В настоящее время транспортная отрасль активно развивается в России (причем последние 10 лет рост идет передовыми темпами), а также является одной из наиболее развитых отраслей. По протяженности российских железных дорог государство находится на 3-ем месте в мире после США и Китая, автомобильных дорог – на 5-ом месте. Протяженность внутренних водных путей занимает 2-ое место, но, к сожалению, грузооборот морских портов далек от показателей мировых лидеров (крупнейший порт по объему перевалки, который находится в Новороссийске, занимает 3-е место в Европе) [1, 4].
Значимость транспортно-логистического комплекса огромна для экономики страны: в 2018 году данная отрасль обеспечила 7% валовой добавленной стоимости. Этот показатель в 2 раза больше аналогичного уровня США, но соизмерим с партнерами РФ по БРИКС. С 2016 года отрасль осуществляет огромные вложения в прирост ВВП [1]. Развитие данной отрасли способствует повышению доступности и взаимосвязи между регионами, что в последствии дает определенные преимущества: повышение эффективности производства за счет концентрации и специализации отраслей, уменьшение безработицы трудоспособного населения, повышение конкурентоспособности и доступности регионов, упрощение торговли, снижение транспортных издержек, входящих в стоимость транспортируемого товара, повышение прибыли за счет развития рынков, что в общей совокупности приводит к притоку общих инвестиций [9, 10].
Классически выделяют несколько видов транспорта, в числе которых: железнодорожный, водный, трубопроводный, воздушный и автомобильный. В таблицах 1 и 2 по данным [7, 11] представлены основные показатели деятельности всех видов транспорта в России за 2015-2019гг. За 2019г. представлены данные за 3 квартала, для сравнения также представлены данные за 2018г. этого же периода.
Таблица 1
Перевозка грузов по видам транспорта, млн. тонн
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Янв.-сент. 2018г. |
Янв.-сент. 2019г. |
Отношение 2018г. к 2015г., в % |
Отношение янв.-сент. 2019г. к янв.-сент. 2018г., в % |
Транспорт – всего, в т.ч.: |
7898,2 |
7954,1 |
8072,3 |
8144,3 |
5996,5 |
6097,6 |
103,12 |
101,69 |
Железнодорожный |
1329,0 |
1325,0 |
1384,0 |
1291,0 |
966,4 |
957,6 |
97,14 |
99,09 |
Автомобильный |
5357,0 |
5397,0 |
5404,0 |
5544,0 |
4054,6 |
4182,5 |
103,49 |
103,15 |
Трубопроводный |
1071,0 |
1088,0 |
1138,0 |
1169,0 |
864,1 |
857,0 |
109,15 |
99,18 |
Водный |
140,0 |
143,0 |
145,0 |
139,0 |
110,5 |
99,7 |
99,29 |
90,23 |
Воздушный |
1,2 |
1,1 |
1,3 |
1,3 |
0,857 |
0,822 |
108,33 |
95,92 |
По данным таблицы 1 видно, что наблюдается общая тенденция роста перевезенных грузов за анализируемый период. Большая часть транспортируемых грузов приходится на автомобильный, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта.
По грузообороту доминирующие позиции занимают трубопроводный и железнодорожный транспорты по сравнению с остальными (табл.2).
Таблица 2
Грузооборот по видам транспорта, млрд. тонно-киллометров
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Янв.-сент. 2018г. |
Янв.-сент. 2019г. |
Отношение 2018г. к 2015г., в % |
Отношение янв.-сент. 2019г. к янв.-сент. 2018г., в % |
Транспорт – всего, в т.ч.: |
5108,4 |
5197,6 |
5487,9 |
5643,8 |
4186,9 |
4229,3 |
110,48 |
101,01 |
Железнодорожный |
2306,0 |
2344,0 |
2493,0 |
2598,0 |
1929,8 |
1947,3 |
112,66 |
100,91 |
Автомобильный |
247,0 |
248,0 |
255,0 |
259,0 |
190,2 |
201,2 |
104,86 |
105,78 |
Трубопроводный |
2444,0 |
2489,0 |
2615,0 |
2668,0 |
1973,8 |
1993,4 |
109,16 |
100,99 |
Водный |
106,0 |
110,0 |
117,0 |
111,0 |
87,3 |
82,0 |
104,72 |
93,93 |
Воздушный |
5,4 |
6,6 |
7,9 |
7,8 |
5,8 |
5,4 |
144,44 |
93,10 |
Отметим, что железные дороги исторически играли главную роль, но развитие других видов транспорта в последствие составило серьезную конкуренцию. На сегодняшний день грузооборот железнодорожного транспорта занимает передовые позиции, а точнее более 87% [1]. Использование данного вида транспорта позволяет больше сэкономить по сравнению, например с автомобильным при наибольших объемах отгружаемого груза и при расстоянии свыше 700-1000 км [2]. Но при анализе конкуренции различных видов транспорта стоит обратить внимание на характеристики груза и на развитость железнодорожных путей [1]. Также на практике применяется комбинирование железнодорожного и других видов транспорта, эффективность чего достигается благодаря использованию цифровых технологий, посредством которых осуществляется стыковка различных путей и формируется оптимальная логистическая схема, которая позволяет быстрее доставить различные грузы и при этом максимально сэкономить на денежных, трудовых и временных ресурсах. При этом для транспортировки груза используются контейнеры [1].
Автомобильный транспорт является более преимущественным в случае перевозки сборных грузов. Это объясняется тем, что данный вид транспорта наиболее приспособляемый, клиентоориентированный. Ему свойственно гибкое тарифообразование, вариабельность маршрутов доставки груза, сохранность перевозимых грузов и быстрая доставка по сравнению с остальными видами транспорта [3, 4].
В последнее время на рынке автомобильных грузоперевозок происходит внедрение новых технологий, цифровизация: в 2015 году – реализована система «Платон», способствующая организации контроля водителей со стороны государства (за счет этой системы происходит списание средств за возмещение вреда для автомобильных дорог транспортом свыше 12 тонн); в 2016 году – апробирована автоматизированная система весогабаритного контроля (АСВГК), дающая возможность отследить транспорт, который перегружен, для меньшего вреда для дорог; в последнее время формируется разработка, называемая электронной навигационной пломбой, которая позволит убедиться в целости груза и уменьшить время простоя на таможне. Но пока эти меры вместе с ростом на горюче-смазочные материалы повышают издержки данного вида транспорта [4]. Однако, за данный период благодаря новым системам было получено 79,2 млрд. рублей (эти денежные средства инвестируются в дорожную отрасль – грузовые перевозки в России). Следует отметить, что многие водители хотят минимизировать свои расходы на налоги, в связи с чем, осуществляют перевозки нелегально. После введения данных систем теневой сектор в этой отрасли перестал расти [8].
Повышение объемов транспортируемых грузов происходит в первую очередь за счет интернет-торговли, которая развивается быстрыми темпами (в 2018 году зафиксировано увеличение на 59%). С помощью интернет-торговли, набирающей все большие обороты, растет количество перевозок. Также этому способствует повышение спроса от крупного ритейла, улучшение дорожной сети и качества дорог, развитие электронной коммерции [4]. Но в данном виде транспорта также есть и недостатки: малоразвитость инфраструктуры, многие крупные предприятия не модернизировали автопарк со времен СССР; увеличение дорожной сети и расширение автопарка недостаточно содействуют в повышении объемов транспортируемых грузов; изношенность дорог, в следствие чего срок эксплуатации автотранспорта снижается [1, 6].
Трубопроводный вид транспорта используется для транспортировки продуктов нефтепромысла, за счет большого количества потребителей из других стран, общая протяженность путей достигает 250 тыс. км. [1]. Этот вид транспорта относится к субъектам естественных монополий и принадлежит таким компаниям как ООО «Газпром» и ПАО «Транснефть» [1]. Стоит отметить, что стоимость поставки существенно не изменяется на протяжении многих лет, но на динамику грузооборота этого вида транспорта будут влиять скачки цен на нефть на мировом рынке [8].
К сожалению, в последнее время наблюдается отрицательная тенденция на внутреннем водном транспорте, не смотря на то, что протяженность путей достигает 101,5 тыс. км. Это связано с тем, что: большинство перевозок осуществляются с помощью наземного транспорта, так как на водных путях более ограниченная инфраструктура; большая часть судового парка нуждается в обновлении; повысились тарифы на данный вид транспорта в связи с повышением цен на топливо, а также на железнодорожных путях были введены новые тарифы, которые значительно снизились, в период летнего времени на путях, совпадающих с маршрутом речного транспорта [4, 5].
В морских портах наблюдается рост объема перевезенного груза, который с 2014 года увеличился на 28%. Это связано с тем, что повысилось количество экспортируемых грузов, а также снизились перевозки экспорта через транзитную зону Балтии и Украины [4]. Перевозки комбинированным способом (река-море) в соответствии с методологией Федеральной службы государственной статистки относятся к перевозкам внутренним водным транспортом. Такая классификация существенно не влияет на измеряемые результаты, так как грузооборот данного вида транспорта не превышает 2% от всей совокупности [8].
Протяженность воздушных путей достигает 600 тыс. км. Основными преимуществами этого транспорта являются быстрая доставка грузов, мобильность, большие дистанции полетов и автономность, а открытие новых маршрутов не требует большого финансирования. К основным недостаткам можно отнести высокую стоимость перевозки грузов и недостаточную оснащенность авиапарка [5].
Таким образом, опираясь на проведенный анализ, можно сделать вывод, что транспортная отрасль является необходимой составляющей экономики страны, а каждый вид транспорта имеет свои достоинства и недостатки, но широта выбора позволяет учесть многие параметры и адаптироваться к специфики того или иного груза.