Введение
Результативность проведения выездных налоговых проверок является важным и актуальным вопросом в сфере налогового контроля. От того, насколько эффективно проводятся эти проверки, зависит не только соблюдение налогового законодательства, но и экономическая ситуация в стране.
Выездные налоговые проверки представляют собой комплексный процесс, который включает в себя анализ финансовой отчетности организаций, проверку правильности начисления и уплаты налогов, а также выявление возможных нарушений в этой сфере. Каждая проведенная проверка призвана дать надежную информацию о финансовом состоянии контролируемого предприятия, его деятельности и соблюдении налоговых обязательств.
Основная цель налогового контроля заключается в обеспечении исполнения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования выступает ИФНС по Первомайскому району г. Пензы.
Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические и методологические положения, содержащиеся в трудах отечественных ученых в области налогообложения, экономико-математического моделирования и информационных технологий.
Результаты и их обсуждение
Проведем анализ динамики проведения выездных налоговых проверок, и их результативности по ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы за 2021-2022 гг.
Таблица 1
Анализ динамики проведения ВНП за 2021–2022 гг.
Наименование показателя |
Годы |
Отклонения +/- |
Темп роста (убытка) % | |
2021 г. |
2022 г. |
2022г. к 2021г. |
2022г. к 2021г | |
Количество проведенных выездных проверок организаций |
388 |
443 |
55 |
114,1 |
Выявленные нарушения |
151 |
173 |
22 |
114,5 |
Проверки с «нулевым» результатом |
237 |
317 |
80 |
133,7 |
Результативность выездных проверок, % |
38,9 |
39 |
0,1 |
100 |
Из таблицы 1 следует, что по данным в Инспекции количество выездных проверок за 2022 год составляет 443, в 2021 году – 388. В 2022 году нарушений налогового законодательства на предприятиях выявлено больше, чем в предыдущем году.
Проанализировав результаты выездных проверок актуально провести анализ структуры доначислений по выездным проверкам за 2021–2022 гг., приведенный в таблице 2 [2].
Дополнительные начисленные налоги, налоговые санкции и пени составляют сумму доначислений. Камеральные налоговые проверки, которые не подразделяются на подгруппы, и выездные налоговые проверки, включающие в себя проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также проверки физических лиц, составляют основную часть по сумме доначислений камеральных и выездных налоговых проверок [1]. Налоговые доначисления занимают важное место среди всех видов проверок.
Таблица 2
Анализ структуры доначислений по выездным проверкам за 2021–2022 гг.
Наименование показателя |
Годы |
Отклонения +/- |
Темп роста (убытка) % | |
2021г. |
2022г. |
2022г. к 2021г. | ||
Доначислено или в бюджет по или выездным еще проверкам тыс. руб. |
22 851 899 |
12 833 964 |
-10 017 935 |
56,1 |
Из них: налоги |
14 452 520 |
8 457 711 |
-5 994 809 |
58,5 |
пени |
8 203 230 |
4 046 800 |
-41 56 430 |
49,3 |
штрафные санкции |
196 149 |
329 453 |
133 304 |
167,9 |
Как видно из данных представленных в таблице 2, в 2021 году отделами выездных налоговых проверок инспекции доначислено платежей во все уровни бюджетов 14 452 520 тыс. руб. налогов, пени в 2021 году доначисления возросли на 4,156 млн. руб. и составили 8 203 230 тыс. руб., в 2022 году выездными проверками доначислено 12 833 964 тыс. руб., что на 10 017 935 тыс. руб. меньше, чем в 2021 году.
В результате анализа динамики выездных проверок наблюдается снижение доначислений в бюджет по выездным проверкам. Несмотря на снижение размеров доначисленных налоговых платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок, средняя величина доначислений с одной выездной налоговой проверки имеет тенденцию увеличения [3].
Для достижения лучших результатов в проведении выездных налоговых проверок необходимо изменить подход к формированию плана и проведению самих проверок. Также следует более эффективно использовать предоставленную информацию отделов камеральных налоговых проверок. Это является одним из ключевых достижений в организации процесса планирования контрольных мероприятий. Кроме того, необходимо эффективно использовать информацию из внешних и внутренних источников, включая данные из единого государственного реестра налогоплательщиков [4].
Грамотная организация и построение процесса проведения выездных налоговых проверок являются ключевыми факторами эффективного применения этого инструмента налогового контроля [5]. Выездные налоговые проверки имеют огромное значение, так как они позволяют проверить финансово-хозяйственную деятельность проверяемого лица, которая может быть скрыта от камеральных проверок, а также выявить нарушения законодательства о налогах и сборах у тех лиц, которые могут быть склонны к ним.
Заключение
Таким образом, тема результативности проведения выездных налоговых проверок является важной и актуальной в сфере налогового контроля. Результативность проведения выездных налоговых проверок зависит от качества методов и плана, которые используют налоговые органы. Для оптимальных условий исчисления и уплаты налогов в стране была принята и реализована концепция планирования выездных налоговых проверок. Исходя из этой концепции, суть планирования проверки заключается в отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения.
Подводя итог, можно сказать, что проведение эффективных выездных налоговых проверок играет важную роль в налоговом контроле и в обеспечении налоговой дисциплины. Они способствуют предотвращению налоговых правонарушений, обеспечивают справедливое распределение налоговых нагрузок и помогают сохранять финансовую стабильность в стране. Поэтому повышение результативности проведения данных проверок является важной задачей для налоговых органов и государства в целом.