Цифровое средство как помощь в организации учебного процесса

В статье исследуется изучение путей применения и внедрения цифровых средств в процесс обучения. В работе дается характеристика цифровых средств. В основной части статьи отмечаются достоинства и недостатки применения интернет-технологии. Исследуется оптимизация учебного процесса с помощью цифровых средств. В заключение кратко разбираются преимущества внедрения цифровых средств в образовательный процесс.

Аннотация статьи
интернет-технология
онлайн-средство
учебный процесс
e-learning
цифровое средство
цифровизация
Ключевые слова

В настоящее время, процесс цифровизации связывается и с деятельностью человека, чему способствовало развитие информационных технологий. Данный процесс цифровизации повлиял на многие сферы жизнедеятельности, в том числе и на образовательный процесс. В настоящее время включение в процесс обучения цифровых образовательных средств не просто желаемая мера, но и необходимая, если учитывать непредсказуемые социальные изменения в обществе, такие как пандемия, к примеру. Анализируя современные статьи по методике обучения, мы констатируем всплеск интереса к IT-технологиям именно в период пандемии.

В статьях Федерального закона от 29.12.20223 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уделяется все большее внимание электронному обучению, и реализации образовательный программ с применением цифровых образовательных технологий [3, c. 5].

Все чаще употребляются понятия в повседневной жизни и в нынешних реалиях: цифровизация, единое пространство информационное, образовательная платформа. Цифровые технологии – это возможность неограниченного доступа ко множеству различной информации. Они облегчают и ускоряют передачу данных.

В настоящий момент существует множество определений понятия «цифровая образовательная среда» (ЦОС). Но в нашем исследовании под ЦОС в школе мы будем понимать использование компьютерных средств и информационных технологий в различных образовательных контекстах. Кроме того, ЦОС связана с внедрением в образовательный процесс технологий электронного обучения, основанных на использовании образовательного контента нового поколения и взаимодействии обучающихся и преподавателей с помощью информационных технологий.

Технологии электронного обучения включают в себя использование цифровых средств. Под «цифровым средством» в рамках цифровой образовательной среды принято считать «цифровой образовательный ресурс». Так же будем считать и мы в нашем исследовании. В условиях научно-технического прогресса и развития ИКТ информационно-коммуникационные инструменты были интегрированы в образовательный процесс, был достигнут новый уровень информатизации образовательного процесса.

Цифровизация предполагает работу с различными носителями образовательного контента, включая различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – любую образовательную информацию, хранящуюся на цифровых носителях. Наиболее эффективными цифровыми образовательными ресурсами являются мультимедийные ресурсы. В них объекты обучения представлены несколькими способами: текстом, графикой, фотографиями, видео, звуком и анимацией.

Оптимизация образовательного процесса за счет использования информационных технологий заключается в подготовке и распространении учащимся более наглядной и качественной учебной информации, ресурсов компьютера или других информационных средств. Титова Т. С. отмечает следующие учебные задачи, которые решаются с помощью цифровых информационных средств обучения [2, с. 17]:

  • предоставить учащимся более полную и точную информацию об обучении;
  • возможность повысить качество обучения, улучшить наглядность, доступность, скорость передачи учебного материала;
  • повысить интерес детей к обучению, удовлетворить их потребности и любопытство, снизить усталость;
  • освободить преподавателя от чисто технической работы и дать возможность использовать сэкономленное время для творческой деятельности;
  • увеличить долю времени самостоятельной работы учеников;
  • облегчить работу преподавателя и студентов.

Следует отметить, что цифровые средства значительно расширяют возможности преподавателя каким-то образом представлять изучаемое содержание. А. В. Гизатуллина считает, что «визуализация информации на сегодняшний день является абсолютно необходимым и эффективным способом представления учебных материалов» [1, с.64]. Необходимость такого подхода тем более велика, что изучаемый материал является сложным.

Цифровые средства – универсальный инструмент в работе учителя. Они могут применяться на таких этапах, как введение нового материала и знаний, формирование умений, закрепление и отработка, коррекция и контроль знаний, а также организация итоговых уроков.

При введении и первичном знакомстве с материалом может использоваться электронное руководство. Помочь учителю в изготовлении визуальных материалов могут ЦОР, которые экономят время и требуют минимальных усилий. Ими можно пользоваться по востребованию, они удобны и доступны везде, так как оцифрованы сразу. Цифровые средства служат инструментом для конкретизированной и отобранной демонстрации теории и других аспектов. ЦОРы позволяют дополнять привычные презентации анимированными персонажами, сюжетами, аудиофайлами и многим другим, что позволяет задействовать сразу несколько каналов связи обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся может применяться с цифровыми средствами индивидуально, например, при подготовке заданий дома. Метод проектов – одна из актуальных современных форм работы учеников. В его осуществлении ЦОР дают возможности, включающие учебный комплекс материалов аутентичные тексты, визуальное представление данных, звук, видео и др. У школьников заметно проявление интереса к изучаемой теме и иностранному языку, они принимают на себя роль исследователя.

В течение обучения на различных этапах проводятся тесты и контрольные занятия, где определяется уровень усвоения того или иного материала. ЦОР возможно использовать для проверки знаний и уровня усвоения материала учащихся. Благодаря технологиям и личностному подходу диагностики трансформируются в индивидуальную форму с уникальной комбинацией заданий. Преимущество этого подхода включает в себя программное обеспечение для отслеживания прогресса решения, информирование учителя в визуальной форме (с использованием диаграмм, таблиц и диаграмм) о проценте правильных ответов как для отдельного ученика, так и для группы. Некоторые меры вводят рейтинговую систему оценок по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся; это упрощает процесс сбора и анализа информации об учебной деятельности, устраняет возможное негативное отношение учителя к конкретному ученику, то есть субъективно-психологический фактор.

На наш взгляд это подтверждает преимущества использования цифровых средств в обучении. К числу особенностей обучения цифровыми средствами могут быть отнесены такие, как:

  1. Образовательные закись процессы трансформируются и переносятся в цифровую среду.
  2. Цифровизация в образовательном процессе сопровождается преобразованием всего процесса обучения, внедрением и использованием новых цифровых инструментов для модернизации обучения, чтобы соответствовать современным требованиям.
  3. Оптимизация образовательного процесса через подготовку и распространение учащимся более наглядной и качественной учебной информации, ресурсов компьютера или других информационных средств.

Таким образом, на основе анализа теоретического материала можем сделать вывод о том, что цифровизация затронула сферы жизни человечества, в особенности сферу образования, что значительно сказалось на подходах и особенностях учебного процесса. Педагогами все чаще внедряются цифровые средства и технологии. Авторами трудов отмечаются преимущества такого применения. Ведь разнообразие средств позволяет адаптировать материалы и разработки, а также облегчить процесс изучения.

Текст статьи
  1. Гизатуллина А.В. Визуализация информации в процессе реализации мультилингвального подхода к обучению иностранным языкам в вузе // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: Материалы Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. С. 64-66.
  2. Титова Т.С., Полоскина О. В. Инновационные подходы к организации летнего детского отдыха: использование современных технологий // Редколлегия. С. 325.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС [сайт] Приказ от 6 октября 2009. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 08.01.24).
Список литературы