Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты
Особенности межличностных конфликтов в образовательном процессе военного вуза

Особенности межличностных конфликтов в образовательном процессе военного вуза

Автор(-ы):

Никифоров Игорь Геннадьевич

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

конфликт
межличностные конфликты
стратегии поведения курсантов
решение конфликтной ситуации

Аннотация статьи

В статье автор даёт определение таким понятиям, как «конфликт» и «межличностные конфликты». Для определения особенностей поведения курсантов в конфликтной ситуации автор использует опросник К. Томаса. По результатам диагностики студентов-первокурсников военного вуза, автор определяет их лидирующие стратегии поведения в межличностных конфликтах, даёт рекомендации для предупреждения возникновения и распространения межличностных конфликтов среди студентов военных ВУЗов.

Текст статьи

Личность не может существовать вне социального взаимодействия, социального контекста, в ситуации отсутствия установления взаимоотношений с другими индивидуумами. В процессе реализации взаимодействия возникают различные формы отношений и взаимоотношений, которые носят как конструктивный, так и деструктивный характер. Одной из наиболее деструктивных форм межличностного взаимодействия является конфликт.

Конфликт – это несогласие по поводу отдельных вопросов, возникает между двумя или несколькими сторонами.

На сегодняшний день рассмотрению конфликтных ситуаций и выбору эффективной стратегии преодоления конфликтов посвящено большое количество научных работ. Однако педагогических исследований конфликтов в однополых закрытых группах, особенно в военной педагогике, немного. Этим и было обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Характерным примером такого объединения являются учебные группы в военных училищах, которые характеризуются как «высокоорганизованные группы дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи» [4, с. 166].

В военных ВУЗах среди курсантов чаще всего возникают межличностные конфликты, реже наблюдается возникновение межгрупповых конфликтов [1, c. 72].

В современной психологической литературе под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение индивидуумов, вызванное несовместимостью, несогласованностью их целей на конкретном временном отрезке в конкретной ситуации; ситуация, в основе которой – противоречие, воспринимаемое оппонентами как значимая психологическая проблема, вызывающая активность сторон и требующая разрешения [3, c. 112].

В большинстве случаев межличностные конфликты в военных ВУЗах имеют прямую или косвенную связь с совместной деятельностью студентов данных ВУЗов или представляют собой трудные ситуации межличностных отношений. Межличностные отношения между курсантами определяются содержанием и целями совместной жизни, характером руководства, характеристиками окружающей среды, организацией жизни и быта. Условия жизни воинской части заметно отличаются от других учебных групп, поэтому отношения между слушателями имеют свою специфику. Основанием для межличностных конфликтов между курсантами является почти ежедневное расхождение взглядов, разногласий и противостояния различных мнений, мотивов, желаний, образа жизни, надежд, интересов и особенностей личности. Они нарушают личную или межличностную гармонию курсантов, обостряя повседневное соперничество и противостояние в сфере фундаментальных или эмоционально обусловленных столкновений.

Одной из важных особенностей таких конфликтов является то, что они существенно изменяют психологические и социальные процессы. В частности, такие учёные, как Н.Л. Денисов [3], М.Г. Волкова [2], Л.В. Войтович [1] установили, что влияние стратегии разрешения конфликтов на продолжительность и содержание адаптации первокурсника к новой учебной среде.

Студенты военных ВУЗов зачастую не осознают всю серьёзность и необходимость в том, что необходимо выбирать оптимальные решения для того, чтобы разрешить ту или иную конфликтную ситуацию. Как следствие, если студент военного ВУЗа интуитивно или импульсивно принимает решение, то конфликтная ситуация не разрешается, а, наоборот, происходит ухудшение взаимоотношения между студентами.

В «поведенческом» видении конфликта неизбежно содержится оценочный компонент. Именно этот компонент необходимо избегать человеку, который стремится достичь гармоничные отношения с другими людьми, товарищами. Компонентом оценки определяются характер и содержание поведения участников конфликта. Это происходит по причине того, что восприятие себя и других основывается не только на «чистой» рефлексии, но и на каком-то определенном жизненном и трудовом опыте [2, c. 101]. Таким образом, очевидным является то, что необходимо предотвращать межличностные конфликты и формировать опыт их предотвращения, регулирования, а также нахождения компромисса в конфликтных ситуациях.

Для определения особенностей поведения курсантов в конфликтной ситуации нами был использован опросник К. Томаса [5]. Данный опросник включает в себя 30 вопросов, лист для ответов и ключ к толкованию полученных результатов.

Студентам первого курса военного ВУЗа предлагалось осуществить выбор тех суждений, которые наиболее типичны для их обычного поведения. Всего в исследовании приняли участие 120 курсантов первого курса военного ВУЗа. В результате проведения группового исследования, нами были получены следующие данные, представленные в таблице ниже.

Таблица

Модели регулирования конфликтов и стратегия поведения в конфликте курсантов первого курса в % от общего числа опрошенных курсантов (по методике К. Томаса)

Стратегия поведения в конфликте

% респондентов

Модели регулирования конфликтов

Соревнование

24,4

Напористость

Избегание

20,7

-

Сотрудничество

18,6

Кооперация

Компромисс

18,6

Кооперация

Приспособление

15,9

Кооперация

Таким образом, подводя итог полученным результатам, можно отметить то, что исследование показало, что ведущими стратегиями кадетов-первокурсников являются «соревнование» и «избегание». Такие стратегии, как «сотрудничество» и «компромисс», по результатам проведённой диагностики, встречаются реже, а что касается стратегии «приспособление», то проведённая диагностика свидетельствует о том, что данный вид стратегий встречается только у каждого шестого студента первого курса военного ВУЗа.

Стратегия «соревнование» наиболее характерна для поведения студентов в конфликтной ситуации. Эта стратегия характеризует стремление каждого курсанта к одностороннему выигрышу, победе, удовлетворению, прежде всего, собственных интересов. Молодежь полна энергии, готова доказать свою платежеспособность в любой ситуации. Но они считают своих коллег конкурентами, которых нужно «обойти». Именно эта оценка студентов определяет, возможно, реальные намерения в межличностных отношениях. Такая стратегия поведения курсантов в конфликтной ситуации, скорее всего, приведет к проявлению неуставных отношений со сверстниками, а в дальнейшем и к злоупотреблению властью подчиненными в своей оперативной деятельности.

Приоритет в кадетской среде другой стратегии – «избегание» – обусловливается ярко выраженными вертикальными отношениями в военной среде. Необходимость подчиняться способствует тому, что курсанты прибегают к поиску обходных способов решения конфликтов. Отметим, что использование данной стратегии не приведёт к успеху ни одну из сторон, участвующих в конфликтной ситуации. Данная поведенческая стратегия является не решением проблемы, а бегством от неё. Если конфликт и будет урегулирован, то это только на время. Позже, студенты снова вернуться к этой конфликтной ситуации, чтоб разобраться с ней, когда у них будет достаточно информации и готовности к его разрешению.

«Компромиссная» стратегия представляет собой разрешение конфликтной ситуации с помощью взаимных уступок, отказом от прежних требований, готовностью признать претензии другой стороны частично оправданными, желанием извиниться и простить. Таким образом, можно сказать, что компромисс является взаимными уступками, а не принесением в жертву собственных интересов на благо друг друга. Курсанты, которые умеют прибегать к данной стратегии, могут найти выход из практически любой конфликтной ситуации с наименьшими потерями. Способность курсантов прийти к согласию в личных отношениях и вопросах служения характеризует их как сильных и уверенных в себе людей.

«Приспособление» – это стратегия пассивного поведения, которая характеризуется стремлением смягчить конфликтную ситуацию, учесть интересы оппонента. Эта стратегия означает, что студенты военного ВУЗа не стремятся защитить собственные интересы, чтобы сгладить ситуацию и восстановить нормальные отношения. Курсанты могут принять такую стратегию в различных обстоятельствах. Например, осознание собственной недобросовестности, необходимости поддерживать хорошие отношения, сильная зависимость от оппонента в официальных или личных делах, незначительность проблемы, вызвавшей межличностный конфликт. Следовательно, последствия этой стратегии амбивалентны и неоднозначны.

«Сотрудничество» – наиболее эффективная стратегия в конфликтной ситуации. Данная стратегия позволяет обсудить возникшую проблему и прийти к тому решению, которое устроит каждую из сторон, участвующих в конфликте. Данная стратегия даёт возможность студенту военного ВУЗа рассмотреть другую сторону конфликта не как своего врага или соперника, а как равноправного партнёра в поиске оптимального решения. «Сотрудничество» используется тогда, когда, защищая собственные интересы, стороны конфликта учитывают и потребности другой стороны. Этот стиль сложнее других, поскольку участники конфликта должны обладать зрелым, гуманистическим мировоззрением, уважением к себе и окружающим, терпимостью и сочувствием. Главная цель данной стратегии заключается в выстраивании долгосрочной и взаимовыгодной конфликтной ситуации для обеих сторон конфликта.

Таким образом, в нашем исследовании большинство стратегий поведения новичков, как правило, являются «уверенными» или «кооперативными» моделями, но с пассивными, совместимыми стратегиями. Такая картина поведенческих стратегий в конфликтной ситуации, типичная, в целом, для возраста и пола курсантов, она также усугубляется ситуацией социальных лишений, в которой находятся студенты первого курса военного ВУЗа: ярко выраженная иерархия отношений, необычный режим, закрытые образовательные группы и др. Максималистские тенденции, критичность, негативизм молодых людей в этих условиях могут усилиться и переступить черту социальных норм. Прежде всего, это отмечается среди курсантов с недостаточным социальным опытом и относительно низким уровнем культурного развития. Именно они составляют группу риска дезинформируемости, которая проявляется в желании доказать свою правоту всем, в том числе незаконным, способом. Это вызывает эффект «снежного кома», который характеризуется накоплением недовольства, противоречий в межличностных отношениях курсантов. Позже здоровье курсантов ухудшается, формируется чувство неудовлетворенности учебой, службой и т.д.

Таким образом, в рамках данного исследования нами были рассмотрены особенности конфликтного поведения студентов первого курса военного ВУЗа в образовательном процессе военного учебного заведения.

Для того, чтобы предупредить возникновение и распространение межличностных конфликтов среди студентов военных ВУЗов, рекомендуется периодически проводить психолого-педагогическую профилактику межличностных конфликтов. Это позволит не только сократить возникновение межличностных конфликтов среди студентов, но, также будет способствовать становлению гуманистически-ценностных установок личности будущих офицеров. Профилактические меры должны включать в себя: проведение бесед, классных часов, тематических вечеров, показ презентаций по данной теме. Также важно, чтобы профилактические меры включали в себя психолого-педагогическое консультирование, которое могут быть проведены куратором, курсовым офицером, преподавателем-психологом.

Список литературы

  1. Войтович Л.В. Профилактика и преодоление дезадаптации курсантов младших курсов в педагогическом процессе института ФСБ России пограничного профиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Войтович Леонид Васильевич. – Хабаровск, 2006. – 228 с.
  2. Волкова М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Волкова Марина Геннадьевна. – Ярославль, 2003. – 239 с.
  3. Денисов Н.Л. Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 03.03.01 / Денисов Николай Львович. – Томск, 2010. – 23 с.
  4. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебное пособие / О.Ю. Ефремов. – Санкт-Петербург, 2008. – 640 с.
  5. Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте». Электронный ресурс. Режим доступа: https://world-psychology.ru/oprosnik-k-tomasa-stil-povedeniya-v-konflikte-2/ (дата обращения: 24.11.2019)

Поделиться

3548

Никифоров И. Г. Особенности межличностных конфликтов в образовательном процессе военного вуза // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 92-96. URL: https://apni.ru/article/82-osobennosti-mezhlichnostnikh-konfliktov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля