Введение
Одной из возможных мер эффективности выездных налоговых проверок (ВНП) является относительная финансовая выгода от планирования и проведения ВНП (далее – ОФВВНП) в налоговой инспекции за отчетный период. Этот показатель общее понятие, несравнимое с прочими показателями и критериями, которые были представлены в других работах. Он может использоваться в качестве единого показателя эффективности ВНП в налоговой инспекции, заменяя множество других показателей и критериев, упомянутых в этих работах. Отметим, что эти атрибуты операции ВНП были введены в упомянутых работах без учета современных достижений в области теории эффективности операций, на основе которых была разработана наша методика [5].
Нормированный на чистый объем налоговых поступлений от действующих налогоплательщиков, ОФВВНП характеризует чистый объем доначислений по результатам ВНП, проведенных данной налоговой инспекцией за отчетный период.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования выступает ИФНС по Первомайскому району г. Пензы.
Предметом исследования являются экономико-математические методы и инструментальные средства, применяемые в налоговом планировании.
Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические и методологические положения, содержащиеся в трудах отечественных ученых в области налогообложения, экономико-математического моделирования и информационных технологий.
Результаты и их осуждение
Рассчитаем финансовую выгоду (от планирования и проведения) и относительную финансовую выгоду от планирования и проведения ВНП (в налоговой инспекции за отчетный период) для нашей налоговой инспекции за 2021 и 2022 годы [2].
Таблица 1
Расчёт финансовой выгоды и относительной финансовой выгоды за 2021 и 2022 годы
Вид налога |
Суммарные налоговые поступления в НИ за отчетный период (Sобщ) |
Затраты государства на содержание и обеспечение работы НИ (Cобщ) |
Сумма доначислений в бюджет по результатам проведенных ВНП (Sвнп) |
Суммарные затраты на проведение ВНП (Cвнп) |
Финансовая выгода (от планирования и проведения) ВНП (Fвнп) |
Относительная финансовая выгода от планирования и проведения ВНП (Fвнпотн) | ||||||
2021г. |
2022 г. |
2021г. |
2022 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2021 г. |
2022 г. | |
Налог на прибыль |
12319846 |
13986474 |
267823 |
254300 |
1417410 |
1602043 |
30813 |
29128 |
1386597 |
1572915 |
0,115 |
0,115 |
НДФЛ |
5833415 |
6773793 |
110064 |
109255 |
100332 |
230590 |
1893 |
1762 |
98439 |
228828 |
0,017 |
0,034 |
НДС |
24614399 |
27748357 |
372945 |
330338 |
2305683 |
2443046 |
34935 |
29084 |
2270748 |
2276599 |
0,094 |
0,083 |
Итого |
42767660 |
48508624 |
750833 |
693892 |
3823425 |
4275679 |
67641 |
59974 |
3755784 |
4078342 |
0,226 |
0,232 |
Согласно представленному расчету, мы наблюдаем, что финансовая выгода за 2022г. увеличилась на 322 558 тыс. руб., за 2021 год (Fвнп) составила 3 755 784 млн. руб., за 2022 год-4 078 342 млн. руб.
Относительная финансовая выгода от планирования и проведения ВНП (Fвнпотн) за 2021 год равна 0,226, за 2022 год-0,232.
В качестве дополнительного (производного) показателя к основному показателю ОФВВНП рекомендовано использовать показатель «охвата» выездными налоговыми проверками (ОВНП) [4].
По своему смыслу показатель ОВНП характеризует долю налогоплательщиков, подвергнутых выездной проверке.
Рассчитаем показатель «охвата» выездными налоговыми проверками для нашей Инспекции.
Таблица 2
Расчёт показателя «охвата» выездными налоговыми проверками за 2021 и 2022 годы
Показатели |
2021 год |
2022 год |
Отклонение 2021 г. от 2022 г. | |
+, - |
% | |||
Суммарное число налогоплательщиков, у которых проводились ВНП (Nвнп) |
388 |
443 |
55 |
114,2 |
Суммарное число налогоплательщиков, деятельность которых контролируется данной НИ (Nобщ) |
6979 |
7069 |
13 |
101,2 |
Показатель «охвата» выездными налоговыми проверками (Nвнпотн) |
0,055 |
0,062 |
0,057 |
112,7 |
Исходя из данных, приведенных в таблице суммарное число налогоплательщиков, контролирующихся ИФНС по Первомайскому району г. Пензы (Nобщ) за 2021 год составило 6979, за 2022 год – 7069.
Число ВНП (Nвнп), проведенных инспекцией за 2021 год, составило 388, за 2022 год – 443.
Вычислив показатель «охвата» (Nвнпотн), рассчитали, что доля налогоплательщиков, подвергнутых выездной налоговой проверке за 2021 год равна 0,055, за 2022 год – 0,062.
Суммарное число налогоплательщиков, у которых проводились ВНП в 2022 году, увеличилось на 14,2%, по сравнению с показателями 2021 года.
Суммарное число налогоплательщиков, деятельность которых контролируется данной инспекцией в 2022 году, увеличилось на 1,2%, по сравнению с предыдущим годом.
Показатель «охвата» выездными налоговыми проверками за 2022 год на 12,7% больше, чем в 2021 году.
Задача определения оптимального значения показателя «охвата» – относительного количества ВНП за определенный отчетный период для налоговой инспекции или группы налоговых инспекций – является актуальной. В настоящее время этот показатель формируется директивно и без должного обоснования [3, с. 37-40]. Исходя из этого, необходимо определить значение показателя «охвата» выездными налоговыми проверками (ОВНП) для налогоплательщиков, действующих на территории, подведомственной данному налоговому органу или органам. Это значение должно соответствовать плану ВНП и быть оптимальным с точки зрения максимизации относительной финансовой выгоды от проведения ВНП [5].
В последние годы в РФ наблюдается уменьшение количества ВНП, что приводит к изменению роли показателя «охвата» в оценке усилий Инспекции по планированию и проведению ВНП. Ранее этот показатель был практически единственным, характеризующим эти усилия. Однако в настоящее время он формируется на уровне 4–5% (в нашем проведенном анализе 5,5 и 6,2%) от общего числа налогоплательщиков [1].
В настоящее время директивным образом формируется вышеупомянутый «охват», который представляет собой относительное количество ВНП за определенный отчетный период для налоговой инспекции. Методика, представленная выше, дает необходимое обоснование выбору такого показателя и позволяет определить его численное значение.
Заключение
Важным аспектом контроля исполнения налогового законодательства и обеспечения стабильности работы налоговой инспекции является оптимизация планов проведения ВНП. Приоритетные сферы и регионы, а также оптимальное количество проверок определяются путем анализа рисков. Это позволяет налоговой инспекции эффективно контролировать налоговое законодательство и достигать высоких результатов в решении задачи налогового контроля. В настоящее время относительное количество ВНП для налоговой инспекции или группы налоговых инспекций формируется директивно. Представленная методика обосновывает выбор такого показателя и определяет его численное значение.