Автор(-ы):
Малахова Татьяна Евгеньевна
27 января 2024
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Данное исследование обращает внимание на важную роль наставничества в формировании патриотических установок у детей среднего школьного возраста. Акцент делается на значимости взаимодействия между наставниками и подростками в процессе формирования национальной идентичности и гражданской ответственности. Работа исследует практические аспекты наставничества, такие как образовательные программы, внеклассная деятельность и воспитательные методики, способствующие стимулированию патриотических чувств у подрастающего поколения. Исследование предлагает анализ эффективности различных подходов к наставничеству в контексте формирования патриотических ценностей, что может иметь важное значение для разработки программ патриотического воспитания в школьной среде.
Текст статьи
Наставничество – это процесс передачи полезного опыта, знаний в различных областях жизни, навыки, умения и многое другое. Помимо прикладных задач, наставничество может выступать в качестве морального или ценностного ориентира.
Наставничество относительно детей среднего школьного возраста происходит, как правило, через педагогов в средней общеобразовательной школе. Однако функции и задачи наставника могут отличаться от работы школьного учителя. В первую очередь, школьный педагог четко следует плану занятий, общей программе и обязан давать детям знания в ее рамках [1, с. 4]. Наставник же имеет больше возможностей, чем необходимо пользоваться для прививания таких качеств и свойств человека, как любовь к собственной стране, уважение истории и патриотизм в целом.
Целью патриотического воспитания принято считать развитие высокого уровня социальной активности, ответственности и духовности у населения Российской Федерации. При этом должны развиваться качества, которые в стране принято считать позитивными, полезными и с точки зрения общества, и с точки зрения государства, его укрепления, поддержки и так далее. Помимо прочего, важнейшей целью патриотического воспитания является воспитание молодого поколения, которое представляется будущим любого государства.
Перед патриотическим воспитанием стоят определенные задачи:
На данный момент повышение уровня патриотизма среди современных школьников – это одна из приоритетных задач социальной политики России. И, исходя из этого, в стране существует несколько форм развития любви к родине. Одним из таких форм является наставничество в рамках патриотических проектов, ориентированных на подростков.
Наставничество в этом смысле представляется очень эффективным, так как позволяет наладить коммуникацию со школьником, основываясь на взаимопонимании, уважении, доверии и передаче личного и профессионального опыта, связанного с патриотизмом.
Сам же педагог, который выступает в роли наставника патриотического воспитания, должен обладать некоторыми характеристиками, полезными в данной сфере [4]. Часть из них являются общими для педагогической деятельности, другая же часть – повышает эффективность конкретного развития патриотизма у школьников. В целом, наставник патриотического воспитания должен обладать следующим [3]:
Таким образом, учитель-наставник обладает такими дополнительными качествами, которые выражают его патриотизм и позволяют донести данный ориентир в массы.
Наставничество, как уже было сказано ранее, имеет уникальное значение для воспитания патриотических идей у школьников. Следует разобрать то, каким образом и что именно в рамках патриотического воспитания развивается у детей среднего школьного возраста [2].
Во-первых, наставник в лице, как правило педагога, является главным организатором всех патриотических мероприятий в рамках школы, между школами, а также совместных с другими организациями.
Во-вторых, хороший наставник патриотического воспитания сам должен обладать высоким уровнем патриотизма к собственной стране. В этом случае, его речи, предложения, объяснения, диалоги и прочие способы коммуникации с детьми будут наиболее эффективными. Человек, который сам «горит» патриотическими идеями с большей вероятностью, сможет передать их подрастающему поколению.
В-третьих, учитель-наставник выбирает, какие формы, методы и педагогические приемы следует использовать для наиболее эффективного развития патриотизма. О том, какие методики чаще других используются в патриотическом наставничестве, будет написано далее.
В-четвертых, наставник помогает осознать, понять и принять значимость, важность каждого ученика для общества страны. А также, развивает у детей базовые характеристики патриотизма, такие как гордость за государство, знание истории, уважение законов и так далее.
В-пятых, если наставник способен на конструктивный диалог со школьником, занятия патриотического воспитания пройдут более эффективно. Например, считается, что педагог-наставник должен предоставлять детям свободу выбора собственного мнения и развитие критического мышления. То есть, роль педагога не заключается в подаче единственно верной идеи, она заключается в донесении правильной, с точки зрения государства, информации ученику с сохранением его права на выражение и имение собственного мнения.
Иными словами, наставник вдохновляет и подталкивает, мотивирует школьников на любовь и преданность к Родине, а не заставляет. Считается, что только в этом случае, в ребенке возможно развить по-настоящему искренний патриотизм.
Как уже упоминалось, наставники в средних общеобразовательных школах могут выбирать различные методы и формы патриотического воспитания. Некоторые из них:
1. Организация и проведение патриотических мероприятий. К ним могут относиться конкурсы, исторические или государственные праздники, выставки и многое другое. Главное, что их должно объединять – это патриотические настроения.
Примером может выступать мероприятие «Моя Родина», которое будет проходить в 2023–2024 гг. Суть заключается в передаче любви к своей стране, природе, культуре и прочему через доступную творческую деятельность: рисование, написание стихов и подготовка презентаций. При этом конкурс является всероссийским, а наставником в этом случае выступает само государство. Участниками «Моя Родина» могут стать как дети, так и взрослые [5].
2. Общественные работы с патриотическим уклоном. Благотворительность и помощь – это неотъемлемая часть проявления любви и уважения к народу и природе.
Например, в рамках многих школ принимаются меры по очищению природных участков, высадке новых деревьев, сбор материальной помощи, в том числе в виде игрушек для детских домов и прочего. Все это является благотворительностью, которая в значительной мере прививает в детях доброту, понимание, сопереживание и прочие качества, подходящие под понятие патриотизма.
3. Исторические и культурные уроки. Часто на уроках самого предмета «История» невозможно изучить многие интересные и важные события так подробно, как это необходимо. Патриотическое воспитание берет эту задачу на себя. При чем исторические и культурные уроки часто проходят в необычной форме. Возможен просмотр документального и даже художественного фильма, конкурс, презентации, игры и прочее. Сам уклон делается на тех событиях и личностях из истории и культурного наследия страны, которые в наибольшей степени повлияли на ее развитие. Однако в последнее время заметна тенденция образовывать детей и в менее «популярных» темах для расширения кругозора.
Таким образом, в данной статье были разобраны и изучены основные аспекты роли наставника в патриотическом воспитании детей среднего школьного возраста. Можно сказать, что педагоги-наставники, а также само государство в значительной мере влияют на развитие у детей положительных, социальных качеств, которые полезны не только для общественной деятельности, но и для всех сфер жизни в целом.
Список литературы
Поделиться
Малахова Т. Е. Роль наставничества в патриотическом воспитании детей среднего школьного возраста // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.III.С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/8316-rol-nastavnichestva-v-patrioticheskom-vospita