также начальных эстетических и этических понятий и оценок оно усиливает положительный эффект всех сторон воспитания. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать, понимать, видеть красоту и давать эстетическую оценку тому или иному событию или явлению.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный эмоциональный отклик к изображаемым событиям. Можно наблюдать, как мальчики и девочки, рисуя, «озвучивают» изображаемые действия. Процесс изобразительного творчества становится не просто рисованием, а комплексом творческих действий, где ребенок ощущает себя активным участником событий, развивающихся на бумаге.

Описанный процесс сопровождается словесными творческими играми, увлеченностью содержанием своих рисунков, активным проявлением личного отношения к изображаемым персонажам – все это усиливает изобразительность детских работ.

По мнению А. К. Дремова, эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка и формирует его эмоциональную сферу [2, с. 262]. Следовательно, это помогает обеспечить комплексный подход и ведет к гармоничному развитию детей. Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо с ранних лет учить его замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира искусства. Поэтому очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства; воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса и способствовать самостоятельному оцениванию произведений искусства и явлений в жизни; развивать художественно-творческие способности детей.

Существует множество средств развития эстетического восприятия, но мы более подробно остановимся на изобразительной деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование.

В. В. Давыдов отмечал, что детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности. Она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, позволяет в образах изобразить пережитое, увиденное [1, с. 134]. Именно поэтому изобразительная деятельность является одним из самых интересных для ребенка видов деятельности.

Таким образом, перед воспитателем детского сада встает задача помочь своим воспитанникам обогатить опыт творческой деятельности и развить эстетическое восприятие в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства, а также привлечь родителей воспитанников к совместной работе по приобщению дошкольника к изобразительному искусству.

Для развития эстетического восприятия у детей мы используем разнообразные техники изобразительной деятельности. Более подробно рассмотрим процесс ознакомление детей с графической техникой «монотипия».

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Слово «монотипия» произошло от греческого «monos» – один и «typos» – отпечаток [1, с. 33-38]. Монотипией принято называть также произведение искусства, полученное путём перенесения изображения с негравированной доски на бумагу при помощи пресса, вала офортного станка или путём прижатия бумаги к доске пластиной, линейкой или другими предметами.

Предполагается, что монотипия будет более эффективно развивать эстетическое восприятие детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:

  • активном использовании разнообразных видов и приемов монотипии: фрактальной, аквамонотипии, смешенной, пейзажной, предметной на развитие эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста;
  • систематическом проведении непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию два раза в неделю на протяжении учебного года;
  • педагогической поддержке в виде поощрения и одобрения самостоятельности ребенка, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулировании самоанализа; признании равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

Для эффективного применения техники монотипии в работе с детьми старшего дошкольного возраста нами была разработана серия конспектов занятий по развитию эстетического восприятия, позволяющая использовать данную технику, как воспитателям, так и родителям в домашних условиях.

Предлагаем рассмотреть пример образовательной ситуации в технике «монотипии».

Целью образовательной ситуации является развитие воображения и чувства прекрасного в окружающем мире.

Поставленная цель позволяет педагогу решить следующие задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить с техникой монотипия, используя акварель;
  • продолжать отрабатывать навык дорисовывания деталей объектов, для придания им законченности и сходства с реальными образами;
  • способствовать умению гармонично подбирать краски для получения выразительного изображения.

Развивающие:

  • создать комфортные условия для развития желания любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве;
  • способствовать развитию эстетического восприятия, воображения;
  • содействовать развитию способности видеть сложный эстетический образ в простом объекте.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе с красками;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу рисования;
  • воспитывать уважительное отношение детей друг к другу в совместной работе.

Чтобы ребенку научиться чувствовать красоту, испытывать интерес к процессу изображения окружающего мира, необходима комплексная работа.

Перед тем, как приступить непосредственно к изобразительной деятельности, рекомендуется проведение предварительной работы, которая будет в себя включать разнообразные игры на развитие фантазии, например, дидактическая игра «На что похоже» и игры малой подвижности, такие как «Фигура на месте замри», а также рисование в технике монотипия.

Очень важно обратить внимание на подбор необходимого материала, который понадобится для создания творческой работы. Для совместной работы взрослого и ребенка, рекомендуется приготовить методический рисунок, примеры работ прошлых лет, кисти, листы А4, мультимедийную презентацию по предлагаемой теме, а также раздаточный материал, которым будет пользоваться ребенок, это акварель, кисти, палитра, листы, салфетки, баночку с водой, лупу.

В начале образовательной ситуации предлагается проведение с детьми беседы о воображении. Например, порассуждать, бывало ли у них так что, смотря на облака, на заледенелые окна или причудливый лист дерева, дети видели в их форме какое-нибудь животное, или предмет? Случалось, ли с ними когда-нибудь подобное? Важно обратить внимание детей на их опыт, чувства, которые они испытывали в этот момент, выслушать их ответы. Например, ночью обычно предметы кажутся монстром, а потом оказывается, что это только стул.

Предложить на прогулке вместе рассмотреть, на что похожи облака или заледенелые окна?

В старшем дошкольном возрасте следует с детьми обсуждать, что такое воображение, как оно работает. Объяснять, что даже когда мы видим какое-то ничего не изображающее пятно, мы угадываем в нём образ чего-то нам знакомого, даже если это пятно сделано случайно. Именно это и есть воображение – оно превращает совершенно обычные вещи во что-то волшебное.

В процессе образовательной ситуации можно предложить детям поиграть в подобную игру – делать цветные пятна, а потом рассмотреть, на что они похожи. Для изготовления пятен используется техника монотипии. Альбомный лист складывается пополам, затем разворачивается. На одной стороне рисуется красочное пятно, после чего лист снова складывается и приминается. Разворачиваем – получаем два одинаковых пятна. Теперь задача ребенка увидеть в каждом из этих пятен разные объекты. Но только обязательно разные объекты или предметы. Если первый похож, например, на рыбку, то второй уже не может быть рыбкой. Надо повертеть и покрутить, чтобы найти картинку. Если ребенку затруднительно увидеть в этих пятнах что-то самому, тогда стоит предложить ему советоваться с друзьями или взрослым.

После того как дети определились на что похоже каждое из пятен, дорисовываем детали тонкой кисточкой, превращая пятно в нечто красивое.

В процессе самостоятельной творческой работы детей взрослому рекомендуется обратить внимание на часто повторяющиеся ошибки, затем проанализировать их с ребенком или группой детей.

В заключение образовательной ситуации не стоит забывать о словесном поощрении детей, проведении рефлексии и организации выставки. Можно предложить детям ответить на такие вопросы: кто может рассказать, как вы нарисовали свои рисунки, с помощью какой техники рисования? Кто может рассказать про свой рисунок?

Подводя итог, можно утверждать, что развитие эстетического восприятия действительно занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Азы эстетического восприятия у ребенка, при участии взрослых, закладываются уже сразу после его рождения и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям необходимо создать атмосферу, позволяющую быстрее развить у детей такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус и творческие умения.

Исходя из вышеизложенного, техника «монотипия», используемая в образовательном процессе детского сада или дома с родителями, является эффективным средством развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги и компетентные родители, зная это, способны посредством монотипии сформировать полноценное эстетическое восприятие у ребенка, которое будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Текст статьи
  1. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 134. 33.
  2. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Вестник НГГУ. 2012. №2. С.33-38.
Список литературы