Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Основные тенденции и направления развития пенитенциарной системы Российской Феде...

Основные тенденции и направления развития пенитенциарной системы Российской Федерации в связи с применением международных нормативных актов

Автор(-ы):

Пархоменко Владислав Викторович

18 января 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

пенитенциарная система
концепция развития
уголовно-исполнительная система
условия отбывания наказания

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные тенденции развития пенитенциарной системы, детально рассматриваются концепции развития в периоды с 2010 по 2020 и с 2020 по 2030 годы. Выявляется целесообразность ориентирования в сфере уголовно-исполнительной системы на западные стандарты. Дается профессиональная оценка сотрудником ФСИН России.

Текст статьи

В последние десятилетия актуальным становиться развитие и состояние уголовно-исполнительной системы государства.

Для контроля за правами осужденных создаются общественные организации как в России, так и международные общественные организации.

Российская Федерация разрабатывает и на законодательном уровне уже порядка двух десятилетий принимает Концепции развития пенитенциарной системы. Последние Концепции развития и становления пенитенциарной системы Российской Федерации в период с 2010 по 2020 год, и в период с 2020 по 2030 год обсуждаются на научном, экспертном уровне специалистами.

Российская Федерация привержена к соблюдению Международного права, в том числе и в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы.

В концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, в разделе международное сотрудничество указывается – создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил [3].

Предметом научного исследования является взаимосвязь норм Европейского права и законодательства национального права России, так же менталитета нашего общества по вопросу содержания лиц, совершивших преступления в исправительных учреждениях.

Обращаю внимание на требования Европейских пенитенциарных правил.

Требованием рекомендаций № R (87) 3 комитета министров Европейских пенитенциарных правил является то, что заключенные обычно размещаются на ночь в отдельных камерах [4].

Российское национальное право стремиться придерживаться указанной нормы международного права. В нормативных актах, регулирующих развитие уголовно-исполнительной системы планируется создание исправительных учреждений по лекалам Европейских пенитенциарных правил. В обосновании необходимости размещения осужденных в отдельных камерах указывается не эффективность российского и советского принципа коллективизма в местах лишения свободы, не эффективность исправления осужденных находящихся в общежитиях исправительных колоний, то есть их общение и передача криминального опыта лицам находящимся в местах лишения свободы, создание преступных организаций для совершения преступлений (например: телефонного мошенничества). Не указывается законодателем, что разместить осужденных по отдельным камерам необходимо для их комфортного отбывания наказания.

Выводы о необходимости размещения осужденных в отдельных камерах несостоятельны. Осужденные могут заниматься преступной деятельностью, передавать свой криминальный опыт, делиться опытом совершения преступлений и во время совместного нахождения на производстве, досуге, спортивных мероприятиях.

А если все-таки размещать осужденных в отдельных камерах для комфорта, то по аналогии можно прийти к выводу, что осужденных отбывающих наказание в виде принудительных работ в исправительных центрах необходимо размещать на ночь в отдельные комнаты (в настоящее время проживают в общежитиях в общих комнатах на несколько человек).

Поймет ли гражданское общество России такое новшество. Поймут ли граждане содержащие исправительные учреждения из выплаты налогов. Понятно ли им будет почему лица совершившие преступления должны в принципе за их счет иметь лучшие жилищные условия, чем они не совершавшие преступления. Подавляющее большинство граждан в России не имеют отдельного жилого помещения на каждого члена семьи.

Выводы автора научно-исследовательской работы обоснованы и подтверждаются попытками реформирования по созданию таких исправительных учреждений.

В рамках концепции развития уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2020 год в некоторых регионах создавались пилотные проекты исправительных учреждений общего вида, которых пытались реализовать Европейские пенитенциарные правила. Результаты до настоящего времени не достигнуты.

За весь период существования государства Российского исправительные учреждения создавались на основе принципа коллективизма, то есть отрядная система исправительных колоний. В отряде размещаются осужденные и проживают в общежитии. В помещении находится служебный кабинет начальника отряда, создаются рабочие бригады для трудовой деятельности осужденных. Одним из оснований отказа размещения осужденных в общежитиях явилось отказ от обязательного принципа исправления осужденных через участия в трудовой деятельности. В государстве была отменена обязанность трудиться, следовательно и нет необходимости коллективного образования в местах лишения свободы. Затем и отменили название исправительного учреждения – исправительно-трудовая колония. Современные реалии требует трудоустройства осужденных, создание производственных организаций ФСИН России.

Таким образом, возвращается присущий только российскому обществу принцип совместной деятельности, коллективизма. Структура отрядного содержания осужденных в общежитиях исправительных учреждений в настоящее время актуально.

Весь воспитательный процесс, социальной реабилитации происходит в помещении называемый отрядом. Такой принцип размещения осужденных не влияет на качество надзора и контроля в исправительной колонии. Он присущ историческому и ментальному развитию российского общества со времен Петра I. С момента Указа Петра I в 1703 году.

В Европейских пенитенциарных правилах содержится следующее требование – без ущерба для законодательных положений, относящихся к защите личных свобод, и в соответствии с процессуальными правилами, применяемыми к подследственным или подсудимым, эти заключенные, на которых распространяется презумпция невиновности вплоть до момента, когда их виновность будет доказана, пользуются преимуществами, которые могут быть им предоставлены и не должны подвергаться иным ограничениям.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, в пункте 8 указывается – основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы подозреваемых и обвиняемых является то, что их вина в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание, влекущее применение ограничений и лишений.

То есть корреспондируются требования Европейских пенитенциарных правил.

Возникает вопрос о каких ограничениях и лишениях указывает законодатель.

В правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы уже имеются послабления для подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. Эти послабления в общении с родственниками, близкими людьми, адвокатами, передачи, посылки, бандероли и т. д. Получение корреспонденции, книг, другой литературы. Ношение своей одежды, внешний вид (стрижка, ношение усов и бороды для мужчин) [2].

Какие еще послабления имеются в виду. Открытые двери в камере, свободное перемещение по территории следственного изолятора, не исполнение обязанностей по уборке помещений, употребление спиртного на праздники, свободное пользование мобильной связью в камере, получение пищи из ресторана?

Законодатель не дает конкретных мер по послаблению и снятию каких-либо ограничений. Трактовать их надо только в соответствии с законодательным регулированием.

К тому же Европейские пенитенциарные правила предполагают, что лишение свободы это и есть кара за совершение преступления и не может быть иных ограничений и лишений, связанных с отбыванием наказания. Все остальные права должны быть предоставлены осужденному без всяких ограничений и лишений. Наказание за совершенное преступление не должно быть карой, более чем само лишение свободы, изоляция от окружающего мира.

Для Европы такие правила характерны, для России не приемлемы.

В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание предусматривает применение лишения и ограничения прав лица, совершившего преступлений.

Целью уголовного наказание первоначально является восстановление социальной справедливости [1].

В российском обществе и в законодательстве предполагается, что преступник должен морально-нравственно и психологически претерпевать страдания, непосредственно связанные с уголовным наказанием. То есть карательно воздействовать на преступника.

Поэтому нецелесообразно как-то еще улучшать условия лиц, находящихся в местах лишения свободы. Законодательство России гарантирует гуманное, человеческое содержание осужденных, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в исправительных учреждениях. Проблема может быть в право применении.

В период до 2030 года необходимо учесть научные исследования автора. Применить их на практике.

В период до 2020 года реформирование уголовно-исполнительной системы не привело к ожидаемым результатам. Это мнение не только автора научно-исследовательской работы.

Министр юстиции России Чуйченко К. А. в своем интервью указал, что не все положения реформы удалось реализовать. «Это надо честно и откровенно признать. Я бы даже сказал далеко не все» [7].

Ситуация известна автору из его профессиональной деятельности, как сотрудника ФСИН России.

Не надо бездумно придерживаться международным нормам, которые противоречат историческому развитию государству, культурному и ментальному развитию граждан России. Приводит только к вредным последствиям для развития уголовно-исполнительной системы России.

Проблема одна и основная, в реформировании пенитенциарной системы государства.

Выражается она так – чем меньше арестантов, тем лучше условия их содержания.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (изменения 30 декабря 2023) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954. – Текст: непосредственный.
  2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: Приказ Министерства юстиции РФ от 04 июля 2022 г. № 110 (изменения 29 ноября 2023г.): Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 05 июля 2022г. Регистрационный N 69157. Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г. – N 0001202207060002 Дата обращения: 25 декабря 2023) – Текст: электронный.
  3. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года: утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. № 1138-р (изменения 27 мая 2023) // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 5. – Ст. 4563. – Текст: непосредственный.
  4. Рекомендация кабинета министров Rec (2006) 2 государствам – члена Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах правовой портал. URL: http://probation.minjust.gov.kg (дата обращения: 25 декабря 2023). – Текст: электронный.
  5. Гернет М.Н. «История царской тюрьмы». Изд.3. Т.3. / М.Н. Гернет - Текст: непосредственный// Юридическая литература. – 1960–163. – С. 428-430.
  6. Цинцадзе Н.С. Деятельность Г.Р. Державина в системе местного управления российской империи (1785-1788гг.). Вторая часть. Губернаторство в Томбовской губернии / Н.С. Целидзе //Тамбов ИД ТГУ им. Г.Р. Державина. – 2016. – 304с.
  7. Чуйченко К.А. Год будет не простой / К.А. Чучейко // Rossia Today. – 2020. URL: https:// russia/article/815459-minyust (дата обращения: 25 декабря 2023). – Текст электронный.

Поделиться

380

Пархоменко В. В. Основные тенденции и направления развития пенитенциарной системы Российской Федерации в связи с применением международных нормативных актов // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.III.С. 18-21. URL: https://apni.ru/article/8198-osnovnie-tendentsii-i-napravleniya-razvitiya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля