В российских учебных заведениях на данный момент обязательны занятия по физической культуре: зарядки в детских садах, уроки в школе и пары в университетах – молодые люди с детства приобщаются к физическому развитию для того, чтобы поддерживать своё здоровье, держать ясный ум и дисциплинироваться. Однако с развитием технологий и возможностью анализа прошлого опыта прямопропорционально растёт возможность улучшения качества массового спорта.
У населяющих Россию народов, как и в мире, физическая активность была на высоком уровне с первобытного общества. Массовость объяснялась социальным равенством в общинах и племенах, возможность каждого их члена к физическому труду и обороне.
Однако развитие экономических отношений и науки постепенно приводило к расслоению общества, где для высших слоёв населения спорт становился не необходимостью, а лишь увлечением, а для низшего нагрузка принимала вредные объёмы, нередко приводившие к травмам. Особенности и степень подобных явлений отличались в зависимости от культурной группы, территории и общественной интеграции в новые, феодальные или крепостные отношения.
В Российской Империи постепенно с дальнейшим развитием науки об управлении хозяйством становилась явной проблема неэффективности такого подхода при имеющихся научных открытиях. Постепенная урбанизация, электрификация и иные процессы вновь перераспределили взаимосвязь социального слоя и количества физической нагрузки. Обязательными занятия по физической культуре были введены в учебных заведениях ещё в 1701 году, однако на тот момент подобную практику ещё нельзя было отнести к мерам массового спорта, так как сами образовательные учреждения не были общедоступными. Постепенно освобождавшееся от изнурительного труда крестьянство уже в меньшей степени было подвержено травмированию, а об их психическом и физическом здоровье, достигнутом не без помощи регулярной, писал русский философ Иван Ильин.
С приходом массовой индустриализации, автоматизации сельского хозяйства в период советской власти вопрос массового спорта вновь обострился – человеку больше не нужно было прилагать такое же количество физических усилий, как и прежде. Уже к 1925 году ЦК РКП(б) было выпущено постановление «О задачах партии в области физической культуры», в котором были определены структурные и организационные вопросы, прототипами которых пользуется наша страна до сих пор. В дальнейшем партия усовершенствовала органы ведения этим вопросом, внедряла обязательные для молодёжи нормативы и мероприятия для всего пролетариата, занималась строительством инфраструктуры.
Российская Федерация, взяв многие аспекты советского прошлого, аналогично использует советскую систему интеграции массового спорта в жизнь общества. Имея базовые аспекты, страна занялась внедрением новых аспектов в систему, а необходимость этого усиленно диктуется и по сей день научными достижениями, в большинстве своём освободившем людей от тяжёлого физического труда.
В настоящее время направление развития данной сферы регулируется многими нормативными актами, основным из которых является N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Главный фокус страны в этом вопросе сегодня направлен на проведение массовых спортивных мероприятий и соревнований, увеличение доступности различных спортивных секций, гуманизации спортивного образования, восстановление спортивной инфраструктуры. Не чуждо и внедрение новых аспектов для массового спорта – синтеза современных научных знаний в сфере физиологии и групповых спортивных занятий, гуманизация и переосмысление тех аспектов тренировок, что раньше считались аксиомой.
Таким образом, развитие массового спорта в России происходило гармонично, внедряясь в жизнь её жителей в те этапы, когда это было необходимо. Следуя возможностям времени ранее, следует и сегодня продолжать адаптацию и постоянно улучшать данную систему для повышения её эффективности и сохранения здоровья граждан.