Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Педагогические технологии подготовки квалифицированных кадров

Педагогические технологии подготовки квалифицированных кадров

Автор(-ы):

Заруцкова Виктория Михайловна

19 января 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

педагогические технологии
компетенции
компетентностный подход
восхождение молодых специалистов к высокой квалификации

Аннотация статьи

Показано, что для подготовки в вузах и учреждениях СПО квалифицированных кадров внедряются новые педагогические технологии, реализуется новые нормативно-методические документы, которые предусматривают внедрение федеральных профессиональных стандартов, новых учебников и учебных пособий, цифровых образовательных технологий, формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Показаны достижения и проблемы подготовки квалифицированных кадров, причины низкого профессионального уровня многих рабочих и специалистов.

Изложены новые возможности цифровизации профессионального образования для повышения эффективности подготовки квалифицированных кадров. Изложена модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности в период учебы в профессиональных образовательных организациях (ПОО) и трудовой деятельности по полученной профессии.

Текст статьи

Нарастающая глобализация и развитие научно-технического прогресса ставят перед ПОО новые вызовы, ответом на эти вызовы должно быть повышение ответственности органов профессионального образования и работодателей за подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, обладающим не только знаниями и умениями, но и профессиональными и общекультурными компетенциями, профессиональной компетентностью.

Эти новые вызовы требуют также применения новых педагогических технологий. Педагогическая технология – это совокупность методов, форм, способов и приемов, предназначенных для воспитания и обучения человека.

В соответствии с утвержденными Правительством РФ и федеральными органами власти нормативно-методическими документами в ПОО внедряются новые учебники и учебные пособия, федеральные профессиональные стандарты, получают развитие цифровые образовательные технологии.

Внедрение ФГОС третьего поколения сопровождаются гуманизацией учебного процесса, применением компетентностного подхода, формированием у выпускников ПОО знаний, умений, общекультурных и профессиональных компетенций. Вместе с тем пока отсутствуют научно обоснованные рекомендации по восхождению молодых специалистов к профессиональной компетентности.

Для подготовки в вузах и учреждениях СПО квалифицированных кадров реализуются нормативно-методические документы, утвержденные Правительством Российской Федерации и федеральным органами власти.

Новые нормативно-методические документы предусматривают формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций [1].

Федеральные профессиональные стандарты (ФГОС) содержат требования к квалификации работника при выполнении его трудовых функций [2].

Внедрение ФГОС третьего поколения сопровождаются гуманизацией учебного процесса, применением компетентностного подхода, формированием у выпускников ПОО новых форм, методов, знаний, умений, общекультурных и профессиональных компетенций.

В ПОО формируется цифровая образовательная среда (ЦОС), которая способствует достижению высокого качества подготовки рабочих и специалистов.

Для успешной реализации государственных образовательных стандартов ЦОС должна обеспечивать:

  • эффективное функционирование ПОО с использованием цифровых образовательных технологий и механизмов организации учебно- процесса;
  • использование новых форм, методов и средств обучения;
  • оснащение учебных лабораторий, кабинетов и мастерских современным оборудованием;
  • оснащение библиотек, читальных залов и книгохранилищ современным оборудованием;
  • оптимальное использование учебной и методической литературы;
  • оптимальное планирование лекций, семинаров, вебинаров, презентаций и фиксирование их реализации;
  • эффективное пользование студентами и преподавателями электронной библиотекой.

Анализ показывает, что по мере развития научно-технического прогресса происходит возрастание потребностей к работникам широкого профиля, обладающим не только знаниями и умениями, но и профессиональными и общекультурными компетенциями, профессиональной компетентностью.

Переход к инновационной экономике зависит от конкурентоспособности отечественной рабочей силы, которая должна обладать совокупностью профессиональных, образовательных и психофизиологических показателей, позволяющих рабочим и специалистам эффективно выполнять сложные трудовые функции.

Однако среди развитых стран мира РФ пока не занимает ведущее место по показателям международной конкурентоспособности.

По мере увеличения объемов воспроизводства квалифицированных кадров одновременно повышается эффективность развития отечественной экономики, увеличиваются объемы выпуска продукции, соответствующей международным стандартам.

Пока не во всех регионах страны принимаются достаточные меры по определению потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах.

Результаты мониторинга трудоустройства выпускников ПОО последних лет показывают, что многие выпускники учреждений СПО получают рабочие профессии 3-го разряда, а предприятия и организации нуждается в рабочих более высоких разрядов, такое положение характерно и для многих вузов.

Во многих регионах страны не выдерживают конкуренции более половины выпускников учреждений СПО, а многие выпускники вузов получают только удовлетворительное качество подготовки [3, с. 11-12]. В ряде регионов страны имеет место также несбалансированная структура воспроизводства квалифицированных кадров.

До последнего времени подготовка квалифицированных кадров в учреждениях СПО составляла около 1,0 млн человек в год, при этом ежегодная потребность регионов страны в рабочих в последние годы была значительно больше.

Имеются сложности и с трудоустройством выпускников ПОО по полученной профессии. Например, анализ трудоустройства выпускников ПОО за последние годы показывает, что только около 50 процентов выпускников учреждений среднего профессионального образования трудятся на должностях, которые относятся к группе «Специалисты среднего профессионального образования» и примерно 50 процентов выпускников вузов трудятся на должностях, относящихся к группе «Специалисты высшего уровня квалификации».

Во многих регионах страны пока незначительны объемы профессиональной подготовки рабочих кадров, инженеров и предпринимателей.

Анализ показывает, что основными причинами низкого профессионального уровня многих рабочих и специалистов являются: не регулярное прохождение внутрифирменного профессионального обучения, отсутствие возможностей осваивать востребованные в регионах профессии и специальности [4, с. 174-175].

Выявленные проблемы показывают, что следует повышать качество профессиональной подготовки выпускников ПОО путем использования новых форм и методов обучения, их своевременно трудоустраивать по полученной профессии, развивать наставничество и регулярного повышать их квалификации.

Необходимо также совершенствовать профессиональную ориентацию учащихся школ на востребованные в регионах профессии и специальности. В ряде регионов складывается передовой опыт по профессиональной ориентации психологической поддержке молодежи. Например, можно отметить опыт Кемеровской области, который обсуждался в 2017 году в Бюро отделения профессионального образования российской академии образования [5, с. 1-11]. Обсуждение показало, что в области регулярно осуществляются мероприятия по профессиональной ориентации учащихся школ на востребованные в регионе предприятиями и организациями профессии и специальности.

Следует учитывать, что по мере развития научно-технического прогресса конкурентоспособность каждой страны в решающей степени будет зависеть не от запасов полезных ископаемых, а от качества рабочей силы.

В настоящее время понятие «компетентность» стало основным при оценке уровня квалификации кадров, а также при организации профессионального обучения в ПОО и в системе внутрифирменного обучения персонала.

Например, зарубежный ученый Дж. Равен выделил следующие основные качества, которые необходимы человеку в любой трудовой деятельности [6]:

  • умение эффективно трудиться без посторонней помощи; умение и готовность творчески трудиться;
  • уметь выявлять проблемы в процессе трудовой деятельности и успешно решать их;
  • уметь успешно применять знания, умения, навыки и компетенции в трудовой деятельности;
  • способность и готовность принимать правильные решения в проблемных ситуациях;
  • способность успешно изучать и осваивать новую технику и технологию.

Понятие компетенция многие ученые обосновывают как способность рабочих и специалистов успешно применять свои знания, умения, навыки в процессе трудовой деятельности. Например, отечественная ученая И. А. Зимняя понятие компетенция определяет как знания, навыки, умения и должности работников в соответствии с требованиями и целями организации [7].

А отечественный ученый Э. Ф. Зеер понятие компетентностный подход обосновывает как нацеленность «на такие важные показатели профессионального образования, как обучаемость и постоянное совершенствование работника» [8, с. 22-28]. Понятие компетентность, как утверждают многие отечественные и зарубежные ученые, включают до 15 профессиональных компетенций. А профессиональные компетенции могут включать:

  • способность трудящимся понимать и анализировать возникающие проблемы;
  • способность работников применять свои знания и компетенции в трудовой деятельности;
  • компетенции ранжируются на общекультурные и профессиональные.

Особенностью общекультурных компетенции является то, что трудящиеся применяют их для успешной трудовой деятельности как в профессиональной, так и в других видах деятельности. Профессиональные компетенции применяются трудящимися в процессе успешного выполнения определенных работ в рамках своей профессии.

В нашей стране разработаны рекомендации по формированию у выпускников ПОО профессиональной компетентности в процессе учебы в ПОО и последующей трудовой деятельности в организациях.

Технология восхождения выпускников ПОО к профессиональной компетентности, разработанная Кязимовым К. Г. включает два периода [9].

Первый период включает учебно-воспитательный процесс непосредственно в ПОО, где происходит развитие у студентов основы их будущей профессионально компетентности.

На втором периоде происходит трудоустройство выпускников по полученной профессии, их адаптация в организациях, приобретение ими опыта работы.

После трудоустройства выпускников руководители ПОО и организаций должны обеспечивать прохождение студентами следующих мероприятий:

  • наставничество над выпускниками и их успешная адаптация;
  • самоактуализации выпускников в процессе трудовой деятельности;
  • свободное владение выпускниками профессией (специальностью);
  • повышение квалификации молодых специалистов;
  • творческое владение выпускниками профессией (специальностью).

Технология профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и внутрифирменного обучения персонала каждого региона страны должна включать: профессиональное обучение студентов в ПОО, в системе внутрифирменного обучения персонала, обучение безработных граждан, высвобождаемых работников и соискателей рабочих мест, их трудоустройство и трудовую деятельность, и регулярное повышение квалификации [9]. Молодые специалисты должны использовать полученные в ПОО знания, умения и компетенции в процессе трудовой деятельности, уметь самостоятельно мыслить, принимать нестандартные решения, творчески трудиться в команде.

В условиях развития научно-технического прогресса происходит интеграция профессий и специальностей, такая тенденция обуславливает необходимость постоянного освоения молодыми специалистами новых профессий и специальностей. Развитие инновационной экономики требует реализации в организациях непрерывного образования персонала, так как развитие научно-технического прогресса сопровождается быстрым обновлением знаний и умений работников.

В условиях развития инновационной экономики возрастает роль дополнительного образования, которое является механизмом адаптации молодых специалистов к непрерывно изменяющимся производственным условиям. Практика показывает, что наиболее распространенной формой дополнительного образования молодых специалистов являются занятия по повышению их квалификации, которые направлены на совершенствование выпускниками своих знаний, умений и компетенций.

Анализ показывает, что не все отечественные работодатели уделяют должное внимание профессиональному обучению персонала, расходы многих российских организаций на профессиональное обучение своих работников несколько раз меньше, чем расходы организаций промышленно развитых стран. А между тем увеличение расходов на профессиональное обучение персонала организаций на 10% дает прирост производительности труда организаций на 8,5%, а такое же увеличение капитальных вложений обеспечивает этот прирост в значительно меньших размерах [10].

Новые задачи перед системой образования и организациями возникли в связи с необходимостью обучения студентов и персонал пользоваться цифровыми технологиями.

В условиях цифровизации профессионального образования появились новые возможности для внедрения новых педагогических технологий, способствующих повышению эффективности учебного процесса в ПОО и в системе внутрифирменного обучения персонала, автоматизации процесса профессионального обучения, помогающая студентам, персоналу и преподавателям применять новые цифровые учебно-методические пособия.

В условиях цифровизации профессионального обучения преподавателям необходимо: создать цифровую образовательную среду конкретной учебной дисциплины; проектировать форм, методов обучения, насыщенных развивающими возможностями; составить сценарии учебных занятий с оптимальным использованием традиционных и цифровых технологий; организовать деятельность студентов в цифровой образовательной среде; постоянно обновлять содержание электронных образовательных ресурсов.

В ходе цифровизации профессионального образования появляется многообразие форм организации учебной деятельности, они приобретают динамический характер (группы сменного состава, различные сценарии быстрого перехода от командной к индивидуальной деятельности и обратно). Это существенно повышает педагогическую результативность образовательного процесса.

Реализация педагогических технологий и принятых нормативных и методических документов обеспечивают совершенствование учебного процесса, эффективное взаимодействие ПОО работодателями и со службами занятости населения, регулярное проведение мониторинга трудоустройства молодых специалистов. Практикуется проведение ярмарок вакансий, профориентации, экскурсии на предприятия, стажировки для выпускников, развитие института наставничества в организациях, содействие трудоустройству выпускников с ограниченными способностями [11].

В наиболее благоприятном положении оказывается работники, владеющими профессиональными и общекультурными компетенциями и компетентностью.

Качественные и количественные изменения в технике и технологии вносят трудовую деятельность работников сложности, подготовку работников для новых сфер трудовой деятельности путем использования только прежних педагогических технологий становится сложным. Становится необходимым использование новых педагогических технологий.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
  2. Впервые официальное понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ федеральным законом № 236-ФЗ от 03.12.2012 г.
  3. Ткаченко Е.В. Профессиональное образование в России: проблемы развития. // Ценности и смыслы. 2014, № 2. С.11–12.
  4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСП и М, 2010. С. 174–175.
  5. Бюро отделения профессионального образования РАО. «Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования для регионального рынка труда». М., 22 марта 2017 г. С. 1–11.
  6. Дж. Равен Компетентность в современном обществе: М.: Когино – Центр, 2002. – 394 с.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции. Высшее образование сегодня, 2009 г., № 5.
  8. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профобразования. // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 22–28.
  9. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. М., Директ Медиа, 2023 г.
  10. Zemsky, R., Shaman: Higher Education as Competitive Enterprise: When Markets Matter.San Francisco: Jossey-Bass, 2002.
  11. Приказ Минтруда России № 648, Минобрнауки России № 1228 от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году». Консультант Плюс.

Поделиться

376

Заруцкова В. М. Педагогические технологии подготовки квалифицированных кадров // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.IV.С. 19-23. URL: https://apni.ru/article/8218-pedagogicheskie-tekhnologii-podgotovki-kvalif

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля