Советский кинематограф в 1920-е и 1930-е годы

Автор(-ы):

Шубина Алина Сергеевна

25 января 2024

Научный руководитель

Смирнова Наталья Сергеевна

Секция

Исторические науки

Ключевые слова

советская модернизация
система кинопроизводства
И.В. Сталин
«новый человек»
идеология
кинокартины
«кремлевские просмотры»

Аннотация статьи

Советская киноиндустрия 1920-х и 1930-х годов сыграла важную роль в воспитании «нового человека». Показан механизм принятия решений о судьбе картин, ставших классикой советского кино. Результаты «кремлевских просмотров» кинокартин определялись личными решениями И.В. Сталина.

Текст статьи

Система государственного управления киноиндустрией в СССР появилась в 1919 году, когда советское правительство придало кино огромное значение как средству пропаганды. В августе 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о передаче кинопромышленности в ведение Народного комиссариата просвещения. В сентябре 1919 года был образован Всероссийский фотокинематографический комитет (ВФКО) при Народном комиссариате просвещения. ВФКО был ответственен за подготовку пропагандистских фильмов и съемку хроники.

В начале 1920-х годов была проведена национализация кинофабрик, но в условиях военного коммунизма кинопроизводство получало незначительное финансирование. Однако с восстановлением экономики и переходом к НЭПу были созданы условия для развития кинематографии. В 1922 году ВФКО был преобразован в государственное хозрасчетное предприятие "Госкино" [1]. В период с 1922 по 1927 год было выпущено 322 фильма, а затраты на кинопроизводство в 1926-1927 года составили 11 174 457 рублей [2].

Однако настоящий расцвет кинопромышленности произошел в 1930-х годах. В рамках советской модернизации, главной задачей было создание нового типа человека – дисциплинированного и способного к труду в сложных производственных сферах. Кино играло важную роль в этом процессе, являясь особым средством воспитания. В 1923 году Л.Д. Троцкий указывал на то, что кино, создавая яркие художественные образы, может конкурировать с силами алкоголя и религии на массы. И.В. Сталин также призывал использовать кино в борьбе с алкоголизмом [3].

Государство полностью контролировало кинематограф, но в то же время в 1930-х годах на советские экраны выходили фильмы, которые до сих пор запоминаются и остаются в памяти людей. Важным источником, позволяющим понять этот феномен являются записи бесед Б.З. Шумяцкого с И.В. Сталиным во время кремлевских просмотров. Они велись в помещении бывшего зимнего сада Кремля несколько раз в неделю. После просмотра фильмов политическая элита обсуждала их и рассматривала в их влиянии на политику партии. Шумяцкий, который обладал феноменальной памятью, фиксировал эти беседы на бумаге.

Анализ диалогов позволяет оценить страсть Сталина к кинематографу не только как идеологическому оружию, но и как зрителю с собственным вкусом и отношением к искусству. Однажды осенью 1934 года Шумяцкий организовал просмотр трех кинофильмов жанра драмы. Узнав об этом, Сталин отказался их смотреть, аргументируя это тем, что все пришли в кино с целью отдохнуть после работы, посмотреть что-то весёлое [4]. Отсюда можно сделать выводы о значении советского кинематографа в советскую эпоху. Сталин чувствовал настроение народа и потребность в часы досуга, чтобы отвлечься от тяжелого труда. Кино давало возможность временно погрузиться в радужный мир, где можно было отдохнуть душой и вдохновиться на новые трудовые подвиги. Именно поэтому Сталин оценивал в кино такие качества, как увлекательный сюжет и яркие образы, которые соответствовали комедийным, боевым и приключенческим жанрам.

"Кремлевские просмотры" были окончательной инстанцией в кинопроизводстве. Но прежде, чем попасть в Кремль, фильм должен был пройти через Отдел пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б). Большая часть творческой интеллигенции имела негативное мнение о работе этого отдела. Тем не менее, в 1933 году, несмотря на нападки Отдела пропаганды и агитации, на экраны вышел фильм Бориса Барнета "Окраина". Трогательная история из жизни провинциального городка завоевала сердца зрителей. В 1934 году фильм получил главный приз на втором международном кинофестивале в Венеции.

В 1934 году также была снята первая музыкальная комедия "Веселые ребята" режиссера Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского. Во время представления фильма ЦК ВКП(б) его назвали контрреволюционным, лживым, антиобщественным, преступным. В октябре 1933 года за политически острые стихи и пародии сценаристы фильма Владимир Масс и Николай Эрдман были арестованы и отправлены в лагеря. Несмотря на требования членов комиссии о запрете фильма, Шумяцкий не согласился и написал письмо Сталину. Прочитав его, Сталин приказал организовать показ фильма. Б.З. Шумяцкий писал в своем дневнике о том, что при просмотре фильма «Веселые ребята» все, включая Сталина, смеялись и отдыхали. По окончании сеанса все замолчали и ждали реакции Иосифа Виссарионовича. Сталин сказал, что фильм ему понравился, он восстановил силы, как будто отдыхал целый месяц. Все начали активно обсуждать понравившиеся детали фильма. Лазарь Моисеевич сказал о том, что фильм многие критикуют, требуют запретить. Иосиф Виссарионович ответил, что фильм не стоит критиковать, он действительно веселый, понравится зрителям [4].

Аналогичная история произошла с легендарным фильмом "Юность Максима", снятым на Ленинградской фабрике в 1934 году режиссерами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Из записи беседы Шумяцкого от 19 декабря 1934 года видно, что все присутствующие очень похвалили мастерство режиссуры, операторскую работу и талант актеров [5]. Премьера фильма "Юность Максима" в СССР состоялась 27 января 1935 года, и уже в первые две недели его посмотрели более полумиллиона зрителей. В 1935 году фильм получил приз Национального совета кинокритиков США за лучший зарубежный фильм.

В 1934 году вышел советский художественный фильм «Чапаев». Невероятно, но в тот момент создания этот культовый советский фильм столкнулся с множеством критики со стороны Отдела пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б). 4 ноября 1934 года прошел легендарный кремлевский просмотр фильма "Чапаев", Б.З. Шумяцкий писал, что в начале просмотра царило настороженное отношение. Сцены отступления одной из чапаевских частей вызвали ряд вопросов. Шумяцкий волновался за оценку всей картины, но начиная со второй сцены, начала складываться положительная оценка. Фильм и актерский состав стали хвалить. Сталин также похвалил фильм, сказал, что он сделан умно и тактично. В то же самое ночью в Кремль были приглашены создатели фильма, братья Васильевы. Едва режиссеры вошли и поздоровались с присутствующими, на них тут же посыпались похвалы [5]. К 9 марта 1936 года Сталин посмотрел "Чапаева" 38 раз. Вождь назвал эту картину эталоном и призвал равняться на нее. Многие режиссеры называли "Чапаева" настоящей победой советского кино.

В период 1920-1930-х годов советская система кинопроизводства произвела десятки художественных фильмов, ставших классикой мирового киноискусства так, например, "Броненосец Потемкин" С. Эйзенштейна, "Чапаев" Васильевых, комедии Г. Александрова "Веселые ребята", "Цирк" и другие. Советская киноиндустрия тех лет сыграла значимую роль в формировании "нового человека" - человека труда, гордого патриота своей страны. Однако она также содействовала утверждению сталинизма в кинематографическом искусстве, распространяя идеи вождя и его художественные предпочтения, которые отражали психологические особенности национальной идентичности.

Список литературы

  1. Декрет СНК РСФСР «О преобразовании фотокиноотдела НК просвещения в Центральное государственное фотокинопредприятие. – Собрание узаконений РСФСР. М. 1922. С. 4.
  2. Советское кино в датах и фактах: 1917–1969 (сост. В.Е. Вишневский, П.В. Фионов). М.: Искусство. 1974. С. 74.
  3. Аманжолова Д.А. «Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека»: кино для народов СССР (1920–1930-е годы) // Исторический курьер. 2022. N5 С. 92–102. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-07.pdf
  4. Кремлевский кинотеатр. 1928–1953: документы. М.: РОССПЭН. 2005. С. 947.
  5. В зрительном зале Сталин, или «Записки Шумяцкого». 2003. М.: Международный фонд «Демократия». 340 с.

Поделиться

2918

Шубина А. С. Советский кинематограф в 1920-е и 1930-е годы // Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 янв. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 17-19. URL: https://apni.ru/article/8275-sovetskij-kinematograf-v-1920-e-i-1930-e-godi

Другие статьи из раздела «Исторические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая