Изучение тенденций развития преступности позволяет своевременно реагировать на изменение реалий окружающего мира и оперативно совершенствовать не только уголовное законодательство, но и проводимые в целях предупреждения совершения преступлений превентивные и профилактические меры. Особое внимание при исследовании преступности уделяется различным характеристикам лиц, совершивших преступление. Краеугольным камнем среди данных характеристик выступает гендерная принадлежность виновного лица.
В 2019 году на территории России к ответственности за совершение деяний, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, было привлечено 858 695 человек, среди которых 137 948 – женщины. В 2010 году аналогичные показатели были существенно выше – всего было выявлено 1 076 434 лиц, совершивших преступления, из них 166 554 – женщины [6].
Таким образом, в течение 2019 года 16,06% преступлений совершили лица женского пола, а в 2010 году общее количество уголовно наказуемых деяний, совершенных женщинами, составило 15,47% от общего количества преступлений. Это позволяет говорить о том, что последнее десятилетие государство следует верному курсу, вектор которого направлен как на снижение преступности в целом, однако уровень женской преступности остается на том же уровне. Чтобы понять, какие факторы препятствуют снижению данного показателя, необходимо проанализировать некоторые характеристики женской преступности и выявить их влияние на совершение преступлений лицами женского пола.
За последнее десятилетие социальный портрет женщины, совершившей преступление, претерпел некоторые изменения, которые были замечены Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и отражены в аналитических материалах на Портале правовой статистики названного органа. Так, в 2010 году 40,61% осужденных женщин имели начальное или основное общее образование, 26,95% – среднее профессиональное, 22,58% получили среднее общее образование и только 9,87% имели диплом о высшем профессиональном образовании. В 2019 году количество осужденных женщин, имеющих начальное, основное общее или среднее профессиональное образование, практически уравнялось – 33,15% и 34,21% соответственно. При этом число лиц женского пола, нарушивших уголовное законодательство и имеющих среднее общее образование, снизилось до 18,44%, а данный показатель, включающий в себя женщин, получивших высшее профессиональное образование, вырос
до 14,2% [6].
Изменился и характер преступлений, совершаемых женщинами наиболее часто. Ранее среди женщин были распространены хищения, присвоение, растрата, заражение венерической болезнью и уклонение от лечения, а также дела частного обвинения в части клеветы. За последнее десятилетие в результате роста уровня образованности женского населения к наиболее часто совершаемым женщинами преступлениям стали относиться не только причинение вреда здоровью разной степени, убийство, и различные хищения, но и деяния, связанные с профессиональной и экономической деятельностью [2]. Необходимо отметить, что статистика Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствует о росте количества преступлений с формальным составом, таких как угроза причинением вреда здоровью или убийством.
Проанализировав социальный портрет женщин, совершивших преступления в период с 2010 по 2019 годы, нельзя не заметить, что их демографическая характеристика по социальному составу практически не изменилась. В 2010 году 64,31% преступлений совершили женщины, не имеющие постоянных источников дохода, в 2019 году 67,6% уголовно наказуемых деяний совершены лицами женского пола с аналогичной ситуацией [6].
Так, В.А. Лелеков и Т.В. Урусова в своих научных исследованиях проводят параллель между отсутствием постоянного заработка и женской преступностью. По мнению названных специалистов в области уголовного права, именно материальная необеспеченность порождает такие социальные и психологические последствия, как фрустрация, агрессивное и криминальное поведение, чувство отчужденности и неудовлетворенности своей жизнью, которые отражаются на их жизни и провоцируют на совершение преступлений [4].
Полагаем, что выделенные В.А. Лелековым и Т.В. Урусовой причины действительно выступают в качестве катализаторов для совершения преступлений, поскольку неспособность преодолеть материальную неустроенность легальным способом ведет, судя по статистике, к совершению экономических преступлений и иных противоправных деяний с корыстным мотивом.
Международная организация труда и ООН по обеспечению гендерного равенства «ООН-женщины» также выделяют женскую безработицу в качестве глобальной проблемы, детерминирующей рост женской преступности [1].
Однако далеко не все преступления совершаются женщинами из корыстных побуждений. К примеру, Н.А. Коломытцев и Л.Н. Одинцова отмечают, что только 8% убийств совершаются с корыстным мотивом. В 20% случаев женщины пошли на совершение данного преступления из мести сожителю, мужу или иным родственникам, в 32% случаях умышленное причинение смерти стало следствием ревности, 35% убийств совершаются на бытовой почве, и 5% составляет убийство матерью новорожденного ребенка [3].
Учитывая количество убийств, совершенных с низменными мотивами, А.В. Малешина в качестве объяснения такого положения дел предположила, что при совершении преступления на поведение женщины большое влияние оказывают не только социальные и демографические факторы, но и гормональный фон, отражающийся на эмоциональном состоянии, которое, в свою очередь, приводит к формированию низменных мотивов [5].
На основании проведенного в рамках настоящей статьи анализа женской преступности в 2010-2019 годах можно сделать вывод, что в течение прошлого десятилетия мотивы совершения преступлений лицами женского пола остались практически неизменными. Противоправные деяния совершаются с низменными мотивами, в формировании которых участвуют социальные, демографические и физиологические факторы. Также необходимо отметить, что количество преступлений, совершенных из корыстных побуждений, остается на стабильно высоком уровне ввиду женской безработицы, порождающей сложности с трудоустройством и толкающей женщин на преступный путь с целью улучшения материального положения.
В то же время в течение исследуемого периода произошли некоторые изменения в характеристике женской преступности: вырос процент преступлений, совершаемых лицами с высшим образованием, а также увеличилось количество противоправных деяний, связанных с использованием служебного положения, и количество экономических преступлений.