Роль наставничества в патриотическом воспитании детей среднего школьного возраста

Данное исследование обращает внимание на важную роль наставничества в формировании патриотических установок у детей среднего школьного возраста. Акцент делается на значимости взаимодействия между наставниками и подростками в процессе формирования национальной идентичности и гражданской ответственности. Работа исследует практические аспекты наставничества, такие как образовательные программы, внеклассная деятельность и воспитательные методики, способствующие стимулированию патриотических чувств у подрастающего поколения. Исследование предлагает анализ эффективности различных подходов к наставничеству в контексте формирования патриотических ценностей, что может иметь важное значение для разработки программ патриотического воспитания в школьной среде.

Аннотация статьи
дети
образование
патриотическое воспитание
наставничество
Ключевые слова

Наставничество – это процесс передачи полезного опыта, знаний в различных областях жизни, навыки, умения и многое другое. Помимо прикладных задач, наставничество может выступать в качестве морального или ценностного ориентира.

Наставничество относительно детей среднего школьного возраста происходит, как правило, через педагогов в средней общеобразовательной школе. Однако функции и задачи наставника могут отличаться от работы школьного учителя. В первую очередь, школьный педагог четко следует плану занятий, общей программе и обязан давать детям знания в ее рамках [1, с. 4]. Наставник же имеет больше возможностей, чем необходимо пользоваться для прививания таких качеств и свойств человека, как любовь к собственной стране, уважение истории и патриотизм в целом.

Целью патриотического воспитания принято считать развитие высокого уровня социальной активности, ответственности и духовности у населения Российской Федерации. При этом должны развиваться качества, которые в стране принято считать позитивными, полезными и с точки зрения общества, и с точки зрения государства, его укрепления, поддержки и так далее. Помимо прочего, важнейшей целью патриотического воспитания является воспитание молодого поколения, которое представляется будущим любого государства.

Перед патриотическим воспитанием стоят определенные задачи:

  • утверждение и закрепление социально приемлемых, позитивных ценностей, ориентиров и прочего. Например, к ним относятся русские традиции, уважение к отечественной культуре, любовь к природе, знание и понимание основных этапов отечественной истории. В последнее время социальная политика России также делает большой упор на повышение престижа государственной военной службы, как одного из аспектов патриотизма;
  • обеспечение возможностей граждан активно участвовать в общественной жизни страны, касательно патриотического воспитания;
  • воспитание в населении Российской Федерации уважения к закону, Конституции, нормативам и нормам социальной сферы, принятым большинством и соответствующим общему течению в стране;
  • формирование терпимости и уважения не только к собственному народу, но и ко всем остальным без учета расы, религии и прочего. Иными словами, патриотизм ориентирован не только на любовь к своей страны, но и на уважение и терпимости к другим.

На данный момент повышение уровня патриотизма среди современных школьников – это одна из приоритетных задач социальной политики России. И, исходя из этого, в стране существует несколько форм развития любви к родине. Одним из таких форм является наставничество в рамках патриотических проектов, ориентированных на подростков.

Наставничество в этом смысле представляется очень эффективным, так как позволяет наладить коммуникацию со школьником, основываясь на взаимопонимании, уважении, доверии и передаче личного и профессионального опыта, связанного с патриотизмом.

Сам же педагог, который выступает в роли наставника патриотического воспитания, должен обладать некоторыми характеристиками, полезными в данной сфере [4]. Часть из них являются общими для педагогической деятельности, другая же часть – повышает эффективность конкретного развития патриотизма у школьников. В целом, наставник патриотического воспитания должен обладать следующим [3]:

  • стремление к постоянному самообразованию;
  • проявление уважения к истории страны, историческим личностям, событиям и так далее;
  • любовь к отечественной культуре и представителям этой самой культуры;
  • знание истории и культурного наследия страны и народа на высоком уровне;
  • развитая коммуникация с детьми среднего школьного возраста;
  • терпение и лояльность;
  • проявление уважения к мнению ребенка;
  • умение вести конструктивный диалог, даже, если ребенок имеет противоположное от патриотизма мнение;
  • наличие богатого жизненного опыта;
  • некоторые другие характеристики.

Таким образом, учитель-наставник обладает такими дополнительными качествами, которые выражают его патриотизм и позволяют донести данный ориентир в массы.

Наставничество, как уже было сказано ранее, имеет уникальное значение для воспитания патриотических идей у школьников. Следует разобрать то, каким образом и что именно в рамках патриотического воспитания развивается у детей среднего школьного возраста [2].

Во-первых, наставник в лице, как правило педагога, является главным организатором всех патриотических мероприятий в рамках школы, между школами, а также совместных с другими организациями.

Во-вторых, хороший наставник патриотического воспитания сам должен обладать высоким уровнем патриотизма к собственной стране. В этом случае, его речи, предложения, объяснения, диалоги и прочие способы коммуникации с детьми будут наиболее эффективными. Человек, который сам «горит» патриотическими идеями с большей вероятностью, сможет передать их подрастающему поколению.

В-третьих, учитель-наставник выбирает, какие формы, методы и педагогические приемы следует использовать для наиболее эффективного развития патриотизма. О том, какие методики чаще других используются в патриотическом наставничестве, будет написано далее.

В-четвертых, наставник помогает осознать, понять и принять значимость, важность каждого ученика для общества страны. А также, развивает у детей базовые характеристики патриотизма, такие как гордость за государство, знание истории, уважение законов и так далее.

В-пятых, если наставник способен на конструктивный диалог со школьником, занятия патриотического воспитания пройдут более эффективно. Например, считается, что педагог-наставник должен предоставлять детям свободу выбора собственного мнения и развитие критического мышления. То есть, роль педагога не заключается в подаче единственно верной идеи, она заключается в донесении правильной, с точки зрения государства, информации ученику с сохранением его права на выражение и имение собственного мнения.

Иными словами, наставник вдохновляет и подталкивает, мотивирует школьников на любовь и преданность к Родине, а не заставляет. Считается, что только в этом случае, в ребенке возможно развить по-настоящему искренний патриотизм.

Как уже упоминалось, наставники в средних общеобразовательных школах могут выбирать различные методы и формы патриотического воспитания. Некоторые из них:

1. Организация и проведение патриотических мероприятий. К ним могут относиться конкурсы, исторические или государственные праздники, выставки и многое другое. Главное, что их должно объединять – это патриотические настроения.

Примером может выступать мероприятие «Моя Родина», которое будет проходить в 2023–2024 гг. Суть заключается в передаче любви к своей стране, природе, культуре и прочему через доступную творческую деятельность: рисование, написание стихов и подготовка презентаций. При этом конкурс является всероссийским, а наставником в этом случае выступает само государство. Участниками «Моя Родина» могут стать как дети, так и взрослые [5].

2. Общественные работы с патриотическим уклоном. Благотворительность и помощь – это неотъемлемая часть проявления любви и уважения к народу и природе.

Например, в рамках многих школ принимаются меры по очищению природных участков, высадке новых деревьев, сбор материальной помощи, в том числе в виде игрушек для детских домов и прочего. Все это является благотворительностью, которая в значительной мере прививает в детях доброту, понимание, сопереживание и прочие качества, подходящие под понятие патриотизма.

3. Исторические и культурные уроки. Часто на уроках самого предмета «История» невозможно изучить многие интересные и важные события так подробно, как это необходимо. Патриотическое воспитание берет эту задачу на себя. При чем исторические и культурные уроки часто проходят в необычной форме. Возможен просмотр документального и даже художественного фильма, конкурс, презентации, игры и прочее. Сам уклон делается на тех событиях и личностях из истории и культурного наследия страны, которые в наибольшей степени повлияли на ее развитие. Однако в последнее время заметна тенденция образовывать детей и в менее «популярных» темах для расширения кругозора.

Таким образом, в данной статье были разобраны и изучены основные аспекты роли наставника в патриотическом воспитании детей среднего школьного возраста. Можно сказать, что педагоги-наставники, а также само государство в значительной мере влияют на развитие у детей положительных, социальных качеств, которые полезны не только для общественной деятельности, но и для всех сфер жизни в целом.

Текст статьи
  1. Есенина Е.Ю., Блинов В.И., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019.
  2. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж. М. Яхтанигова, Е.В. Чуприкова, К.С. Лагода, Е.А. Фатнева; под ред. Е.Н. Мясищевой. – Белгород: ОГАОУ.
  3. Згирский В.Н. Доклад «Роль педагога в патриотическом воспитании». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru. Дата обращения: 25.01.2024.
  4. Методические рекомендации по реализации программ наставничества обучающихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rc-it.edu.yar.ru. Дата обращения: 25.01.2024.
  5. Проекты патриотического воспитания // Фонд президентских грантов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://президентскиегранты.рф. Дата обращения: 25.01.2024.
Список литературы