Первый вопрос, на который необходимо получить ответ – что такое душа? Есть множество взглядов и концепций, начиная от религиозных и заканчивая более секулярными. Философы бьются над этим вопросом уже много веков и не в силах исследователя дать на него полноценный ответ в рамках одной исследовательской работы.
При изучении данного термина следует обратить внимание на то, отличался ли подход к изучению данного понятия у философов, занимавшихся врачеванием и развитием теории физиологии, в частности, и насколько значимый вклад они внесли в современное понимание души функционалистами.
Целью данной работы является изучение вклада философов-физиологов в философскую теорию души, конкретнее – функционализма.
Слишком большой предмет исследования приведёт к недостаточно подробному анализу этих закономерностей, поэтому сознательно ограничим деятельность в рамках функционализма, понятие которого мы рассмотрим далее.
В вопросах исследования данного термина следует использовать такой же абстрактный подход как, например, при исследовании «тёмной материи» [2, 9]: природа явления неясна, само его наличие экспериментально не доказано, но имеется ряд качеств, которые такому гипотетическому явлению приписываются.
Сделаем грубую попытку подвести их под какой-то единый знаменатель.
Упрощённой теорией, которой можно было бы воспользоваться в данной работе, была бы та, согласно которой душа – синоним самосознания. Это весьма практичный подход, позволяющий проводить прямые аналогии с развитием понимания людей о собственной физиологии в процессе разбора категории, однако его будет недостаточно при полном анализе понятия. Для выполнения данной задачи гораздо лучше подойдёт функционализм – подход, согласно которому сознание может существовать вне человеческого мозга, что бы это под собой не подразумевало. Вместе с тем душа, приравненная к сознанию, на это, по всей видимости, не способна, так что нам нужны иные концепты. Рассмотрим теоретические положения и философов, не связанных с медициной напрямую и внёсших значительный вклад в развитие системы взглядов в целом, и врачей-мыслителей.
Платон представлял человеческую душу, как всадника с двумя лошадьми. Всадник символизировал разум; белый конь – высшие, благородные качества души; чёрный – порывы и страсти [1].
В свою очередь, схоласт-теолог Фома Аквинский представлял человеческую природу как соединение души и тела. К слову, в христианстве важно, что люди в итоге воскреснут именно телесно, а не будут вечно обитать в духовном бытие. Также Аквинский писал, что главное проявление жизни – это движение и познание. «Душа должна обладать не только способностью понимания, но и способностью ощущения. Но ощущение осуществляется только благодаря телу» [3, 8].
По Декарту существуют две субстанции: «мыслящая» и «протяжённая». Иными словами, душа и материя – концепция картезианского дуализма. Душа, таким образом, является сосредоточением воли, желаний, мыслей и чувств. Материя же находится в состоянии постоянного испытывания нужды [4]. Все они обрабатываются душой и трансформируются в чувства и желания (или даже ограничения).
Иными словами, душа умаляет плоть по необходимости. Душа влияет на тело в той же степени, в которой тело влияет на душу. Вследствие чего внутри каждого из людей происходит процесс рефлексии, то есть осмысления и переосмысления своего собственного процесса познания и жизни [7]. На нашу лично влияют не только произошедшие с нами события, но и наша оценка этих событий и своего места в них. Влияние оказывает даже просто время. Будучи без сознания и с ограниченными возможностями человек находится в динамичной среде противоречивых импульсов, но, если выйти из их плена, то есть риск перестать ощущать себя человеком.
Однако сама психофизиологическая концепция объяснения механизма сознания, развитая вышеперечисленными философами, была открыта, хоть и в далёкой от современного медицинского понимания, Эразистратом – древнегреческим врачом, первым принёсшим в литературу термин «мозг» [6].
Идеи же о «смерти души» вне тела были впервые выдвинуты как полноценные положения Уильямом Ковардом – английским врачом и философом-деистом. Он был противником взглядов Декарта, но не в понимании «души» как термина, а из-за неправдоподобного объяснения её нахождения в человеческом организме, сильно оторванном от физиологии [5].
Получается, что философы, деятельность которых была связана с медициной, хоть и не создали какой-то кардинально отличающееся теории о «душе», однако внесли значительный вклад в уже имеющиеся, приобщили и приземлили понятия, которые другие мыслители использовали слишком абстрактно вследствие недостаточных познаний в медицине.
Если суммировать обозначенные выше подходы, то на выходе мы получаем следующие качества обладающего душой существа:
- способность познавать окружающий мир путём чувственного опыта и исходя из собственных телесных желаний;
- способность к рефлексии и познанию себя самого на основании нового опыта и знаний;
- способность постоянно динамично развиваться и адаптироваться, открывать в себе новые качества под давлением обстоятельств и противоречивых желаний;
- нахождение в постоянном конфликте с самим собой, с миром вокруг и со временем.
Именно конфликт и попытка его разрешения заставляет нас познавать мир, рефлексировать, адаптироваться или умереть. Этот процесс невозможно остановить или выключить: даже без сознания человек меняется и развивается. Это буквально синоним жизни, ведь если активности в мозгу не наблюдается, то живое существо мертво.