Советский кинематограф в 1920-е и 1930-е годы

Научный руководитель

Смирнова Наталья Сергеевна

Секция

Исторические науки

Ключевые слова

советская модернизация
система кинопроизводства
И.В. Сталин
«новый человек»
идеология
кинокартины
«кремлевские просмотры»

Аннотация статьи

Советская киноиндустрия 1920-х и 1930-х годов сыграла важную роль в воспитании «нового человека». Показан механизм принятия решений о судьбе картин, ставших классикой советского кино. Результаты «кремлевских просмотров» кинокартин определялись личными решениями И.В. Сталина.

Текст статьи

Система государственного управления киноиндустрией в СССР появилась в 1919 году, когда советское правительство придало кино огромное значение как средству пропаганды. В августе 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о передаче кинопромышленности в ведение Народного комиссариата просвещения. В сентябре 1919 года был образован Всероссийский фотокинематографический комитет (ВФКО) при Народном комиссариате просвещения. ВФКО был ответственен за подготовку пропагандистских фильмов и съемку хроники.

В начале 1920-х годов была проведена национализация кинофабрик, но в условиях военного коммунизма кинопроизводство получало незначительное финансирование. Однако с восстановлением экономики и переходом к НЭПу были созданы условия для развития кинематографии. В 1922 году ВФКО был преобразован в государственное хозрасчетное предприятие "Госкино" [1]. В период с 1922 по 1927 год было выпущено 322 фильма, а затраты на кинопроизводство в 1926-1927 года составили 11 174 457 рублей [2].

Однако настоящий расцвет кинопромышленности произошел в 1930-х годах. В рамках советской модернизации, главной задачей было создание нового типа человека – дисциплинированного и способного к труду в сложных производственных сферах. Кино играло важную роль в этом процессе, являясь особым средством воспитания. В 1923 году Л.Д. Троцкий указывал на то, что кино, создавая яркие художественные образы, может конкурировать с силами алкоголя и религии на массы. И.В. Сталин также призывал использовать кино в борьбе с алкоголизмом [3].

Государство полностью контролировало кинематограф, но в то же время в 1930-х годах на советские экраны выходили фильмы, которые до сих пор запоминаются и остаются в памяти людей. Важным источником, позволяющим понять этот феномен являются записи бесед Б.З. Шумяцкого с И.В. Сталиным во время кремлевских просмотров. Они велись в помещении бывшего зимнего сада Кремля несколько раз в неделю. После просмотра фильмов политическая элита обсуждала их и рассматривала в их влиянии на политику партии. Шумяцкий, который обладал феноменальной памятью, фиксировал эти беседы на бумаге.

Анализ диалогов позволяет оценить страсть Сталина к кинематографу не только как идеологическому оружию, но и как зрителю с собственным вкусом и отношением к искусству. Однажды осенью 1934 года Шумяцкий организовал просмотр трех кинофильмов жанра драмы. Узнав об этом, Сталин отказался их смотреть, аргументируя это тем, что все пришли в кино с целью отдохнуть после работы, посмотреть что-то весёлое [4]. Отсюда можно сделать выводы о значении советского кинематографа в советскую эпоху. Сталин чувствовал настроение народа и потребность в часы досуга, чтобы отвлечься от тяжелого труда. Кино давало возможность временно погрузиться в радужный мир, где можно было отдохнуть душой и вдохновиться на новые трудовые подвиги. Именно поэтому Сталин оценивал в кино такие качества, как увлекательный сюжет и яркие образы, которые соответствовали комедийным, боевым и приключенческим жанрам.

"Кремлевские просмотры" были окончательной инстанцией в кинопроизводстве. Но прежде, чем попасть в Кремль, фильм должен был пройти через Отдел пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б). Большая часть творческой интеллигенции имела негативное мнение о работе этого отдела. Тем не менее, в 1933 году, несмотря на нападки Отдела пропаганды и агитации, на экраны вышел фильм Бориса Барнета "Окраина". Трогательная история из жизни провинциального городка завоевала сердца зрителей. В 1934 году фильм получил главный приз на втором международном кинофестивале в Венеции.

В 1934 году также была снята первая музыкальная комедия "Веселые ребята" режиссера Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского. Во время представления фильма ЦК ВКП(б) его назвали контрреволюционным, лживым, антиобщественным, преступным. В октябре 1933 года за политически острые стихи и пародии сценаристы фильма Владимир Масс и Николай Эрдман были арестованы и отправлены в лагеря. Несмотря на требования членов комиссии о запрете фильма, Шумяцкий не согласился и написал письмо Сталину. Прочитав его, Сталин приказал организовать показ фильма. Б.З. Шумяцкий писал в своем дневнике о том, что при просмотре фильма «Веселые ребята» все, включая Сталина, смеялись и отдыхали. По окончании сеанса все замолчали и ждали реакции Иосифа Виссарионовича. Сталин сказал, что фильм ему понравился, он восстановил силы, как будто отдыхал целый месяц. Все начали активно обсуждать понравившиеся детали фильма. Лазарь Моисеевич сказал о том, что фильм многие критикуют, требуют запретить. Иосиф Виссарионович ответил, что фильм не стоит критиковать, он действительно веселый, понравится зрителям [4].

Аналогичная история произошла с легендарным фильмом "Юность Максима", снятым на Ленинградской фабрике в 1934 году режиссерами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Из записи беседы Шумяцкого от 19 декабря 1934 года видно, что все присутствующие очень похвалили мастерство режиссуры, операторскую работу и талант актеров [5]. Премьера фильма "Юность Максима" в СССР состоялась 27 января 1935 года, и уже в первые две недели его посмотрели более полумиллиона зрителей. В 1935 году фильм получил приз Национального совета кинокритиков США за лучший зарубежный фильм.

В 1934 году вышел советский художественный фильм «Чапаев». Невероятно, но в тот момент создания этот культовый советский фильм столкнулся с множеством критики со стороны Отдела пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б). 4 ноября 1934 года прошел легендарный кремлевский просмотр фильма "Чапаев", Б.З. Шумяцкий писал, что в начале просмотра царило настороженное отношение. Сцены отступления одной из чапаевских частей вызвали ряд вопросов. Шумяцкий волновался за оценку всей картины, но начиная со второй сцены, начала складываться положительная оценка. Фильм и актерский состав стали хвалить. Сталин также похвалил фильм, сказал, что он сделан умно и тактично. В то же самое ночью в Кремль были приглашены создатели фильма, братья Васильевы. Едва режиссеры вошли и поздоровались с присутствующими, на них тут же посыпались похвалы [5]. К 9 марта 1936 года Сталин посмотрел "Чапаева" 38 раз. Вождь назвал эту картину эталоном и призвал равняться на нее. Многие режиссеры называли "Чапаева" настоящей победой советского кино.

В период 1920-1930-х годов советская система кинопроизводства произвела десятки художественных фильмов, ставших классикой мирового киноискусства так, например, "Броненосец Потемкин" С. Эйзенштейна, "Чапаев" Васильевых, комедии Г. Александрова "Веселые ребята", "Цирк" и другие. Советская киноиндустрия тех лет сыграла значимую роль в формировании "нового человека" - человека труда, гордого патриота своей страны. Однако она также содействовала утверждению сталинизма в кинематографическом искусстве, распространяя идеи вождя и его художественные предпочтения, которые отражали психологические особенности национальной идентичности.

Список литературы

  1. Декрет СНК РСФСР «О преобразовании фотокиноотдела НК просвещения в Центральное государственное фотокинопредприятие. – Собрание узаконений РСФСР. М. 1922. С. 4.
  2. Советское кино в датах и фактах: 1917–1969 (сост. В.Е. Вишневский, П.В. Фионов). М.: Искусство. 1974. С. 74.
  3. Аманжолова Д.А. «Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека»: кино для народов СССР (1920–1930-е годы) // Исторический курьер. 2022. N5 С. 92–102. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-07.pdf
  4. Кремлевский кинотеатр. 1928–1953: документы. М.: РОССПЭН. 2005. С. 947.
  5. В зрительном зале Сталин, или «Записки Шумяцкого». 2003. М.: Международный фонд «Демократия». 340 с.

Поделиться

6977

Шубина А. С. Советский кинематограф в 1920-е и 1930-е годы // Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 17-19. URL: https://apni.ru/article/8275-sovetskij-kinematograf-v-1920-e-i-1930-e-godi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря