К юбилею выдающегося нейроморфолога Елизаветы Пигасиевны Кононовой

7 мая 2020 года исполнилось 140 лет со дня рождения Елизаветы Пигасиевны Кононовой, первой женщины в России, защитившей докторскую диссертацию на анатомическую тему. Ее интересной судьбе и значительному вкладу в развитие нейроморфологии посвящается эта статья.

Аннотация статьи
неврология
нейроморфология
анализ индивидуальной изменчивости коры головного мозга
Е.П. Кононова
Ключевые слова

До второй половины XIX века женщина в России не могла получить высшего образования. Было принято считать, что женщина по своему интеллекту стоит ниже мужчины и не способна заниматься наукой. Лишь в 60-ые годы XIX века, в условиях общественного подъема, вызванного крушением жесткого режима времен императора Николая I и падением крепостничества, среди передовых женщин стало с большой силой проявляться стремление к занятиям естествознанием. Этому в немалой степени способствовали труды русских философов-материалистов А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, выступавших с призывом к изучению естественных наук. Особенно сильна была тяга к медицине, одним из источников которой явились события только что прошедшей Крымской войны, героическая работа первых сестер милосердия. Такие выдающиеся анатомы второй половины XIX века, как В.Л. Грубер и П.Ф. Лесгафт, благосклонно относились к стремлению женщин получать медицинское образование. Но Устав Медико-хирургической академии , переименованной в 1881 г. в Военно-медицинскую академию, изданный в 1864 году, еще запрещал женщинам посещать лекции и практические занятия в академии [1, c.112].

В конце XIX – начале XX века в России сложились более благоприятные возможности для получения женщинами высшего медицинского образования. В 1897 г. открылся Женский медицинский институт в Петербурге, вскоре открылись высшее женские курсы в Москве, Киеве и Одессе, Женский медицинский институт в Харькове. Женщины могли поступать на медицинские факультеты университетов, обучаться в Военно-медицинской академии. Однако права женщин-врачей оставались ограниченными, и лишь единицы из них работали на кафедрах [1, c.113].

Елизавета Пигасиевна Кононова родилась 7 мая 1880 года в г. Москве в состоятельной купеческой семье. Она получила блестящее образование, редкое в те времена для русской женщины: в 1909 году Елизавета Пигасиевна окончила медицинский факультет Парижского университета, где за успехи была награждена медалью этого университета. С 1909 по 1911 годы она продолжала образование в Париже в качестве экстерна в клинике профессоров Дежерина и Бабинского. В 1912 году Е.П. Кононова защитила диссертацию на степень доктора медицины на французском языке, называвшуюся «Перекрестная атрофия мозжечка при мозговых расстройствах у взрослых» [6, c.90]. Затем Елизавета Пигасиевна вернулась в Москву, сдала государственные экзамены в Московском университете и получила диплом лекаря с отличием.

В дальнейшем вся жизнь Е.П. Кононовой была посвящена неврологии; в течение 20 лет она работала в клинике нервных болезней Московского университета. В 1921 г. Е.П. Кононова, будучи ассистентом этой клиники, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Анатомия и физиология затылочных долей» под руководством профессора Г.И. Россолимо [2, c.94].

В 1927 году в Москве был открыт Институт мозга, директором которого стал С.А. Саркисов (1895-1971), считавший себя учеником Е.П. Кононовой [4, c.251]. Институту мозга Академии Медицинских Наук (АМН) СССР Елизавета Пигасиевна посвятила 37 последних лет своей трудовой деятельности, пройдя путь от старшего научного сотрудника до профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР, заведующего лабораторией архитектоники мозга. В 1937 году ей была присуждена степень доктора медицинских наук по совокупности работ [2, c.94].

Е.П. Кононова – автор свыше 60 научных работ, в том числе трех монографий: «Перекрестная атрофия мозжечка при мозговых расстройствах у взрослого» (1912); «Анатомия и физиология затылочных долей на основании клинических, патологоанатомических и экспериментальных данных» (1926); «Лобная область большого мозга» (1962).

Неоценимый вклад в морфологию мозга внесли атласы Института мозга АМН СССР, автором или соавтором которых являлась Е.П. Кононова. Это «Атлас большого мозга человека и животных» (1937); «Атлас мозгового ствола человека и животных» (1937); «Атлас цитоархитектоники коры большого мозга человека» (1955).

Фундаментальные знания морфологии центральной нервной системы (ЦНС) способствовали привлечению Е.П. Кононовой в качестве автора разделов, касающихся строения мозга, в ряде учебников нервных болезней и руководств по неврологии, а также в Большой Медицинской Энциклопедии (БМЭ). Елизавете Пигасиевне принадлежит целый ряд статей по анатомии и физиологии нервной системы в первом и втором изданиях БМЭ; она являлась заместителем главного редактора по отделу невропатологии второго издания БМЭ [3, c.849]. Елизавета Пигасиевна посвятила два научно-биографических очерка памяти профессоров-корифеев неврологии Григория Ивановича Россолимо (1860-1928) и Владимира Александровича Муратова (1865-1916), у которых она училась и с которыми работала. В одной из ее оригинальных работ дается описание анатомии мозга профессора П.Б. Ганнушкина, где поднимается ряд актуальных и в настоящие время вопросов о морфологических особенностях человека, связанных с индивидуальными свойствами его психики.

Научный вклад Е.П. Кононовой в изучении морфологии мозга велик и многогранен. Ее фундаментальные исследования лобной области коры мозга – одной из важнейших в обеспечении интегративной деятельности мозга как целого – выявили основные принципы ее структурной организации у приматов и человека: особенности цитоархитектоники различных полей лобной области (своеобразие строения в них цитоархитектонических слоев, степень выраженности радиарной исчерченности и т.п.). Были показаны основные закономерности формирования лобной области коры мозга человека в процессе онтогенеза; цитоархитектонические особенности отдельных ее полей у различных индивидуумов.

В последние годы жизни Е.П. Кононова вместе с коллективом лаборатории архитектоники занималась изучением миелоархитектоники коры мозга человека, методика исследования которой была модифицирована и внедрена ею в лабораторию. Готовилась к печати коллективная монография. Но в это время Елизавета Пигасиевна потеряла зрение; несмотря на это, она не прекращала начатое ею исследование миелоархитектоники лобной области коры мозга. С помощью операции в 80 с лишним лет хирурги-окулисты вернули ей зрение, и эта работа, ее последняя, была завершена в срок.

Исследования Е.П. Кононовой лобных долей мозга человека и индивидуальной вариабельности всей коры головного мозга до настоящего времени остаются основополагающими для нейроморфологов. Они послужили фундаментом для разработок этих проблем последователями Елизаветы Пигасиевны, которые продолжают указанный ею путь до сих пор.

Результаты экспериментов Е.П. Кононовой имели большое значение не только для ученых, они привлекли внимание широкого круга обывателей, интересующихся тайнами мозга. Имя Елизаветы Пигасиевны по-прежнему на слуху, выводы из ее научных работ цитируются авторами научно-популярных изданий. Наряду с другим видным нейроморфологом, И.Н. Филимоновым, Елизавета Пигасиевна считается основоположницей анализа индивидуальной изменчивости коры головного мозга. В свое время она писала: «Многие поля лобной области подразделяются на четкие дополнительные структуры – подполя. Структура одного и того же поля различается в левом и правом полушариях как по количеству элементов, так и по их расположению в слоях» (1935, 1938, 1962) [5, c.157]. По данным Е.П. Кононовой, вся лобная область у разных людей имеет довольно стабильные размеры и изменяется в исследованных случаях не более, чем на 3-7 %. Основная индивидуальная изменчивость сосредоточена в полиморфизме полей и подполей лобной области. Размах изменчивости оказался невероятно велик и совершенно случаен. Различия между крайними вариантами количественной изменчивости отдельных полей неокортекса лобной области составляли 200-300 %. Это очень большие различия, которые трудно переоценить. Если у одного человека центры управления речевым аппаратом зоны Брока в 2,5 раза больше, чем у другого, то вероятность последнего стать хорошим оратором крайне мала. Вполне понятно, что эта закономерность справедлива при прочих равных условиях. Особый интерес представляют опубликованные Е.П. Кононовой материалы по вариабельности пяти подполей поля 47 коры лобной области мозга, которое предопределяет индивидуальные особенности характера, привычки и врожденные наклонности человека. Индивидуальная изменчивость этих подполей невероятна высока и достигает 1400 % [5, c.158].

Елизавета Пигасиевна была крупнейшим специалистом по морфологии ствола головного мозга. Под ее руководством в Институте мозга АМН СССР были проведены исследования структуры ретикулярной формации ствола мозга в филогенезе млекопитающих и онтогенезе человека , что позволило правильно оценить место этой формации в системе анализаторов и ее роль в интегративной деятельности мозга.

Совместно с С.А. Саркисовым, И.Н. Филимоновым, Г.И. Поляковым, Н.С. Преображенской, И.А. Станкевич, Л.А. Кукуевым и другими Е.П. Кононова создавала славу большой советской неврологической школе. В течение многих лет она возглавляла лабораторию архитектоники мозга Института мозга АМН СССР, которая сыграла важную роль в развитии исследований ЦНС в нашей стране.

Елизавета Пигасиевна была прекрасным педагогом, она отдавала весь свой огромный опыт и знания не только своим ученикам, но и тем, кто приходил к ней проконсультироваться по какому-либо частному вопросу строения мозга. Ее отличала доброжелательность, отзывчивость, готовность, не считаясь со временем, помочь начинающему специалисту в познании сложной науки о мозге, а также в решении любого научного вопроса. Поэтому сотрудники института мозга не удивлялись тому, что с утра и до самого позднего вечера к Елизавете Пигасиевне шли и шли люди с самыми разными проблемами и уходили обогащенные ее огромной эрудицией, вдохновленные ее напутствием.

Е.П. Кононова умерла в 1969 году, в возрасте 89 лет, до последних дней своей жизни, не оставляя научной и консультативной работы.

Те, кому посчастливилось учится у Е.П. Кононовой или работать под ее руководством, всегда с благодарностью и теплом вспоминали Елизавету Пигасиевну. И в последующих поколениях не должна угаснуть память об этом одаренном ученом и педагоге, первой женщине в России, защитившей докторскую диссертацию на анатомическую тему.

Текст статьи
  1. Алаев А.Н. Женщины-анатомы нашей страны / А.Н. Алаев, С.Н. Касаткин, В.С. Сперанский // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. – 1976. – Т.LXX. – Вып. 4, апрель. – С.111-116.
  2. Боголепов Н.Н. К 110-летию со дня рождения Е.П. Кононовой / Н.Н. Боголепов, В.В. Амунц, И.Н. Боголепова // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. – 1991. – Т.100. – Вып.4, апрель. – С.94-95.
  3. Брусиловский Л.Я. Кононова Елизавета Пигасиевна / Л.Я. Брусиловский // Большая Медицинская Энциклопедия, издание 2-ое, главный редактор А.Н. Бакулев. – М. : Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия» . – 1959. – Т.13. – С.849.
  4. Куприянов В.В. Отечественная анатомия на этапах истории / В.В. Куприянов, Г.О. Татевосянц // Москва : Медицина . – 1981. – 320 с.
  5. Савельев С.В. Нищета мозга / С.В. Савельев // М. : Веди . – 2014. – 192 с.
  6. Сапин М.Р. Морфологи России в XX веке. Кто есть Кто в анатомии, гистологии, эмбриологии / М.Р. Сапин, Г.С. Сатюкова, Э.В. Швецов // Москва : АПП «Джангар» . – 2001. – 272 с.
Список литературы