Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Возможности описания проблемы недофинансирования сферы водопроводно-канализацион...

Возможности описания проблемы недофинансирования сферы водопроводно-канализационного хозяйства и ее последствий с использованием официальных источников статистической информации

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

ВКХ
водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ)
водоснабжение
водоотведение

Аннотация статьи

В статье проводится экспресс-анализ финансово-экономического состояния ВКХ и последствий недофинансирования сферы: критического состояния инфраструктуры и невозможности обеспечить качественное водоснабжение и водоотведение в масштабах страны при существующей динамике роста тарифов. Также в статье дается методика оценки проблемы необходимости расширения строительства и содержания инфраструктуры при долгосрочных трендах снижения объемов потребления услуг водоснабжения и водоотведения.

Текст статьи

Сфера водоснабжения и водоотведения как часть жилищно-коммунального хозяйства является генератором острых социальных тем, интерес к которой возникает всякий раз в момент роста аварий во время отопительного периода [1] и подтоплений городов из-за ливневых осадков [2]. Значение водопроводно-канализационного комплекса для экономики служит востребованной темой научных исследований [3, с. 42-47].

Для описания текущего положения сферы ВКХ и исследований тенденций ее развития необходимо наличие актуальных и достоверных источников статистической информации в открытом доступе – официальной статистической информации [4, ст. 2]. Основная информация, собираемая в соответствии с федеральным планом статистических работ, включает в себя формы:

  • Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы (форма N 22-ЖКХ (ресурсы));
  • Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети) (форма N 1-водопровод);
  • Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети) (форма N 1-канализация).

Агрегированная документированная информация по данным формам лишь частично раскрывается на портале Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) и сайте Росстата. При этом необходимо отметить тот факт, что ЕМИСС должна быть выведена из эксплуатации в 2025 году [5, п. 5].

Таким образом, государство не предоставляет полный доступ к официальной статистической информации (не первичным, а статистическим данным) по указанным формам, однако, данная информация публикуется в журнале «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве».

Ценным источником статистической информации также являются государственные доклады «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» и «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» и данные о потребительских ценах, публикуемые на сайте Росстата, а также инфляции, публикуемой на сайте Центрального банка Российской Федерации.

Основной проблемой развития водопроводно-канализационного комплекса является его хроническое недофинансирование. Проблемы, выделяемые государством в рамках Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, концентрируются на высоком износе коммунальной инфраструктуры [6], что является следствием проблемы нехватки финансовых средств.

Стратегия упоминает об обозначенной проблеме в контексте вызовов в сфере водоснабжения: «низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная дефицитом тарифных источников финансирования капитальных вложений», но не водоотведения.

Задача статьи, опираясь на официальные источники статистической информации, показать:

  • проблему недофинансирования сферы ВКХ как барьер для ее развития;
  • критическое состояние инфраструктуры как следствие недофинансирования;
  • проблему расширения охвата предоставляемых услуг на фоне сокращения объемов потребления услуг водоснабжения и водоотведения.

Проблема недофинансирования сферы ВКХ как барьер для ее развития

Особенностью хозяйственной деятельности в сфере ВКХ является то, что она относится к рыночному состоянию естественной монополии [7, ст. 4, 6, 8] и ценообразование на услуги водоснабжения и водоотведения тарифицируется [8, ст. 31]. Установление тарифов должно осуществляться в соответствии с принципом экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения [8, ст. 3].

Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы (форма N 22-ЖКХ (ресурсы)) содержат информацию о выручке и расходах по основному виду деятельности [9, раздел 2] (приложение, таблица 2).

На основании этой информации можно определить финансовый результат и рентабельность основной деятельности организаций ВКХ. (приложение, таблица 3) и сделать выводы о том, что сфера водоснабжения и водоотведения фактически является планово-убыточной отраслью народного хозяйства со средней отрицательной рентабельностью за последние 10 лет: – 3,2%. Рентабельность ВКХ за 2022 год составила –1,44% с убытком по основному виду деятельности в 7,28 млрд рублей.

В настоящее время в Сведениях о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы (форма N 22-ЖКХ (ресурсы)) не содержится информация об инвестициях, однако, данные за период 2008–2018  годов показывают стабильное соотношение операционных и инвестиционных расходов в пропорции 5:1 [10].

Средние тарифы в 2022 году составили: на услуги водоснабжения 36,29 руб. за куб. м; на водоотведение 31,39 руб. за куб. м. Рост тарифов в 2022 году составил 15%, что является максимальным показателем роста за последние 10 лет (рис. 1) (расчет автора на основе данных [11]).

Рис. 1. Динамика роста тарифов на услуги ВКХ в 2013–2022 годах [11]

Вместе с тем данный рост практически целиком поглощен инфляцией. Разница между годовой инфляцией и средним роста тарифа в 2022 году составляет 2 п. п. В целом, в 10-летнем интервале 2013–2022 годов рост тарифов на услуги ВКХ не превышает инфляцию (рис. 2) (расчет автора на основе данных [11, 12]).

Рис. 2. Инфляция и динамика роста тарифов на услуги ВКХ в 2013–2022 годах

Таким образом, даже в отсутствие данных о финансовом состоянии сферы ВКХ можно обоснованно, с опорой на официальные источники статистической информации показать нарушение принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения:

  • установление тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций ВКХ, необходимых для осуществления основной деятельности;
  • обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВКХ [8, ст. 3].

Критическое состояние инфраструктуры как следствие недофинансирования

Как было показано, серьезность критического состояния инфраструктуры фиксируется государством и даже признается основной проблемой развития коммунального хозяйства в целом. Для анализа проблем состояния инфраструктуры необходимо выделять физический и моральный износ.

Официальные источники статистической информации содержат информацию о протяженности сетей водопровода и канализации, нуждающихся в замене, ежегодную замену сетей, а также число аварий на инфраструктуре в целом и на сетях [13, раздел 1; 14, раздел 1] и показывают, что более 43% водопроводных и 46% канализационных сетей нуждаются в замене. При этом ежегодная замена сетей составляет менее 1% [15, 16].

Резонансные коммунальные аварии в начале 2024 года демонстрируют серьезность накопления недоремонтов. При этом статистика аварийности дает искаженную гиперпозитивную картину ежегодного уменьшения аварий на инфраструктуре водоснабжения на 7% за последние 5 лет и крайне нестабильную ситуацию на инфраструктуре водоотведения с высоким разбросом уменьшения числа аварий [15, 16], что свидетельствует скорее о необходимости включения в отраслевую статистику данных не только об авариях, но и инцидентах согласно Методическим рекомендациям о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (утв. приказом Минстроя России от 04.06.2020 №305/пр) на основе информации в соответствующем разделе автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ».

Моральный износ инфраструктуры можно продемонстрировать неспособностью водопроводно-канализационного комплекса обеспечить качество услуг ВКХ, в первую очередь, качества питьевой воды и качества очистки сточных вод.

Вывод о проблемах в данной области можно сделать на основании данных соответствующих государственных докладов.

По данным госдоклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, в 2022 году», доля водопроводов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, составляет 14%; гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям – 15,5%. Почти на 7% систем водоснабжения отсутствуют необходимые очистные сооружения и еще на 2% обеззараживающие установки [17, с. 33-34]. Наличие и качество инфраструктуры имеет сильную территориальную зависимость, что также показано в госдокладе в разрезе субъектов Российской Федерации по видам проб воды [17, с. 33-43].

По данным госдоклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году», в виде деятельности «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» преобладают загрязненные сточные воды (65,4%). [18, с. 94]. Расчеты, основанные на данных Сведений о работе канализации, показывают схожую ситуацию: только 46% сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, очищены до нормативных значений [16].

Таким образом, имеется достаточное количество данных для выявляется критических проблем функционирования инфраструктуры ВКХ. Вместе с тем рассмотрение отдельно данных непосредственно по авариям на сетях ВКХ искажает положение дел за счет акцентирования внимания на узком сегменте общей большой проблемы несоответствия инфраструктуры ВКХ стоящим перед ней задачам.

Расширение охвата предоставляемых услуг на фоне сокращения объемов потребления услуг водоснабжения и водоотведения

Для сферы ВКХ во всем мире характерны тенденции уменьшения потребления воды [19, с. 227], соответственно снижение объемов отпуска воды потребителям и приема сточных вод. Одновременно с этим развитие городов требует строительства и дальнейшую эксплуатацию всё большего количества инфраструктуры.

Официальная статистическая информация содержит показатели объема отпуска воды потребителям и пропуска сточных вод от потребителей, в том числе от населения [13, раздел 2; 14, раздел 2].

Исключение из форм статистической отчетности ключевых показателей в 2017 году по обслуживаемому населению, а также числу и удельному весу населенных пунктов, имеющих водопровод (канализацию), негативным образом повлияло на возможности оценить потребление услуг. В первую очередь, стало невозможным рассчитать такие показатели как «обеспеченность населения услугами ВКХ» и «потребление воды на 1 человека».

В целях оценки динамики роста охвата централизованными системами возможно использовать показатель обслуживаемого жилищного фонда (приложение, таблица 4).

Для расчета динамики рекомендуется брать средние скользящие за 5 лет. Это позволит нивелировать отклонения, искажающие выявление долгосрочных трендов, а также сгладить погрешности, вызываемые изменениями методики расчета обслуживаемого жилфонда.

Расчеты показывают, что по состоянию на 2022 год услугами водоснабжения охвачено 1,79 млрд кв. м жилья, услугами канализации – 1,36 млрд кв.м. За год отпущено потребителям 8,99 куб. км воды; принято 7,71 куб. км сточных вод. Доля населения в объеме услуг ХВС составляет 59%, услуг ВО – 67%.

Средний годовой прирост охвата услугами ВКХ составляет 2% при одновременном падении объемов потребления на 3% (рис. 1).

Рис. 3. Прирост охвата услугами ВКХ при одновременном падении объемов (средние скользящие за 5 лет)

Увеличение охвата также характеризуется ростом технологических показателей: сравнение имеющихся в официальной статистике данных за длительный промежуток времени дает наглядную картинку увеличения инфраструктуры. (табл. 1).

Таблица 1

Рост инфраструктуры в связи с увеличением охвата услугами ВКХ (2022/2008) (расчеты автора на основе данных [15, 16])

 

Водоснабжение

Водоотведение

Число насосных станций

21%

27%

Установленная мощность КНС

 

19%

Протяжение сетей

8%

12%

Таким образом, официальной статистической информации, находящейся в открытом доступе, достаточно для описания основной проблемы развития ВКХ – недостаточного финансирования и ее главного последствия: невозможности обеспечить качество услуг водоснабжения и водоотведения в масштабе страны на имеющейся инфраструктуре. Также автором предложена методика оценки проблемы одновременного роста охвата населения и экономики услугами ВКХ при одновременном сокращении их потребления.

Вместе с тем официальной статистической информации, доступной исследователям, недостаточно для структурного анализа выручки и расходов организаций ВКХ. Исследования сферы ВКХ требуют большей открытости статистических данных о технико-экономическом состоянии предприятий.

Приложение № 1. Основные статистические данные, характеризующие сферу ВКХ

Используемые сокращения:

ВС – водоснабжение

ВО - водоотведение

Таблица 2

Выручка и расходы по основному виду деятельности «водоснабжение» и «водоотведение» по Российской Федерации за 2013-2022 годы, млрд. рублей [10]

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Выручка (ВС)

184,4

189,3

200,3

212,9

225,3

235,7

244,9

252,0

265,2

280,6

Выручка (ВО)

133,9

138,4

141,6

154,5

162,9

172,3

181,0

187,1

216,2

224,9

Выручка (ВС+ВО)

318,3

327,7

342,0

367,4

388,2

408,0

425,9

439,1

481,4

505,5

Расходы (ВС)

192,1

200,0

209,8

221,3

227,9

240,2

251,1

258,7

272,0

292,1

Расходы (ВО)

141,6

148,0

154,4

161,6

169,1

179,5

185,6

193,3

200,6

220,6

Расходы (ВС+ВО)

333,7

348,0

364,2

382,9

397,0

419,7

436,7

452,1

472,6

512,8

Таблица 3

Финансовый результат и рентабельность основной деятельности по основному виду деятельности «водоснабжение» и «водоотведение» по Российской Федерации за 2013-2022 годы (расчет автора на основе данных [10])

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Финансовый результат ВС, млрд. руб

-7,7

-10,7

-9,5

-8,4

-2,6

-4,6

-6,2

-6,7

-6,8

-11,5

Финансовый результат ВО, млрд. руб

-7,7

-9,7

-12,7

-7,1

-6,1

-7,2

-4,6

-6,3

15,6

4,2

Финансовый результат ВС+ВО, млрд. руб

-15,4

-20,4

-22,2

-15,5

-8,8

-11,8

-10,8

-13,0

8,7

-7,3

валовая рентабельность вс, %

-4,2%

-5,6%

-4,7%

-4,0%

-1,2%

-1,9%

-2,5%

-2,7%

-2,6%

-4,1%

валовая рентабельность во, %

-5,8%

-7,0%

-9,0%

-4,6%

-3,8%

-4,2%

-2,5%

-3,4%

7,2%

1,9%

валовая рентабельность вс+во, %

-4,8%

-6,2%

-6,5%

-4,2%

-2,3%

-2,9%

-2,5%

-3,0%

1,8%

-1,4%

Таблица 4

Обслуживаемый жилищный фонд услугами ВКХ (млн.кв.м) [10]

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

ВС

2 054

2 109

2 142

2 151

2 182

2 177

2 246

2 274

ВО

1 663

1 689

1 706

1 730

1 760

1 778

1 830

1 869

         

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

ВС

2 326

2 358

2 457

2 464

1 555

1 667

1 723

1 794

ВО

1 874

1 934

2 006

1 996

1 117

1 203

1 283

1 359

Список литературы

  1. Сбой или система: о чем говорит рост числа аварий в российском ЖКХ. Cетевое издание «forbes.ru» https://www.forbes.ru/mneniya/504102-sboj-ili-sistema-o-cem-govorit-rost-cisla-avarij-v-rossijskom-zkh?ysclid=lrhjz3g85y604722869 (дата обращения: 17.01.2024).
  2. Подтопления и режим ЧС: в Сочи и на Федеральной территории Сириус устраняют последствия мощных ливней. Интернет-портал «Российской газеты» https://rg.ru/2023/07/10/na-lodkah-po-triumfalnoj.html?ysclid=lrhk862kkg365820516 дата обращения: 17.01.2024).
  3. Логинов, Д. А. Сущность и значение водопроводно-канализационного хозяйства в экономике государства / Д. А. Логинов, М. В. Антонюк // Актуальные исследования. – 2023. – № 44-2 (174). – С. 42-47. – EDN ZSOGYA.
  4. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 22.06.2021 № 956 "О государственной информационной системе «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных».
  6. «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р. ь
  7. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  8. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
  9. Приложение N 12. Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы (Форма № 22-ЖКХ (ресурсы)), утвержденная приказом Росстата от 29.07.2022 № 535.
  10. Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы (форма N 22-ЖКХ (ресурсы), форма N 22-ЖКХ (реформа)) за 2007–2022 годы;
  11.  Средние потребительские цены на отдельные виды услуг (на конец года, рублей за один вид услуг, в масштабе цен соответствующих лет) https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 17.01.2024).
  12. Ключевая ставка Банка России и инфляция https://cbr.ru/hd_base/infl/ (дата обращения: 17.01.2024).
  13. Приложение № 5. Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети) (Форма № 1-водопровод (годовая), утвержденная приказом Росстата от 29.07.2022 № 535.
  14. Приложение № 6. Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети) (Форма № 1-канализация (годовая), утвержденная приказом Росстата от 29.07.2022 № 535.
  15. Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети) (форма N 1-водопровод) за 2008–2022 годы.
  16. Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети) (форма N 1-канализация) за 2008–2022 годы.
  17. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2022 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2023. 368 с.
  18. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году. Государственный доклад. – М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова, 2023. – 686 с.
  19. Bradley Jorgensen, Michelle Graymore, Kevin O'Toole, Household water use behavior: An integrated model, Journal of Environmental Management, Volume 91, Issue 1, 2009, pages 227-236, ISSN 0301-4797, https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2009.08.009. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0301479709002850) (дата обращения: 17.01.2024).

Поделиться

718

Эпштейн А. Д. Возможности описания проблемы недофинансирования сферы водопроводно-канализационного хозяйства и ее последствий с использованием официальных источников статистической информации // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.III.С. 84-90. URL: https://apni.ru/article/8199-vozmozhnosti-opisaniya-problemi-nedofinansiro

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января