Преступности несовершеннолетних всегда уделялось особое внимание. Статус несовершеннолетних находит свое отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в котором производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых выделено в качестве отдельной главы, также ст. 191 УПК РФ установлены особенности производства ряда следственных действий в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Тем самым, законодатель подчеркнул, что допрос несовершеннолетних имеет ряд особенностей, которые зависят от их процессуального статуса, где важным фактором является то, что необходимо учитывать психологическую специфику допрашиваемого.
Несовершеннолетние во все времена были подвержены влиянию со стороны старшего поколения и сверстников, они склонны подражать взрослым и в то же время совершать определенные действия исходя из реакций окружающих, в силу своего психического развития. Учитывая низкий уровень нравственности и соответствующие этому негативные проявления в современном обществе, которые больше всего отражаются на детях и подростках, проблема преступности несовершеннолетних требует внимательного изучения в целях эффективной профилактики.
Следует подчеркнуть, что ч. 1 ст. 38 Конституции РФ3 гласит о том, что детство находится под защитой государства. Данная гарантия прав несовершеннолетних в России обеспечивает надежность правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и при проведении допроса.
В современном мире допрос является одним из распространенных следственных действий. Подтверждение этому можно найти, если взять в руки тома уголовных дел, материалы которых – это в основном протоколы допроса. Допрос – один из древнейших источников получения доказательств и установления деталей совершения преступления.
Допрос – это не просто процесс ответов на поставленные вопросы, поскольку стороны изначально имеют разный объем информации, но и установление психологического контакта между сотрудником правоохранительных органов и допрашиваемым. Проведение этого следственного мероприятия отличается от других рядом важных психологических особенностей. Для проведения успешного процесса допроса необходимым условием является четко обозначенная регламентация [3, c. 116].
Некоторые авторы считают, что не должно быть различий между допросом совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, на наш взгляд – это мнение является ошибочным.
В статье 425 УПК РФ отражены требования, касающиеся допроса несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого. Действующее законодательство Российской Федерации указывает на обязательное участие в названом следственном действии защитника и законного представителя несовершеннолетнего. УПК РФ также определяет, что требуется обязательное участие педагога или психолога в случае, если несовершеннолетний обвиняемый страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» содержит положения о том, что требуется обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии.
Согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ, в силу возраста подростка и в связи с невозможностью в полном объеме самостоятельно защищать свои законные интересы и права при его допросе участвует защитник, который имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему, а после окончания допроса делать письменные замечания о записях, отображенных в протоколе допроса.
Необходимо учесть, что в силу психологических особенностей дети могут заметить важные детали, на которые другие категории граждан не обратили бы внимания. На практике несовершеннолетние чаще всего запоминают: характерные черты лица, государственные номера авто, яркие элементы внешности и т. д. [4, c. 107].
На практике допрос подростков считается самым трудным, так как в этом возрасте дети реже идут на контакт, с недоверием относятся к сотрудникам и всячески демонстрируют свое протестное настроение. Но есть и плюсы у данной возрастной категории, у них уже чаще всего сформирован большой словарный запас, с использованием которого они достаточно подробно могут описать происходившее. Нередко для установления контакта применяются тактические приемы, что и в процессе допроса взрослых лиц.
Безусловно, для эффективной подготовки к проведению допроса является выбор места. Так как, создания комфортной обстановки для ребенка могут помочь следователю устранить негативные последствия в виде страха или скованности. Поэтому, несовершеннолетний может быть допрошен по месту учебы или проживания. А если следователь проводит данное следственное действие в кабинете, то ему необходимо учесть, отсутствие посторонних лиц, а также предложить ребенку занять удобную для него позу.
Одним из главных вопросов является определения круга лиц, которые могут находиться в момент следственного действия. Следователю необходимо обратить внимание на отношения между допрашиваемым и теми людьми, так как в своих целях они могут негативно влиять на мнение несовершеннолетнего. Целесообразно выяснить у ребенка в присутствии кого он хотел бы быть допрошен.
Так, ч. 1 ст. 191 УПК РФ гласит, что при проведении допроса с участием несовершеннолетнего не достигшего возраста 16 лет или же достигшего указанного возраста, однако страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, является обязательным участие педагога или психолога. При производстве указанного следственного действия с участием несовершеннолетнего, который достиг возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. При производстве допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. При помощи проверенных методик практикующий психолог способен расположить несовершеннолетнего ребенка к себе и следователю. Педагог же будет полезен для установления быстрого психологического контакта.
Если участие законного представителя и (или) представителя п будет противоречить законным интересам несовершеннолетнего, следователь, руководствуясь ч. 3 ст. 191 УПК РФ, вправе не допустить это лицо к участию в допросе и обеспечить присутствие другого законного представителя при проведении данного следственного действия.
Важным моментом является выбор даты и времени проведения следственного действия. Необходимо как можно скорее допросить несовершеннолетнего, пока в его памяти четко и ярко запомнилось случившиеся, но если преступление, в котором участвовал, ребенок повлияло на психологическую составляющую его эмоционального состояния, то лучше выждать паузу для восстановления его психики [5, c. 137].
Следователю необходимо соблюдать указания ч. 1 ст. 191 УПК РФ, касающиеся продолжительности допроса несовершеннолетних. Согласно данной статье допрос с участием несовершеннолетнего в возрасте до 7 лет в общей сложности не может продолжаться более 1 часа, без перерыва - более 30 минут; в возрасте от 7 до 14 лет - более 2 часов, без перерыва - более 1 часа; в возрасте старше 14 лет - более 4 часов в день, без перерыва - более 2 часов [2].
Действительно, опираясь на многочисленные исследования в области виктимологии, можно с уверенностью говорить о том, что жертва преступления, то есть потерпевший, чрезвычайно чувствительно реагирует на любого рода посткриминальный контакт с преступником. Имелись случаи, когда лишь одно упоминание о его личности вызывало у потерпевшего целый каскад отрицательных эмоций, в частности, «крайнюю степень встревоженности, чувство страха», что, несомненно, приводило к невозможности дальнейшей дачи показаний. Процессуально закрепленная обязанность, рассмотренная выше, несомненно, соответствует избранному законодателем направлению, в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего потерпевшего и недопущения получения им психологической травмы и моральных страданий в рамках процедуры допроса не только на предварительном следствии, но и в суде. Следовательно, допрос несовершеннолетнего является многоаспектным и, бесспорно, сложным следственным действием. Поэтому ввиду вышеуказанных обстоятельств, должностное лицо должно понимать и оперативно использовать психологические особенности личности несовершеннолетнего допрашиваемого, живо реагировать на изменение его эмоционального состояния, строго соблюдать не только процессуальные обязанности, но и, учитывать индивидуальные характеристики личности, его процессуальный статус, находиться в постоянном психологическом контакте с последним.