В России организация и управление исполнением наказаний осуществляются уголовно-исполнительной системой, включающей Федеральную службу исполнения наказаний, исправительно-трудовые учреждения различного типа и другие подразделения. Эта система играет важную роль в соблюдении прав и свобод человека, обеспечении реабилитации осужденных и предотвращении рецидива преступлений.
Однако, для эффективной работы уголовно-исполнительной системы необходимы квалифицированные и мотивированные сотрудники. Правовой статус работников системы исполнения наказаний играет важную роль в обеспечении этого требования.
Целью данной статьи является анализ правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы в России и зарубежных странах, исследование его актуальности в настоящее время и выявление особенностей правового статуса различных категорий работников уголовно-исполнительной системы.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы, повышения ее доверия в глазах общества, соблюдения прав и свобод работников системы исполнения наказаний и реализации права всех граждан на безопасность.
В настоящее время Россия переживает существенные изменения в сфере исполнения наказаний и правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы. Принимаются новые законы, разрабатываются и внедряются новые подходы к организации работы системы исполнения наказаний. Это накладывает дополнительную ответственность на работников системы и требует совершенствования их правового статуса.
На фоне этих изменений особенно важно проведение анализа правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы в России и за рубежом, чтобы убедиться в соблюдении прав и свобод работников системы, а также обеспечить их мотивацию и квалификацию.
Таким образом, четкое и последовательное исследование правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) – это необходимое условие для эффективного функционирования системы и обеспечения безопасности граждан.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции, в силу возложенных на него Уголовно-исполнительным Кодексом, ведомственными нормативно-правовыми актами и от выполняемых им задач, имеет свой специфический правовой статус. Он, в свою очередь, должен соответствовать требованиям действующего законодательства.
Проблематика социально-правовой защиты сотрудников УИС, на сегодняшний день имеет более острое значение, а нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт нуждаются в доработке. Ввиду вышеизложенного, более подробно были изучены проблемные моменты социально-правового статуса сотрудников УИС.
В ходе своего исследования Г. Негляд были выделены следующие проблемы [7, с. 42]:
- проблемы обеспечения безопасности сотрудников и персонала УИС при выполнении их должностных обязанностей;
- проблемы, связанные с созданием оптимального механизма социально-экономических гарантий работников, способствующих достижению эффективных результатов деятельности уголовно-исполнительной системы (в сфере обеспечения жильем и в сфере страхования и сохранения жизни сотрудника УИС;
- проблемы дезорганизации деятельности учреждений и правового регулирования при помощи статьи 321 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 24.03.2023) [1] (УК РФ);
- проблемы превышения должностных полномочий сотрудниками Уголовно-исполнительной системы.
Решением выделенных проблем должно в полной мере заняться государство, прежде всего, необходимо обеспечить достойными жилищными условиями сотрудников, а также их семьи. Обеспечить хорошим медицинским обслуживанием, дополнительными льготами и хорошими условиями труда.
У сотрудников уголовно-исполнительной инспекции очень большой перечень прав и обязанностей, которые непосредственно пересекаются с гарантиями и социальным статусом сотрудника инспекции. В структуре прав и обязанностей присутствуют как общие, так и специальные положения, которые определяются не только уголовно-исполнительным законодательством, но и должностными инструкциями Федеральной службы исполнения наказаний РФ.
При выполнении своих должностных полномочий в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности сотрудник инспекции руководствуется нормами различных нормативно-правовых актов, таких как Конституции РФ, Постановлением Правительства РФ, Указами Президента РФ и многими другими (актами министерств и ведомств) [6, с. 40].
У правового статуса сотрудника и уголовно-исполнительной инспекции в целом в будущем планируется обширная перспектива развития, а именно в программе «Пробации», закрепление в Уголовно-процессуальном Кодексе сотрудника уголовно-исполнительной инспекции в качестве стороны уголовного процесса при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, так же расширение и введение новых должностей в инспекцию и улучшение мониторинга наблюдения за осужденными лицами, чье наказание не связано с изоляцией от общества.
В связи с расширением системы уголовных наказаний, а именно через меры, которые не связанные с изоляцией осужденного от общества, происходит развитие более демократического правового государства, что вносит свой вклад каждый штатный сотрудник уголовно-исполнительной инспекции.
С каждым годом по статистике обвинительных приговоров, вынесенных судом количество осужденных, чье наказание не связано с изоляцией от общества, увеличивается и уже не сопоставимо по численности с осужденными, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
В связи с этим законодатель должен все более детально принимать меры по стимулированию сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, дать точное определение правового статуса сотрудников инспекции, а именно не только в четком закреплении их прав и обязанностей, но и в социальных гарантиях. А также в повышении качества профессиональной подготовки в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
При назначении наказаний, не связанных с лишением свободы, на сотруднике УИС лежит большая ответственность в связи с исполнением конкретного вида наказаний, поэтому одним из направлений деятельности является подготовка компетентных сотрудников в соответствии с требованиями международных стандартов и европейской практики исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Это подчеркивает, что сотруднику УИС нужно нарабатывать и уметь применять знания, конкретные навыки: психологии, юриспруденции, педагогики, управления в социальной работе.
Поэтому для наиболее эффективного понимания целей, задач и объема работы в осуществлении деятельности уголовно-исполнительных инспекций необходимо разобраться и проанализировать правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы, знать их историю, структуру и перспективы развития в будущем времени.
И главное следить за законодательной базой в сфере изменения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и осознавать какую общественно полезную роль играет при выполнении своих должностных обязанностей каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы.
Э. П. Киселев отмечает, что российское законодательство в сфере социальных гарантий сотрудников УИС в целом отвечает требованиям сегодняшнего дня, однако множественность нормативно-правовых актов, прямо или косвенно регламентирующих указанный вопрос, отсутствие четкой логической схемы их построения, в том числе в связи с отсылочно-бланкетным характером правовых норм, которые ссылаются на другие нормы внутри одного нормативно-правового акта либо на другой документ, усложняют их понимание [5, с. 15].
Очевидна назревшая необходимость систематизации и совершенствования существующей нормативно-правовой базы, а также внедрение новых пунктов в закон, которые регламентировали бы новые социальные гарантии.
Итак, исследование и его результаты позволяют сформулировать выводы и предложения, имеющие теоретическое и практическое значение для совершенствования социальной и правовой защиты сотрудников УИС.
Российское общество будет в безопасности от преступных посягательств осужденных граждан благодаря социальным гарантиям сотрудников УИС и достойной денежной плате. Привлеченные на службу специалисты обязаны с полной отдачей применять полученные знания в Вузах на практике, добиваясь уменьшения показателя рецидива преступности.
Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ (в ред. от 13.06.2023) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [2], статус сотрудников УИС значительно укрепился. В данном законе чётко указаны определения, составляющие правовой статус сотрудников и работников УИС.
Действующее законодательство необходимо дополнить следующими нормами:
- при применении физической силы и специальных средств обязать сотрудников УИС оказывать пострадавшим доврачебную помощь до приезда скорой помощи;
- внедрить в ряд социальных гарантий сотрудникам УИС ипотечную программу аналогичную программе «военная ипотека».
Внести изменения в Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ (в ред. от 28.06.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], а именно дополнить указанный нормативно-правовой акт 71 ст. 4 прим.1 «Ипотечная программа для сотрудников УИС», в которой будут изложены принципы и порядок вступления в данную программу по аналогии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ (в ред. от 28.04.2023) «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [4].
Анализируя судебную практику, было отмечено, что к общим мерам предупреждения относится деятельность руководства ФСИН России и руководителей территориальных органов ФСИН России, направленная:
- На решение социально-бытовых проблем сотрудников УИС;
- Техническое оснащение следственного изолятора и исправительных учреждений приборами видеоконтроля (стационарными и переносными);
- Исключение возможности безнаказанного поведения осужденных по отношению к сотрудникам УИС.
Таким образом, цель достигнута. В данном исследовании были проанализированы и раскрыты особенности правового статуса, работников уголовно-исполнительной системы. Были выполнены поставленные задачи, а именно изучена и проанализирована теоретическая составляющая данной темы, изучен ряд проблем и предложены конструктивные решения для их устранения.