Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Карманные деньги подростку: сколько денег стоит давать в разном возрасте и каким...

Карманные деньги подростку: сколько денег стоит давать в разном возрасте и каким основам финансовой грамотности научить

Автор(-ы):

Воронцова Ирина Владимировна

19 января 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

деньги
карманные деньги
финансовая грамотность

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятие «карманные деньги», сколько денег стоит давать в разном возрасте и за что, каким основам финансовой грамотности научить.

Текст статьи

Карманные деньги… Что это за «зверь» такой?

Деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим понятием и его значением. Поэтому обучение финансовой грамотности подростков является одной из важных задач современного общества. К сожалению, в школе не уделяется должного внимания этому вопросу, следовательно, вся ответственность за его освещение ложится на плечи родителей. Конечно, мы хотим, чтобы подростки понимали цену денег, умели планировать свои расходы и не боялись финансовой самостоятельности. Одним из способов достижения перечисленных целей является практика карманных денег подростков.

Тема карманных денег рано или поздно встает в каждой семье. С этим у родителей связано немало вопросов: «Давать или не давать?», «Если давать, то сколько?», «Давать просто так или же нужно сделать так, чтобы по их заслужил?» и т.п. Давайте попытаемся вместе разобраться с этими вопросами.

Итак, карманные деньги представляют собой определенную сумму, выдаваемую подростку на его собственные нужды, распоряжаться которой он может по своему усмотрению. Это может быть еженедельная или ежемесячная сумма, которую подросток получает от родителей в качестве некоторой финансовой поддержки. Здесь важно установить разумные рамки и правила, чтобы подросток учился бережно относиться к своим финансам и разумно их тратить.

«Давать или не давать?» – вот в чём вопрос

Конечно, давать. Объясним, почему. Введение подобной системы имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, это помогает подростку осознать, что деньги не появляются из воздуха, для их заработка нужно применить свои силу, знание и навыки.

Во-вторых, карманные деньги дают подростку возможность научиться самостоятельно принимать решения о расходах и накоплениях, планировать свой бюджет. Это стимулирует его к развитию самодисциплины.

В-третьих, карманные деньги могут способствовать формированию целеустремлённости у подростка. Когда подросток осознает, что через экономию средств можно достичь поставленную цель, повысить уровень своих накоплений и купить желаемую вещь, он больше начинают ценить труд, а также ответственно относиться к процессу накопления. Так, карманные деньги развивают навыки планирования и осознанного расходования своих денежных средств.

За что давать карманные деньги?

Здесь встает очень важный вопрос, связанные с мотивацией: «За что должен получать подросток карманные деньги?»

 Каждый родитель решает его самостоятельно. Так, кто-то даёт деньги на регулярной основе, например, каждую неделю определённую сумму, а подросток сам решает, как эти средства использовать. Другие родители платят по факту за определённые действия своего чада: помог в уборке по дому, сходил в магазин за хлебом и т.п. Кто-то платит за хорошие оценки в школе. Но, на наш взгляд, неприемлемо выдавать карманные деньги за последний вариант, так как родители, предпочитающие платить подростку за хорошие оценки, считают, что учеба для него – это как работа для взрослого. Мы категорически не согласны с этим утверждением. Ведь за свою «работу» в школе подросток получает, в первую очередь, знания, которые ему пригодятся в будущем и станут фундаментом для последующего образования. Если школьник будет получать за хорошие оценки деньги, то он будет стремиться не к приобретению знаний, а исключительно к высоким оценкам. Кроме того, оценка не всегда отражает реальные знания ученика. При таком подходе происходит сдвиг в мотивации и подмена правильно поставленных целей. Школьники должны осознанно подходить к учёбе и понимать, что хорошо учиться – это их прямая обязанность, а не совместный с родителями «бизнес». Также не совсем правильно давать карманные деньги за то, что подросток помог с уборкой квартиры или сходил в магазин. Выдача карманных денег не должна превратиться в оплату за «услугу», быть поводом для поощрения потребительского поведения: «Я уберу комнату, а ты мне заплати» или «Я буду хорошо учиться только тогда, когда вы мне будете давать карманные деньги» и т.п. Здесь важно родителям проявить фантазию, за что они будут давать подростку карманные деньги.

Сколько денег стоит давать в разном возрасте и за что?

Однозначного ответа на это вопрос нет.

В России сумма карманных денег никак не урегулирована законом. Она выделяется подростку на усмотрение родителей и зависит от уровня материального положения семьи. На наш взгляд, главное, чтобы эта сумма была комфортной для бюджета семьи. Важно оговорить заранее с подростком, какая сумма будет выдаваться и за что. Так, он будет понимать, что ресурсы денежных средств имеют ограничения. Только тогда подросток научится разумно пользоваться карманными деньгами и планировать свои траты.

В начале подросткового возраста – от 10 до 13 лет – дети только начинают осознавать ценность денежных средств. В этом возрасте можно начать постепенно вводить понятие «карманные деньги» и учить планировать свои расходы. Рекомендуем давать небольшую сумму денег ежемесячно, чтобы подросткам было достаточно для удовлетворения их небольших потребностей, таких как мелкие покупки, досуг и т.п. Это поможет им понять, как распоряжаться собственными деньгами и научит ценности сбережений.

В возрасте 14-16 лет подростки уже способны сознательно управлять своими финансами, поэтому сумма карманных денег может быть увеличена. В этом возрасте появляется потребность в большей независимости, поэтому дополнительный заработок через помощь по дому или выполнение других простых заданий может стать стимулирующим фактором для развития ответственности и трудолюбия. Однако здесь важно помнить, что это не должно превратиться в «бизнес» и некий ультиматум.

С 16 до 18 лет подростки готовятся ко взрослой жизни и сталкиваются с новыми финансовыми обязанностями, такими как учеба в средних и высших заведениях, начало работы и т.п. В этом возрасте стоит увеличить сумму карманных денег, чтобы подростки имели возможность покрывать дополнительные расходы. Кроме того, в этом возрасте можно начать учить их навыкам инвестирования и управления финансами, чтобы они могли грамотно планировать своё будущее.

Однако каждый подросток индивидуален. Поэтому сумма карманных денег должна учитывать его потребности и возможности семьи. Важно помнить, что целью предоставления карманных денег является обучение подростка основам финансовой грамотности. Поэтому родители самостоятельно должны устанавливать прозрачные правила использования денежных средств и стимулировать у него развитие навыков управления финансами.

Интересные факты

Обратимся к опыту других стран.

Так, в США размер карманных денег принято привязывать к возрасту, например, в 7 лет – 7$ долларов в неделю, в 10 лет – 10$ и т.д.

В Германии вопрос о выдаче карманных денег у детей решен на законодательном уровне: для каждого возраста установлена своя сумма. Так, согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, семилетнему –1,5-2 евро, десятилетнему–10-12 евро, тринадцатилетнему – 20 евро, а пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю. Дети даже могут подать на свих родителей жалобу, если они не выдают им деньги согласно утверждённым тарифам.

В Нидерландах правительство тоже к этому вопросу подошло с умом: оно составило советы, сколько карманных денег выдавать детям. Так, ребенку 6-8 лет рекомендуется давать максимум 2 евро в неделю, детям двенадцати лет – до 20 евро в месяц, восемнадцати лет – до 30 евро/мес. [1]

Каким основам финансовой грамотности стоит научить?

Выдача карманных денег подростку – это отличный способ познакомить его с основами финансовой грамотности. Это поможет стать подростку ответственным и самостоятельным.

Первое, чему стоит научить подростка, – умению планировать свои финансы. Подросток должен научиться составлять бюджет, определять свои финансовые цели и добиваться их. Это позволит ему понимать, на что он тратит деньги.

Второе – умению копить денежные средства. Подростку следует учиться откладывать некоторую часть карманных денег, чтобы создать финансовую подушку безопасности. Он должен осознавать, что накопления позволяют обеспечить себя в случае непредвиденных обстоятельств, а также достигнуть долгосрочных финансовых целей.

Третий аспект финансовой грамотности, которому следует обучить подростка – развитие навыков финансового анализа и принятия решений. Он должен понимать, как оценивать различные финансовые предложения и просчитывать их плюсы и минусы. Это поможет ему принимать взвешенные и обоснованные решения.

Таким образом, перечисленные выше навыки помогут обеспечить подростку успешное управление своими финансами, смогут помочь ему понять ценность денежных средств, научат планировать и принимать взвешенные решения. Всё это может стать фундаментом для успешного управления деньгами во взрослой жизни и достижения финансовой независимости.

Список литературы

  1. Как научить ребёнка копить [Электронный ресурс]: Психея – портал в теорию психологии, которую легко воплотить на практике: как воспитать ребенка личностью, как наладить отношения и научиться понимать самого себя. Режим доступа: https://psy-files.ru/family/karmannye-dengi-dla-rebenka (дата обращения: 14.01.2024).

Поделиться

780

Воронцова И. В. Карманные деньги подростку: сколько денег стоит давать в разном возрасте и каким основам финансовой грамотности научить // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.III.С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/8208-karmannie-dengi-podrostku-skolko-deneg-stoit

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля