Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Оптимизация планирования выездных налоговых проверок

Оптимизация планирования выездных налоговых проверок

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

выездные проверки
налоговый контроль
планирование проведения проверок
оптимизация проверок
проведение выездных проверок

Аннотация статьи

Планирование выездных налоговых проверок (далее - ВНП) – это неотъемлемая часть работы налоговой инспекции, направленная на стабилизацию ее работы и достижение высоких результатов в решении задачи налогового контроля. Однако, для достижения этих целей необходима оптимизация планов проведения ВНП. Оптимизация планов ВНП предполагает анализ и оценку рисков, связанных с налоговыми нарушениями, выявление приоритетных сфер для проведения проверок, а также определение оптимального количества и регионов, где следует проводить ВНП. Анализ рисков – важный этап в планировании ВНП. Он позволяет налоговой инспекции определить предприятия, наиболее подверженные налоговым нарушениям, и сосредоточить свои ресурсы на их проверку. Это повышает эффективность работы и позволяет достичь лучших результатов в решении задачи налогового контроля. Целью работы является совершенствование планирования проведения выездных налоговых проверок.

Текст статьи

Введение

Одной из возможных мер эффективности выездных налоговых проверок (ВНП) является относительная финансовая выгода от планирования и проведения ВНП (далее – ОФВВНП) в налоговой инспекции за отчетный период. Этот показатель общее понятие, несравнимое с прочими показателями и критериями, которые были представлены в других работах. Он может использоваться в качестве единого показателя эффективности ВНП в налоговой инспекции, заменяя множество других показателей и критериев, упомянутых в этих работах. Отметим, что эти атрибуты операции ВНП были введены в упомянутых работах без учета современных достижений в области теории эффективности операций, на основе которых была разработана наша методика [5].

Нормированный на чистый объем налоговых поступлений от действующих налогоплательщиков, ОФВВНП характеризует чистый объем доначислений по результатам ВНП, проведенных данной налоговой инспекцией за отчетный период.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования выступает ИФНС по Первомайскому району г. Пензы.

Предметом исследования являются экономико-математические методы и инструментальные средства, применяемые в налоговом планировании.

Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические и методологические положения, содержащиеся в трудах отечественных ученых в области налогообложения, экономико-математического моделирования и информационных технологий.

Результаты и их осуждение

Рассчитаем финансовую выгоду (от планирования и проведения) и относительную финансовую выгоду от планирования и проведения ВНП (в налоговой инспекции за отчетный период) для нашей налоговой инспекции за 2021 и 2022 годы [2].

Таблица 1

Расчёт финансовой выгоды и относительной финансовой выгоды за 2021 и 2022 годы

Вид налога

Суммарные налоговые поступления в НИ за отчетный период (Sобщ)

Затраты государства на содержание и обеспечение работы НИ (Cобщ)

Сумма доначислений в бюджет по результатам проведенных ВНП (Sвнп)

Суммарные затраты на проведение ВНП (Cвнп)

Финансовая выгода (от планирования и проведения) ВНП (Fвнп)

Относительная финансовая выгода от планирования и проведения ВНП (Fвнпотн)

2021г.

2022 г.

2021г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

Налог на прибыль

12319846

13986474

267823

254300

1417410

1602043

30813

29128

1386597

1572915

0,115

0,115

НДФЛ

5833415

6773793

110064

109255

100332

230590

1893

1762

98439

228828

0,017

0,034

НДС

24614399

27748357

372945

330338

2305683

2443046

34935

29084

2270748

2276599

0,094

0,083

Итого

42767660

48508624

750833

693892

3823425

4275679

67641

59974

3755784

4078342

0,226

0,232

Согласно представленному расчету, мы наблюдаем, что финансовая выгода за 2022г. увеличилась на 322 558 тыс. руб., за 2021 год (Fвнп) составила 3 755 784 млн. руб., за 2022 год-4 078 342 млн. руб.

Относительная финансовая выгода от планирования и проведения ВНП (Fвнпотн) за 2021 год равна 0,226, за 2022 год-0,232.

В качестве дополнительного (производного) показателя к основному показателю ОФВВНП рекомендовано использовать показатель «охвата» выездными налоговыми проверками (ОВНП) [4].

По своему смыслу показатель ОВНП характеризует долю налогоплательщиков, подвергнутых выездной проверке.

Рассчитаем показатель «охвата» выездными налоговыми проверками для нашей Инспекции.

Таблица 2

Расчёт показателя «охвата» выездными налоговыми проверками за 2021 и 2022 годы

Показатели

2021 год

2022 год

Отклонение 2021 г. от 2022 г.

+, -

%

Суммарное число налогоплательщиков, у которых проводились ВНП (Nвнп)

388

443

55

114,2

Суммарное число налогоплательщиков, деятельность которых контролируется данной НИ (Nобщ)

6979

7069

13

101,2

Показатель «охвата» выездными налоговыми проверками (Nвнпотн)

0,055

0,062

0,057

112,7

Исходя из данных, приведенных в таблице суммарное число налогоплательщиков, контролирующихся ИФНС по Первомайскому району г. Пензы (Nобщ) за 2021 год составило 6979, за 2022 год – 7069.

Число ВНП (Nвнп), проведенных инспекцией за 2021 год, составило 388, за 2022 год – 443.

Вычислив показатель «охвата» (Nвнпотн), рассчитали, что доля налогоплательщиков, подвергнутых выездной налоговой проверке за 2021 год равна 0,055, за 2022 год – 0,062.

Суммарное число налогоплательщиков, у которых проводились ВНП в 2022 году, увеличилось на 14,2%, по сравнению с показателями 2021 года.

Суммарное число налогоплательщиков, деятельность которых контролируется данной инспекцией в 2022 году, увеличилось на 1,2%, по сравнению с предыдущим годом.

Показатель «охвата» выездными налоговыми проверками за 2022 год на 12,7% больше, чем в 2021 году.

Задача определения оптимального значения показателя «охвата» – относительного количества ВНП за определенный отчетный период для налоговой инспекции или группы налоговых инспекций – является актуальной. В настоящее время этот показатель формируется директивно и без должного обоснования [3, с. 37-40]. Исходя из этого, необходимо определить значение показателя «охвата» выездными налоговыми проверками (ОВНП) для налогоплательщиков, действующих на территории, подведомственной данному налоговому органу или органам. Это значение должно соответствовать плану ВНП и быть оптимальным с точки зрения максимизации относительной финансовой выгоды от проведения ВНП [5].

В последние годы в РФ наблюдается уменьшение количества ВНП, что приводит к изменению роли показателя «охвата» в оценке усилий Инспекции по планированию и проведению ВНП. Ранее этот показатель был практически единственным, характеризующим эти усилия. Однако в настоящее время он формируется на уровне 4–5% (в нашем проведенном анализе 5,5 и 6,2%) от общего числа налогоплательщиков [1].

В настоящее время директивным образом формируется вышеупомянутый «охват», который представляет собой относительное количество ВНП за определенный отчетный период для налоговой инспекции. Методика, представленная выше, дает необходимое обоснование выбору такого показателя и позволяет определить его численное значение.

Заключение

Важным аспектом контроля исполнения налогового законодательства и обеспечения стабильности работы налоговой инспекции является оптимизация планов проведения ВНП. Приоритетные сферы и регионы, а также оптимальное количество проверок определяются путем анализа рисков. Это позволяет налоговой инспекции эффективно контролировать налоговое законодательство и достигать высоких результатов в решении задачи налогового контроля. В настоящее время относительное количество ВНП для налоговой инспекции или группы налоговых инспекций формируется директивно. Представленная методика обосновывает выбор такого показателя и определяет его численное значение.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) № 146-ФЗ от 31.07.1998 (ред. 29.09.2019) // СПС «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru.
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы – URL: http://www.nalog.gov.ru.
  3. Антропова В.В. Особенности проведения выездной налоговой проверки // Современные проблемы понимания государства и права: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / Северо-Кавказский социальный. ин-т. Ставрополь, 2018. – С. 37-40.
  4. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Л.И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л.И. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 470 с.
  5. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для вузов / Д.Г. Черник [и др.]; под редакцией Е.А. Кировой. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 483 с.

Поделиться

714

Махмутова З. Р. Оптимизация планирования выездных налоговых проверок // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.III.С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/8212-optimizatsiya-planirovaniya-viezdnikh-nalogov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января