Введение
Экономика Казахстана долгое время функционировала в условиях Таможенного союза. Лишь в 2015 году был создан евразийский экономический союз, основная цель которого заключается в обеспечении условий для развития национальных экономик государств-членов и повышения их конкурентоспособности на мировой и региональной экономической арене. Предполагается, что участие стран-участниц в процессах интеграции направлено на открытие доступа к мировым рынкам для их продукции и улучшение предпринимательского климата для привлечения инвестиций. Цели интеграции включают обеспечение четырех свобод: передвижение товаров, рабочей силы, капитала и услуг [1, 2].
Рис. 1. Страны участницы ЕАЭС
Высший Евразийский экономический совет установил основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года. Эти направления включают:
- Обеспечение макроэкономической устойчивости, включая стабилизацию экономических показателей, повышение технологического уровня и разнообразия экспорта, поддержание устойчивого состояния платежных балансов и снижение внешней задолженности.
- Создание условий для роста деловой активности и привлекательности для инвестиций в условиях усиливающейся международной конкуренции и ограниченного доступа на рынки.
- Инновационное развитие и модернизация экономики путем усиления научно-технического потенциала, развития наукоемких отраслей и увеличения высокотехнологичного экспорта.
- Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза, включая гармонизацию законодательства, совершенствование регулирования ценных бумаг и улучшение условий кредитования предприятий реального сектора.
К 2025 году предполагается завершить процессы гармонизации и создать наднациональный регулирующий орган на финансовых рынках, что, предположительно, способствует увеличению устойчивости рынков к кризисным ситуациям.
Развитие инфраструктуры и использование транзитного потенциала критически важны для успешного функционирования общего рынка и обеспечения четырех свобод.
Выделена важность гармонизации законодательства в сфере транспорта, вступление в мировую транспортную систему, активное участие в крупных международных транспортных проектах и создание общего рынка транспортных услуг.
Развитие кадрового потенциала стимулируется переходом к инновационной экономике и развитием высокотехнологичных секторов в условиях недостатка высококвалифицированных трудовых ресурсов. Предполагается установить систему отслеживания движения рабочей силы и углубить сотрудничество для эффективного функционирования рынка труда.
Сотрудничество в области ресурсосбережения и повышения энергоэффективности связано с повышением стандартов качества производимой продукции, конкурентным доступом на внутренние и внешние рынки, а также с необходимостью сокращения воздействия на окружающую среду.
Региональное развитие, включая межрегиональное и приграничное сотрудничество, стремится перейти от двустороннего к многостороннему формату, что содействует обмену опытом, росту взаимной значимости рынков государств-членов, укреплению производственных связей и созданию новых рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса.
Эффективное использование внешнеторгового потенциала требует диверсификации торговых потоков, сокращения транзакционных издержек и уменьшения влияния внешнеполитических факторов на экономическое развитие стран. Развитие этого направления сотрудничества предполагает расширение заключения торговых соглашений и активизацию диалогового взаимодействия.
Республика Казахстан придерживается стратегии многовекторной политики как в области внешней политики, так и в рамках внешнеэкономических связей. Важность сотрудничества для Казахстана не ограничивается только Россией, но также затрагивает Европейский союз, Китай и другие страны-партнеры. Астана придает особое значение вопросам национального суверенитета. На протяжении всего послесоветского периода Казахстан последовательно проводит свою программу социально-экономического развития и рассматривает внешнеэкономические взаимодействия и участие в интеграционных проектах исключительно в соответствии с национальными приоритетами и задачами [3].
Анализ официальных заявлений и мнений экспертов в стране указывает, что для Казахстана оценка процесса евразийской интеграции как в настоящее время, так и в перспективе, будет зависеть от следующих факторов:
- Расширение возможностей для экспорта продукции из Казахстана.
- Помощь Евразийского экономического союза в использовании торгового потенциала Казахстана с государствами, не входящими в ЕАЭС.
- Поддержка ЕАЭС для развития транзитных возможностей Казахстана.
- Развитие макроэкономического управления в рамках ЕАЭС.
- Создание благоприятных условий для предпринимательской активности и привлекательности для инвестиций.
- Формирование единого финансового рынка в рамках Евразийского экономического союза и установление финансового центра ЕАЭС в Казахстане.
Подробнее рассмотрим влияние каждого из этих факторов.
Влияние Евразийского экономического союза на расширение экспорта Казахстана на внутренний рынок ЕАЭС. Год после создания ЕАЭС некоторые эксперты и общество Казахстана отмечали увеличение регулирования на общем рынке, более жесткую бюрократию и возникновение неформальных барьеров для доступа казахстанской продукции на рынки России и Беларуси. Это было сопровождено увеличением стоимости импортной продукции и вытеснением товаров из Казахстана на фоне товаров из России и Беларуси. Открытие границ с Россией и Беларусью воспринималось в Казахстане как односторонняя игра – открытие рынка для импорта из более конкурентных стран ЕАЭС, при этом не получив возможности для экспорта своих товаров.
Несколько экономистов и политиков высказывают мнение, что Казахстан понес значительные экономические потери после присоединения к Таможенному союзу. Их аргументы касаются ущерба, понесенного предпринимателями, занимавшимися перепродажей китайских товаров, в частности автомобилей. Казахстан столкнулся с дискриминацией на рынке алкогольной продукции и кондитерских изделий из-за ограничений российского законодательства, ограничивающего ввоз некоторых товаров. Очевидно, что расширение присутствия казахстанской продукции на внутреннем рынке Евразийского экономического союза сыграет важную роль в будущем восприятии экономической интеграции в Евразии до 2025 года. Это непосредственно связано с проблемой повышения конкурентоспособности казахстанского бизнеса; при улучшении ситуации у бизнеса есть возможность укрепить свои позиции как на внутренних, так и на внешних рынках.
Рис. 2. Товарная структура экспорта Республики Казахстан со странами ЕАЭС
Также важно отметить, как интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе способствуют реализации внешнеторгового потенциала Казахстана. Некоторые критики евразийской интеграции указывают на снижение объемов торговли с другими странами, что может привести к уменьшению импорта технологий из более развитых регионов, таких как Европейский союз. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. удельный вес объемов взаимной торговли в общем объеме внешней торговли увеличился по всем странам (кроме Республики Беларусь) и составил в Кыргызской Республике 42,9%, Республике Армения – 34,2%, Республике Казахстан – 23,6%, России – 9,3%. В 2020 г. снижение объемов взаимной торговли ЕАЭС к уровню 2019 г. составило 10,7%, объемов внешней торговли со странами вне ЕАЭС – 15,1%. Значительно уменьшились экспортные поставки в третьи страны (на 20,8% к уровню 2019 г.). Импорт во внешней торговле сократился на 5,5%. Товары Союза поставлялись на рынки 207 стран мира, импортировались из 238 стран
Кроме того, важным аспектом является способность Евразийского экономического союза способствовать использованию транзитного потенциала Казахстана и созданию транспортно-логистической инфраструктуры, позволяющей встраиваться в международную торговлю и глобальные инициативы Китая. Для Казахстана важно снижение транспортных издержек, упрощение транспортных процедур на пространстве ЕАЭС и обеспечение равного доступа к российским трубопроводам и портам на Балтике. В условиях отсутствия выхода к морю процесс реализации транзитного потенциала открывает для Казахстана возможность преодоления своей географической изоляции. На протяжении времени сотрудничество Казахстана и Китая в транспортных проектах велось на двусторонней основе, однако сейчас реализация проектов ЭПШП в рамках ЕАЭС постепенно переходит на уровень наднационального регулирования при участии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Согласованное макроэкономическое регулирование на пространстве ЕАЭС становится важным в контексте мировой экономической нестабильности и экономического кризиса в России, проявившегося в девальвации российского рубля. Эта несогласованность мер по девальвации в России и Казахстане привела к резкому снижению внутренних продаж в Казахстане, что нанесло ущерб малому и среднему бизнесу [4].
Таблица
Преимущества и недостатки членства в ЕАЭС для Казахстана
Преимущества |
Недостатки |
---|---|
Особый таможенный статус, предоставленный Казахстану союзом, позволяет ему сохранить членство и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), и во Всемирной торговой организации (ВТО). Отклонения, обусловленные членством в обеих организациях, означают, что для свободного движения товаров в Казахстане установлены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Едиными таможенными тарифами, установленными в ЕАЭС. |
В течение прошедшего года Казахстан имел самый высокий дефицит во взаимной торговле со странами-членами ЕАЭС. |
Более половины всех товаров, поставляемых в страны Евразийского экономического союза, приходится на несырьевые товары. Это делает рынок ЕАЭС важным для Казахстана, особенно в контексте поддержки местных производителей, ориентированных на экспорт. |
В торговле до сих пор существуют множество нетарифных барьеров (технические и административные), а также присутствует недобросовестная конкуренция. |
Участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе способствовало консолидации активов в банковском и телекоммуникационном секторах. В краткосрочной перспективе это может рассматриваться как положительный фактор, так как это привело к возобновлению выдачи кредитов банками и развитию телекоммуникационной инфраструктуры. Однако долгосрочное воздействие этого фактора требует дополнительного изучения. |
Участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе не привело к диверсификации его экономики, как ожидалось, когда страна рассматривала возможность вступления в Евразийский таможенный союз в 2010 году [5]. |
1. Результаты Казахстана в составе ЕАЭС за 2020 год
Так, количество предприятий в стране с участием капитала из ЕАЭС выросло с 6 тысяч в 2015 году до 12 тысяч в 2020-м.
Основные преимущества членства в ЕАЭС:
- рынок единых услуг;
- потребительский рынок, открытый для Казахстана, составляет 184 миллиона человек;
- рост поставок в страны ЕАЭС на 33%;
- льготное трудоустройство в странах ЕАЭС для граждан;
- единое таможенное пространство [6].
2. Инициативы Казахстана в ЕАЭС.
В Концепции внешней политики правительства Казахстана на 2020-2030 годы, одной из приоритетов в области региональной и многосторонней дипломатии, остается взаимодействие с государствами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В частности, оптимизация подходов к ведению переговорного процесса в рамках ЕАЭС в целях полноценного учета долгосрочных национальных интересов Казахстана.
Например, в рамках Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского Межправительственного совета, Казахстан представил 131 инициативу, что является самым высоким показателем среди всех участников ЕАЭС. Следующим по количеству инициатив является Республика Беларусь с 95 предложениями. Отмечается, что инициативы Республики Казахстан наиболее актуальны и востребованы. В настоящее время 9 инициатив находятся в процессе реализации, а 122 инициативы уже выполнены.
Инициативы Казахстана касаются различных сфер практического сотрудничества: промышленной кооперации, цифровизации экономики, государственных закупок и других.
Платформа Евразийской экономической комиссии обеспечивает оперативное рассмотрение и принятие решений по возникающим вопросам. На сегодняшний день из 70 выявленных барьеров было устранено 61.
Кроме того, в рамках ЕАЭС активно развивается интегрированная информационная система (ИИС), направленная на обеспечение межгосударственного обмена данными и электронными документами, создание общих информационных ресурсов для государств-членов, реализацию общих процессов и поддержку работы органов Евразийской экономической комиссии.
Эффективный обмен информацией позволяет решить значительную часть вопросов, связанных с перемещением товаров в рамках ЕАЭС в областях ветеринарного, санитарного, фитосанитарного, транспортного и таможенного контроля, что в настоящее время является важным аспектом.
В данный момент в перечень включены 78 общих процессов, из которых 24 находятся в промышленной эксплуатации. Эти процессы охватывают маркировку товаров, формирование реестра медицинских изделий, работу фармацевтических инспекторов, лекарственных средств, радиоэлектроники, контроль в транспорте, таможенные склады и перевозчиков, а также документацию об оценке соответствия требованиям технических регламентов. Для 28 общих процессов готовность к межгосударственному тестированию обеспечена. На данный момент Евразийская экономическая комиссия заключила 46 меморандумов с международными организациями, 14 с региональными интеграционными и межгосударственными объединениями и 27 с третьими странами [7].
Заключение
В заключении можно обратить внимание на значимость эволюции от Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и воздействие этого процесса на экономику Казахстана.
Интеграционные процессы, начиная с формирования Таможенного союза и последующего создания Евразийского экономического союза, играют ключевую роль в развитии экономики Казахстана. Эти шаги способствуют углублению сотрудничества между государствами-членами и созданию благоприятных условий для торговли, инвестиций и развития различных отраслей.
Влияние ЕАЭС на экономику Казахстана проявляется через увеличение объемов торговли с другими странами-членами Союза, упрощение процедур внешнеторговых операций, создание совместных предприятий и облегчение доступа к рынкам партнеров. Благодаря интеграционным инициативам, таким как совместные проекты, унификация правил и стандартов, а также механизмы урегулирования торговых споров, Казахстан получает возможность расширения экономических горизонтов и улучшения конкурентоспособности своих товаров и услуг.
Однако несмотря на положительные аспекты, существуют недостатки, такие как технические барьеры, различия в национальных законодательствах, проблемы доступа к рынкам и недостаточная диверсификация экономики. Реализация интеграционных процессов требует постоянной адаптации и согласования интересов всех стран-участниц для достижения более эффективного и устойчивого развития.