Стремительное развитие информационных технологий в современном мире побуждает субъектов общественной жизни становится неотъемлемой частью информационного пространства. В процесс взаимодействия между субъектами включаются аппаратно-программные комплексы, которые позволяют в кратчайшие сроки без искажения данных передавать информацию за считанные секунды несмотря на то, что субъекты могут находиться в разных точках земного шара. Такие комплексы внедряются в различные сферы: медицина, социальное обслуживание, правоохранительная деятельность и др. В рамках настоящего исследования наибольший интерес представляет правоохранительная сфера, а именно применение видео-конференц-связи на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Обращаясь к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ [1]), следует заметить, что по всему тексту федерального закона понятие «видео-конференц-связь» встречается не так часто, например, в ст. 189.1 УПК РФ, ст. 241.1 УПК РФ, ст. 278.1 УПК РФ. При этом нормы, ст. ст.241.1 УПК РФ, 278.1 УПК РФ относятся к нормам, регулирующим порядок применения видео-конференц-связи на судебной стадии, и лишь ст. 189.1 УПК РФ устанавливает процедуру применения видео-конференц-связи на досудебной стадии. В этой связи необходимо отметить, что вышеуказанные нормы введены в УПК РФ не так давно, за исключением ст. 278.1 УПК РФ, которая была введена Федеральным законом от 20.03.2011 г. № 39-ФЗ. Статьи 189.1 УПК РФ и 241.1 УПК РФ были введены Федеральным законом от 30.12.2021 № 501-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.2022 № 610-ФЗ соответственно. Итак, между нормами УПК РФ, регламентирующими порядок применения видео-конференц-связи наличествует временной разрыв, с момента введения ст. 278.1 в УПК РФ и до введения в УПК РФ ст. 189.1 и ст. 241.1 прошло более 10 лет. О причинах такого временного разрыва между принятием норм УПК РФ стоит только догадываться. Однако можно предположить об одной из детерминант введения новых норм в 2021 г. и 2022 г. о видео-конференц-связи. Наступившая в 2020 году пандемия внесла коррективы в жизнь общества, в целях охраны здоровья населения государством предпринимались необходимые меры, в том числе минимизировались контакты между людьми. Именно эпидемиологическая обстановка, складывающаяся в стране, могла явиться одной из причин, по которой были введены новые нормы в УПК РФ [6].
В целях полноценного изучения избранной темы для исследования необходимо рассмотреть понятие «видео-конференц-связь».
Уголовно-процессуальное законодательство не содержит дефиниции исследуемого понятия, поэтому для его изучения необходимо обращаться к науке уголовного процесса. С.Д. Долгиновым отмечается, что в целях устранения двусмысленности в возможных толкованиях понятие «видео-конференц-связь» должно найти отражение в п. 4.1 ст. 5 УПК РФ [5]. С таким утверждением следует согласиться, поскольку законодателем предусматривается возможность проведения следственных действий с использованием видео-конференц-связи, однако законодателем не разъясняется, что необходимо понимать под видео-конференц-связью в уголовно-процессуальном смысле, и какими существенными признаками обладает данная правовая конструкция. Возможно, следует исходить из общего понимания видео-конференц-связи, отраженного в Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2015 № 401 «Об утверждении Регламента организации применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний» [3]. В указанном документе отмечается, что видео-конференц-связь – это способ осуществления процессуальных действий, предусмотренных законом, с использованием программно-технических средств передачи аудио- и видеоинформации по каналам связи с одним или несколькими абонентами. Однако это лишь предположения, которые могут не соотноситься с действительностью, поэтому внесение определения в ст. 5 УПК РФ является необходимым для целей единообразного понимания понятия «видео-конференц-связь».
В науке уголовного процесса видео-конференц-связь определяется как «некоторая совокупность современных технологических решений, позволяющих в режиме реального времени обеспечить удаленный аудиально-визуализированный обмен информацией одновременно между несколькими заинтересованными сторонами – участниками» (Н.Н. Поплавская, Д.В. Поплавский) [9]. Приведенное определение представляется как наиболее полное и отражающее основное содержание, вкладываемое в него законодателем. Применительно к уголовному процессу на досудебной стадии видео-конференц-связь – это, прежде всего, информационная технология, которая позволяет участникам уголовного судопроизводства удаленно принимать участие в следственных действиях, установленных ст. 189.1 УПК РФ, при этом полностью визуально и аудиально воспринимать информацию, что является максимально приближенным к очному участию в следственном действии.
Таким образом, основное содержание, закладываемое в понятие «видео-конференц-связь», для целей настоящего исследования определено, поэтому представляется возможным перейти к непосредственному изучению проведения следственных действий путем применения видео-конференц-связи.
Процессуальная форма проведения допроса, очной ставки и опознания установлена ранее указанной ст. 189.1 УПК РФ. Следователь или дознаватель в случае необходимости проведения допроса, очной ставки либо опознания с участием лица, которое не находится по месту производства предварительного расследования, направляет следователю или дознавателю письменное поручение об организации участия данного лица в следственных действиях. Статья 189.1 УПК РФ не содержит перечень действий, которые должен выполнить следователь или дознаватель по месту нахождения лица для того, чтобы организовать проведение следственного действия путем использования видео-конференц-связи. Вероятно, подразумевается, что следователь или дознаватель при получении поручения проверяют наличие технической возможности для проведения следственного действия, и, при наличии таковой, проводят организационные мероприятия, а также обеспечивают явку лица, участие которого необходимо в следственном действии. В одном из исследований отмечается, что ст. 189.1 УПК РФ не установлено время, в течение которого исполняется поручение следователя или дознавателя [8]. Действительно, в этой связи возникает проблема, связанная с тем, что ответ может последовать не сразу, а по истечении длительного времени, что снижает эффективность производства следственного действия путем использования видео-конференц-связи. Представляется логичным определить предельные сроки для рассмотрения поручения с момента его получения, например, в течение 10 (десяти) суток с момента его получения. В противном случае продолжительный ответ приведет к нарушению принципа разумных сроков уголовного судопроизводства.
Вместе с тем ст. 189.1 УПК РФ не устанавливается порядок отправления поручения, говорится лишь о том, что оно должно быть направлено в письменной форме. Возможно ли считать, что отсканированное письменное поручение и направленное по электронной почте является надлежащим образом отправленным? Представляется, что нет, поскольку документы, направляемые в электронной форме, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии Федеральным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ [2]. Отсюда следует вывод о том, что письменное поручение может быть направлено либо почтой по адресу территориального органа внутренних дел, либо в электронной форме, но подписанное электронной подписью. Стоит предположить, что такие поручения могут направляться через внутренние системы электронного документооборота. В свою же очередь направление поручения почтой приведет к увеличению срока исполнения поручения, поскольку необходимо время на его доставку и рассмотрение.
Следственные действия, указанные в ст. 189.1 УПК РФ, проводятся по правилам ст. 164 УПК РФ – общие правила производства следственных действия, а также по правилам главы 26 УПК, но с учетом особенностей ст. 189.1 УПК. Таким образом, при производстве следственных действий путем использования видео-конференц-связи соблюдаются все правила, которые применяются к проведению следственных действий в очной форме. Однако проведение допроса, очной ставки и проверки показаний путем использования видео-конференц-связи обладает некоторыми особенностями:
- протокол следственного действия составляется следователем или дознавателем, которым поручено производство предварительного расследования;
- протокол содержит информацию о дате и времени, как по месту производства следственного действия, так и по месту нахождения лица;
- разъяснения прав участникам следственного действия удостоверяется подпиской, которая берется у участников следователем или дознавателем по месту нахождения участников следственного действия;
- обязательно применяется видеозапись в ходе следственных действий;
- замечания относительно производства следственного действия вносятся в подписку;
- после завершения следственных действий следователем или дознавателем по месту нахождения участников следственного действия в течение 24 часов направляется подписка следователю или дознавателю, в производстве которого находится дело. К подписке могут быть приложены документы, материалы, в том числе ордер адвоката, если он участвовал в следственном действии. Следователь, получив подписку прикладывает ее к протоколу соответствующего следственного действия.
Выше изложены особенности проведения допроса, очной ставки и опознания путем проведения видео-конференц-связи. Анализ ст. 189.1 УПК РФ позволяет говорить о том, что законодателем урегулированы важнейшие стороны производства следственных действий путем проведения видео-конференц-связи. Во-первых, регламентирован процесс засвидетельствования разъяснения прав участникам следственного действия посредством составления подписки, что в дальнейшем не предоставляет возможности участникам ходатайствовать о признании доказательства недопустимым по данному основанию. Во-вторых, предусмотрен порядок внесения замечаний относительно производства следственного действия в подписку. В-третьих, при производстве следственных действий обязательным является видеозапись. В-четвертых, определены сроки направления подписки с иными документами, что является несомненным плюсом в условиях ограниченности сроков проведения предварительного расследования.
Относительно оснований проведения следственных действий путем использования видео-конференц-связи в ст. 189.1 УПК ничего не говорится. Наиболее вероятным основанием является невозможность участника следственного действия участвовать в следственном действии по месту проведения предварительного расследования. Отмечается, что в ст. 189.1 УПК РФ необходимо указать требование о вынесении мотивированного постановления о производстве следственного действия с использованием видео-конференц-связи [8]. Представляется верным данное утверждение, поскольку для того, чтобы производить допрос, очную ставку либо опознание путем использования видео-конференц-связи необходимо мотивированное обоснование принятого решения. Справедливо замечено в исследовании С.И. Афанасьевой, О.В. Добровляниной, что выбор проведения следственных действий с использованием видео-конференц-связи должен осуществляться не по субъективному усмотрению следователя или дознавателя, ведущих расследование, а в случае объективной невозможности эффективно провести следственные действия без нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства [4]. Логично, что объективная невозможность должна быть мотивирована в постановлении.
Необходимо отметить, что в ч. 8 ст. 189.1 УПК РФ устанавливает случай невозможности проведения следственных действий путем использования видео-конференц-связи – присутствие возможности разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны либо данных о лице, в отношении которого приняты меры безопасности. Исходя из содержания данной нормы, допрос, очная ставка и опознания должны проводиться в очном формате.
В качестве заключительного вопроса следует рассмотреть следственные действия, установленные ст. 189.1 УПК РФ. Законодателем определены допрос, очная ставка, опознание. Между учеными в области уголовного процесса отсутствует единое мнение относительно указанного перечня. Множество дискуссий вызывает возможность проведения опознания с использованием видео-конференц-связи, поскольку важно визуальное восприятие, опознающему лицу необходимо четко воспринимать черты лица или голос. Видео-конференц-связь при всем ее удобстве может искажать голос, а также качество передачи визуальной информации может быть низким, что в принципе не позволит лицу сделать какие-либо о выводы. В этой связи возникает острая необходимость в обеспечении следователей или дознавателей современной и высококачественной техникой [10].
Проведение очной ставки с использованием видео-конференц-связи снижает эффективность данного следственного действия. Задачей очной ставки является устранение противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц. При проведении очной ставки непосредственно между участниками устанавливается особый психологический контакт, при котором участникам сложно давать ложные показания, глядя в глаза друг другу, а при видео-конференц-связи такой контакт отсутствует, что позволяет участникам подумать перед ответом либо уйти от ответа на вопрос [7].
Учеными отмечается, что в дальнейшем перечень следственных действий, которые будет возможно производить путем использования видео-конференц-связи, увеличится. Например, в этот перечень может быть добавлено освидетельствование, проверка показаний на месте и другие. Тем не менее, в настоящее время сделан большой шаг к цифровизации уголовного процесса на досудебной стадии, что является несомненным плюсом, поскольку это позволяет и в будущем позволит экономить время и средства, а также в целом положительно будет влиять на ход расследования уголовных дел.
ВЫВОД
Исследование по избранной тематике позволило сформировать следующие выводы:
- Исследование позволило определить, что на досудебной стадии видео-конференц-связь – это информационная технология, которая позволяет участникам уголовного судопроизводства удаленно принимать участие в следственных действиях, установленных ст. 189.1 УПК РФ, при этом полностью визуально и аудиально воспринимать информацию, что является максимально приближенным к очному участию в следственном действии.
- В рамках проведенного исследования изучена процессуальная форма проведения допроса, очной ставки и опознания, установленная ст. 189.1 УПК РФ.
Установлено, что проведение допроса, очной ставки и проверки показаний путем использования видео-конференц-связи обладает некоторыми особенностями:
- протокол следственного действия составляется следователем или дознавателем, которым поручено производство предварительного расследования;
- протокол содержит информацию о дате и времени, как по месту производства следственного действия, так и по месту нахождения лица;
- разъяснения прав участникам следственного действия удостоверяется подпиской, которая берется у участников следователем или дознавателем по месту нахождения участников следственного действия;
- обязательно применяется видеозапись в ходе следственных действий;
- замечания относительно производства следственного действия вносятся в подписку;
- после завершения следственных действий следователем или дознавателем по месту нахождения участников следственного действия в течение 24 часов направляется подписка следователю или дознавателю, в производстве которого находится дело. К подписке могут быть приложены документы, материалы, в том числе ордер адвоката, если он участвовал в следственном действии. Следователь, получив подписку прикладывает ее к протоколу соответствующего следственного действия.