Анализ деятельности контрольных органов по осуществлению выездных налоговых проверок

В соответствии с Налоговым кодексом РФ на Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) возложена задача осуществления контроля за правильностью, своевременностью и полнотой взимания платежей, определяемых принятыми законодательными актами. Налоговые проверки, проводимые налоговыми инспекторами, являются эффективным инструментом для выявления уклонения от уплаты налогов и сборов. Из всех разновидностей налоговых проверок выездные налоговые проверки (ВНП) считаются наиболее эффективными, так как они позволяют с большей вероятностью выявить факты уклонения от уплаты налогов. Целью работы является повышение эффективности работы налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок.

Аннотация статьи
налоговый контроль
планирование проведения проверок
оптимизация проверок
проведение выездных проверок
динамика выездных проверок
Ключевые слова

Введение

Результативность проведения выездных налоговых проверок является важным и актуальным вопросом в сфере налогового контроля. От того, насколько эффективно проводятся эти проверки, зависит не только соблюдение налогового законодательства, но и экономическая ситуация в стране.

Выездные налоговые проверки представляют собой комплексный процесс, который включает в себя анализ финансовой отчетности организаций, проверку правильности начисления и уплаты налогов, а также выявление возможных нарушений в этой сфере. Каждая проведенная проверка призвана дать надежную информацию о финансовом состоянии контролируемого предприятия, его деятельности и соблюдении налоговых обязательств.

Основная цель налогового контроля заключается в обеспечении исполнения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования выступает ИФНС по Первомайскому району г. Пензы.

Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические и методологические положения, содержащиеся в трудах отечественных ученых в области налогообложения, экономико-математического моделирования и информационных технологий.

Результаты и их обсуждение

Проведем анализ динамики проведения выездных налоговых проверок, и их результативности по ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы за 2021-2022 гг.

Таблица 1

Анализ динамики проведения ВНП за 2021–2022 гг.

Наименование показателя

Годы

Отклонения +/-

Темп роста (убытка) %

2021 г.

2022 г.

2022г. к 2021г.

2022г. к 2021г

Количество проведенных выездных проверок организаций

388

443

55

114,1

Выявленные нарушения

151

173

22

114,5

Проверки с «нулевым» результатом

237

317

80

133,7

Результативность выездных проверок, %

38,9

39

0,1

100

Из таблицы 1 следует, что по данным в Инспекции количество выездных проверок за 2022 год составляет 443, в 2021 году – 388. В 2022 году нарушений налогового законодательства на предприятиях выявлено больше, чем в предыдущем году.

Проанализировав результаты выездных проверок актуально провести анализ структуры доначислений по выездным проверкам за 2021–2022 гг., приведенный в таблице 2 [2].

Дополнительные начисленные налоги, налоговые санкции и пени составляют сумму доначислений. Камеральные налоговые проверки, которые не подразделяются на подгруппы, и выездные налоговые проверки, включающие в себя проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также проверки физических лиц, составляют основную часть по сумме доначислений камеральных и выездных налоговых проверок [1]. Налоговые доначисления занимают важное место среди всех видов проверок.

Таблица 2

Анализ структуры доначислений по выездным проверкам за 2021–2022 гг.

Наименование показателя

Годы

Отклонения +/-

Темп роста (убытка) %

2021г.

2022г.

2022г. к 2021г.

Доначислено или в бюджет по или выездным еще проверкам тыс. руб.

22 851 899

12 833 964

-10 017 935

56,1

Из них:

налоги

14 452 520

8 457 711

-5 994 809

58,5

пени

8 203 230

4 046 800

-41 56 430

49,3

штрафные санкции

196 149

329 453

133 304

167,9

Как видно из данных представленных в таблице 2, в 2021 году отделами выездных налоговых проверок инспекции доначислено платежей во все уровни бюджетов 14 452 520 тыс. руб. налогов, пени в 2021 году доначисления возросли на 4,156 млн. руб. и составили 8 203 230 тыс. руб., в 2022 году выездными проверками доначислено 12 833 964 тыс. руб., что на 10 017 935 тыс. руб. меньше, чем в 2021 году.

В результате анализа динамики выездных проверок наблюдается снижение доначислений в бюджет по выездным проверкам. Несмотря на снижение размеров доначисленных налоговых платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок, средняя величина доначислений с одной выездной налоговой проверки имеет тенденцию увеличения [3].

Для достижения лучших результатов в проведении выездных налоговых проверок необходимо изменить подход к формированию плана и проведению самих проверок. Также следует более эффективно использовать предоставленную информацию отделов камеральных налоговых проверок. Это является одним из ключевых достижений в организации процесса планирования контрольных мероприятий. Кроме того, необходимо эффективно использовать информацию из внешних и внутренних источников, включая данные из единого государственного реестра налогоплательщиков [4].

Грамотная организация и построение процесса проведения выездных налоговых проверок являются ключевыми факторами эффективного применения этого инструмента налогового контроля [5]. Выездные налоговые проверки имеют огромное значение, так как они позволяют проверить финансово-хозяйственную деятельность проверяемого лица, которая может быть скрыта от камеральных проверок, а также выявить нарушения законодательства о налогах и сборах у тех лиц, которые могут быть склонны к ним.

Заключение

Таким образом, тема результативности проведения выездных налоговых проверок является важной и актуальной в сфере налогового контроля. Результативность проведения выездных налоговых проверок зависит от качества методов и плана, которые используют налоговые органы. Для оптимальных условий исчисления и уплаты налогов в стране была принята и реализована концепция планирования выездных налоговых проверок. Исходя из этой концепции, суть планирования проверки заключается в отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Подводя итог, можно сказать, что проведение эффективных выездных налоговых проверок играет важную роль в налоговом контроле и в обеспечении налоговой дисциплины. Они способствуют предотвращению налоговых правонарушений, обеспечивают справедливое распределение налоговых нагрузок и помогают сохранять финансовую стабильность в стране. Поэтому повышение результативности проведения данных проверок является важной задачей для налоговых органов и государства в целом.

Текст статьи
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) № 146-ФЗ от 31.07.1998 (ред. 29.09.2019) // СПС «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru.
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы – URL: http://www.nalog.gov.ru.
  3. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 470 с.
  4. Красницкий В.А. Выездные налоговые проверки: показатели эффективности; организация и планирование // Налоговая политика и практика. – 2021. – № 9.
  5. Смирнов А.В. Планирование выездных проверок: анализ концепции // Налоговая политика и практика. – 2020. – № 8.
Список литературы