Транспортная отрасль и грузоперевозки в России: анализ состояния и тенденции развития в условиях цифровизации

Целью исследования является изучение тенденции изменения грузоперевозок в транспортной отрасли, являющейся неотъемлемой частью экономики России и средством взаимодействия различных отраслей и регионов между собой. В данной статье представлены основные характеристики грузоперевозок, а также проведен анализ динамики показателей перевозки грузов и грузооборота железнодорожным, трубопроводным, автомобильным, водным и воздушным транспортами за 2015-2019гг. Рассмотрена характеристика грузов с учетом специфики для каждого вида транспорта. Приведены перспективы развития отрасли в условиях реализации процессов цифровизации.

Аннотация статьи
транспортная отрасль
грузоперевозки
грузооборот
виды транспорта
цифровизация
Ключевые слова

В настоящее время транспортная отрасль активно развивается в России (причем последние 10 лет рост идет передовыми темпами), а также является одной из наиболее развитых отраслей. По протяженности российских железных дорог государство находится на 3-ем месте в мире после США и Китая, автомобильных дорог – на 5-ом месте. Протяженность внутренних водных путей занимает 2-ое место, но, к сожалению, грузооборот морских портов далек от показателей мировых лидеров (крупнейший порт по объему перевалки, который находится в Новороссийске, занимает 3-е место в Европе) [1, 4].

Значимость транспортно-логистического комплекса огромна для экономики страны: в 2018 году данная отрасль обеспечила 7% валовой добавленной стоимости. Этот показатель в 2 раза больше аналогичного уровня США, но соизмерим с партнерами РФ по БРИКС. С 2016 года отрасль осуществляет огромные вложения в прирост ВВП [1]. Развитие данной отрасли способствует повышению доступности и взаимосвязи между регионами, что в последствии дает определенные преимущества: повышение эффективности производства за счет концентрации и специализации отраслей, уменьшение безработицы трудоспособного населения, повышение конкурентоспособности и доступности регионов, упрощение торговли, снижение транспортных издержек, входящих в стоимость транспортируемого товара, повышение прибыли за счет развития рынков, что в общей совокупности приводит к притоку общих инвестиций [9, 10].

Классически выделяют несколько видов транспорта, в числе которых: железнодорожный, водный, трубопроводный, воздушный и автомобильный. В таблицах 1 и 2 по данным [7, 11] представлены основные показатели деятельности всех видов транспорта в России за 2015-2019гг. За 2019г. представлены данные за 3 квартала, для сравнения также представлены данные за 2018г. этого же периода.

Таблица 1

Перевозка грузов по видам транспорта, млн. тонн

Показатель

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Янв.-сент. 2018г.

Янв.-сент. 2019г.

Отношение 2018г. к 2015г., в %

Отношение янв.-сент. 2019г. к янв.-сент. 2018г., в %

Транспорт – всего, в т.ч.:

7898,2

7954,1

8072,3

8144,3

5996,5

6097,6

103,12

101,69

Железнодорожный

1329,0

1325,0

1384,0

1291,0

966,4

957,6

97,14

99,09

Автомобильный

5357,0

5397,0

5404,0

5544,0

4054,6

4182,5

103,49

103,15

Трубопроводный

1071,0

1088,0

1138,0

1169,0

864,1

857,0

109,15

99,18

Водный

140,0

143,0

145,0

139,0

110,5

99,7

99,29

90,23

Воздушный

1,2

1,1

1,3

1,3

0,857

0,822

108,33

95,92

По данным таблицы 1 видно, что наблюдается общая тенденция роста перевезенных грузов за анализируемый период. Большая часть транспортируемых грузов приходится на автомобильный, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта.

По грузообороту доминирующие позиции занимают трубопроводный и железнодорожный транспорты по сравнению с остальными (табл.2).

Таблица 2

Грузооборот по видам транспорта, млрд. тонно-киллометров

Показатель

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Янв.-сент. 2018г.

Янв.-сент. 2019г.

Отношение 2018г. к 2015г., в %

Отношение янв.-сент. 2019г. к янв.-сент. 2018г., в %

Транспорт – всего, в т.ч.:

5108,4

5197,6

5487,9

5643,8

4186,9

4229,3

110,48

101,01

Железнодорожный

2306,0

2344,0

2493,0

2598,0

1929,8

1947,3

112,66

100,91

Автомобильный

247,0

248,0

255,0

259,0

190,2

201,2

104,86

105,78

Трубопроводный

2444,0

2489,0

2615,0

2668,0

1973,8

1993,4

109,16

100,99

Водный

106,0

110,0

117,0

111,0

87,3

82,0

104,72

93,93

Воздушный

5,4

6,6

7,9

7,8

5,8

5,4

144,44

93,10

Отметим, что железные дороги исторически играли главную роль, но развитие других видов транспорта в последствие составило серьезную конкуренцию. На сегодняшний день грузооборот железнодорожного транспорта занимает передовые позиции, а точнее более 87% [1]. Использование данного вида транспорта позволяет больше сэкономить по сравнению, например с автомобильным при наибольших объемах отгружаемого груза и при расстоянии свыше 700-1000 км [2]. Но при анализе конкуренции различных видов транспорта стоит обратить внимание на характеристики груза и на развитость железнодорожных путей [1]. Также на практике применяется комбинирование железнодорожного и других видов транспорта, эффективность чего достигается благодаря использованию цифровых технологий, посредством которых осуществляется стыковка различных путей и формируется оптимальная логистическая схема, которая позволяет быстрее доставить различные грузы и при этом максимально сэкономить на денежных, трудовых и временных ресурсах. При этом для транспортировки груза используются контейнеры [1].

Автомобильный транспорт является более преимущественным в случае перевозки сборных грузов. Это объясняется тем, что данный вид транспорта наиболее приспособляемый, клиентоориентированный. Ему свойственно гибкое тарифообразование, вариабельность маршрутов доставки груза, сохранность перевозимых грузов и быстрая доставка по сравнению с остальными видами транспорта [3, 4].

В последнее время на рынке автомобильных грузоперевозок происходит внедрение новых технологий, цифровизация: в 2015 году – реализована система «Платон», способствующая организации контроля водителей со стороны государства (за счет этой системы происходит списание средств за возмещение вреда для автомобильных дорог транспортом свыше 12 тонн); в 2016 году – апробирована автоматизированная система весогабаритного контроля (АСВГК), дающая возможность отследить транспорт, который перегружен, для меньшего вреда для дорог; в последнее время формируется разработка, называемая электронной навигационной пломбой, которая позволит убедиться в целости груза и уменьшить время простоя на таможне. Но пока эти меры вместе с ростом на горюче-смазочные материалы повышают издержки данного вида транспорта [4]. Однако, за данный период благодаря новым системам было получено 79,2 млрд. рублей (эти денежные средства инвестируются в дорожную отрасль – грузовые перевозки в России). Следует отметить, что многие водители хотят минимизировать свои расходы на налоги, в связи с чем, осуществляют перевозки нелегально. После введения данных систем теневой сектор в этой отрасли перестал расти [8].

Повышение объемов транспортируемых грузов происходит в первую очередь за счет интернет-торговли, которая развивается быстрыми темпами (в 2018 году зафиксировано увеличение на 59%). С помощью интернет-торговли, набирающей все большие обороты, растет количество перевозок. Также этому способствует повышение спроса от крупного ритейла, улучшение дорожной сети и качества дорог, развитие электронной коммерции [4]. Но в данном виде транспорта также есть и недостатки: малоразвитость инфраструктуры, многие крупные предприятия не модернизировали автопарк со времен СССР; увеличение дорожной сети и расширение автопарка недостаточно содействуют в повышении объемов транспортируемых грузов; изношенность дорог, в следствие чего срок эксплуатации автотранспорта снижается [1, 6].

Трубопроводный вид транспорта используется для транспортировки продуктов нефтепромысла, за счет большого количества потребителей из других стран, общая протяженность путей достигает 250 тыс. км. [1]. Этот вид транспорта относится к субъектам естественных монополий и принадлежит таким компаниям как ООО «Газпром» и ПАО «Транснефть» [1]. Стоит отметить, что стоимость поставки существенно не изменяется на протяжении многих лет, но на динамику грузооборота этого вида транспорта будут влиять скачки цен на нефть на мировом рынке [8].

К сожалению, в последнее время наблюдается отрицательная тенденция на внутреннем водном транспорте, не смотря на то, что протяженность путей достигает 101,5 тыс. км. Это связано с тем, что: большинство перевозок осуществляются с помощью наземного транспорта, так как на водных путях более ограниченная инфраструктура; большая часть судового парка нуждается в обновлении; повысились тарифы на данный вид транспорта в связи с повышением цен на топливо, а также на железнодорожных путях были введены новые тарифы, которые значительно снизились, в период летнего времени на путях, совпадающих с маршрутом речного транспорта [4, 5].

В морских портах наблюдается рост объема перевезенного груза, который с 2014 года увеличился на 28%. Это связано с тем, что повысилось количество экспортируемых грузов, а также снизились перевозки экспорта через транзитную зону Балтии и Украины [4]. Перевозки комбинированным способом (река-море) в соответствии с методологией Федеральной службы государственной статистки относятся к перевозкам внутренним водным транспортом. Такая классификация существенно не влияет на измеряемые результаты, так как грузооборот данного вида транспорта не превышает 2% от всей совокупности [8].

Протяженность воздушных путей достигает 600 тыс. км. Основными преимуществами этого транспорта являются быстрая доставка грузов, мобильность, большие дистанции полетов и автономность, а открытие новых маршрутов не требует большого финансирования. К основным недостаткам можно отнести высокую стоимость перевозки грузов и недостаточную оснащенность авиапарка [5].

Таким образом, опираясь на проведенный анализ, можно сделать вывод, что транспортная отрасль является необходимой составляющей экономики страны, а каждый вид транспорта имеет свои достоинства и недостатки, но широта выбора позволяет учесть многие параметры и адаптироваться к специфики того или иного груза.

Текст статьи
  1. Грузовые перевозки в России: обзор текущей статистики // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. – 2019. – №53. – 28 с.
  2. Ладонкин Е.М. Экономическая оценка целесообразности грузоперевозки железнодорожным транспортом// Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №03 (57). – С. 84-86.
  3. Николаев Р.С. Современные тенденции развития грузоперевозок автомобильным транспортом в России: структурные и логистические аспекты// Вестник ПНИГУ. Социально-экономические науки. – 2019. – №4. – С. 290-306.
  4. Обзор отрасли грузоперевозок в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-transportation-services-2019-rus/$FILE/ey-transportation-services-2019-rus.pdf
  5. Пирогов А.И. Динамика развития воздушного и водного транспорта России / А.И. Пирогов, Свечников Н.С., Устинович И.В. // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2019. – № 3 (23). – С.61-75.
  6. Пирогов А.И. Динамика развития железнодорожной и автомобильной транспортной сетей России / А.И. Пирогов, Свечников Н.С., Устинович И.В.// Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2019. – № 2 (22). – С.30-40.
  7. Россия в цифрах: краткий статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики. – 2019. – 549 с.
  8. Смирнов А.Ю. Состояние и перспективы развития грузоперевозок в Российской Федерации / А.Ю. Смирнов, М.Ю. Алехин, В.Л. Александров // Управленческое консультирование. – 2017. – №11. – С. 47-52.
  9. Спешилова Н.В. Анализ влияния транспортной инфраструктуры на развитие экономики региона / Н.В. Спешилова, О.И. Бантикова, Т.М. Шпильман, Р.Р. Рахматуллин // Финансовая экономика. – 2019. – №3 (часть 8). – С. 849-853.
  10. Спешилова Н.В. Развитие транспорта и экономический рост региона / Н.В. Спешилова, О.И. Бантикова, С.В. Горбачев, Т.М. Шпильман, Р.Р. Рахматуллин // Экономика и предпринимательство. – 2018. – №3 (92). – С. 419-424.
  11. Транспорт России: информационно-статистический бюллетень [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mintrans.ru/documents/7/10141
Список литературы