Главная
Конференции
Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке
Стимулирование персонала как фактор повышения эффективности деятельности предпри...

Стимулирование персонала как фактор повышения эффективности деятельности предприятия

Автор(-ы):

Примбетова Сауле Чукаевна

Картмамбетова Жанна Ниязовна

Иман-Мәліков Елдос Жаулыбайулы

29 января 2024

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

мотивация
стимулирование
персонал
эффективность
производительность

Аннотация статьи

Правильно выстроенная система мотивации персонала приносит компании существенные конкурентные преимущества и имеет стратегическое значение для ее развития. В статье концепция мотивации сотрудников рассматривается как основа долгосрочного и эффективного развития и сильное конкурентное преимущество предприятия.

Текст статьи

В эпоху глобальных экономических и геополитических потрясений на первом месте в компании должен быть «человек с его особенностями, интересами и ценностями. В контексте бережливого производства система мотивации сотрудников становится одним из ключевых факторов, поскольку способствует активному участию персонала в поиске эффективных решений и постоянному стремлению к инновациям. Слово «мотивация» происходит от латинского movēre (двигать). Получается, что мотивация – это побуждение к действию. Если говорить о работе, то мотивация персонала – это стимулы, которые побуждают сотрудников работать эффективнее.

Существует три основных группы теорий мотивации. Первая группа – содержательные теории мотивации, которые пытаются найти среди потребностей человека такие, которые обуславливают отношение к труду. Вторую группу составляют процессуальные теории, которые исследуют поведение людей, основываясь на их ожиданиях, восприятиях, внутренних установках. В третью группу входят теории, изучающие непосредственное отношение работника к труду, например, теории «Z», «X» и «Y».

Мотивация сотрудников – важный инструмент для повышения качества и скорости выполнения работы. Она также помогает установить атмосферу доверия и взаимоуважения в коллективе, поддерживать авторитет руководителя, устанавливать партнерские отношения на долгую перспективу. Подбирать методы мотивации нужно с учетом особенностей деятельности компании, а также команды или конкретного сотрудника.

Система мотивации сотрудников – это разнообразные стимулы для эффективной работы персонала. Как мотивировать персонал каждая компания решает самостоятельно исходя из ряда факторов – специфики своей деятельности и условий труда, стиля руководства, особенностей команды или конкретного сотрудника.

Система мотивации и компенсации в компании совершенно индивидуальна, и простое копирование конкурентов практически не приводит к успеху [1]. Ключевая цель мотивации – добиться подъема эффективности сотрудников, повышения качества и скорости их работы, что в конечном итоге поможет компании развиваться.

Система мотивации персонала выполняет важнейшие функции в компании. Во-первых, она позволяет повысить производительность труда и достичь более высоких результатов бизнеса. Во-вторых, хорошо выстроенная система мотивации повышает лояльность и вовлеченность сотрудников. Кроме того, мотивация персонала:

  • способствует сокращению текучести кадров;
  • помогает привлекать талантливых специалистов в компанию;
  • упрощает процесс управления персоналом.

Таким образом, правильно выстроенная система мотивации персонала приносит компании существенные конкурентные преимущества и имеет стратегическое значение для ее развития.

Мотивация имеет прямое влияние на производительность сотрудников. Мотивированные сотрудники часто работают эффективнее, проявляют большую преданность своей работе и демонстрируют высокий уровень удовлетворенности работой. Создание стимулов и поощрений – это эффективный способ повышения мотивации сотрудников. Это может включать в себя финансовые вознаграждения, такие как премии и повышение зарплаты, а также нематериальные стимулы, такие как признание и возможности для профессионального развития.

Следует отметить, что мотивированные сотрудники не только выполняют свою работу, но и активно участвуют в улучшении бизнес-процессов. Они понимают свою роль в достижении целей компании и знают, как важен их вклад в общий успех. Мотивация позволяет создать культуру постоянных улучшений, где сотрудники ищут возможности оптимизации, предлагают новые идеи и вместе стремятся к повышению эффективности бизнес-процессов. Такая активная вовлеченность персонала становится ключом к успеху и развитию конкурентоспособности предприятия.

Мотивация трудовой деятельности начинается с понимания собственных потребностей и интересов человека, а также осознания целей организации, в которой он работает [2]. Современные компании сейчас очень много внимания уделяют стимулированию человека в его профессиональной сфере.
Последние мировые исследования говорят о том, что Швейцария, Сингапур и США привлекают наибольшее количество талантливых исполнителей. Одна из главных причин популярности этих стран – высокий уровень социальной защиты и качество жизни. В Швейцарии также выделяют качество экологической среды, а Сингапур подкупает своей открытостью по отношению к зарубежному бизнесу и талантам.

В соответствии с исследованиями KPMG проведенного на базе HR, HRD, HRBP и внутренних коммуникаторов крупнейших компаний республики, в котором приняли участие 31 респондентов, показывает, что компании в Казахстане чаще всего предлагают своим сотрудникам обучение за счет работодателя и гибридный график работы, на третьем месте по популярности среди методов мотивации – тимбилдинги [3].

Большая часть респондентов (81%) отметили, что в компании реализуются программы по нематериальной мотивации сотрудников, данную тенденцию можно назвать «молодой», поскольку действуют данные программы, по большей части, от одного до трех лет (35%). Респонденты рассказали также о следующих практиках, применяемых бизнесом:

  • обучение за счет работодателя (77%)
  • гибридный график работы (55%)
  • тимбилдинги (52%)
  • расширенную программу медицинского страхования (42%);
  • дополнительные дни отдыха (32%);
  • корпоративные оздоровительные программы (25%)

Немаловажным также является наличие корпоративной медицинской страховки (27%) и обучение за счет компании (26%) [3].

Каждая компания сама решает свою теорию и эффективную систему мотивации своего персонала. Базовые рабочие инструменты составляют основу и фундамент любой системы мотивации. Например, в некоторых компаниях внедрена система эффективности деятельности, так называемая «performance appraisal». Это большая комплексная мотивационная система, связанная с основными функциями управления персоналом: подбор и расстановка персонала, мотивация, компенсации и льготы, обучение и развитие, работа с кадровым резервом, контроль и принятие кадровых решений. Данная модель оценки подразумевает наличие определенных критериев: компетенции, KPI, шкалы оценки и т. д.

Индивидуальные планы развития, возможности карьерного роста, обучение внутри компании – также отличные инструменты нематериальной мотивации. В компаниях поощряется карьерный рост и градация внутри компаний. Преимущества внедрения системы мотивации труда персонала очевидны. Правильно сформулированная и органично внедренная концепция мотивации сотрудников – это основа долгосрочного и эффективного развития, а также сильное конкурентное преимущество [4].

В топ-10 наиболее важных льгот для сотрудников компаний в 2023 году вошли – возможность удаленной работы (58%), гибкий график (48%), корпоративное обучение (42%), ДМС (40%), автомобиль (36%), ДМС для членов (35%), предоставление техники (30%), дополнительные дни к отпуску (26%) и компенсация расходов на питание (24%). Для кандидатов до 25 лет самой важной льготой стала именно «удаленка» [5].

Опрос «Исследование рынка труда и обзор заработных плат», проведенного компанией «Antal Kazakhstan», показывает, что что типовые льготы, такие как добровольное медицинское страхование (ДМС), обучение и предоставление техники, уже не так привлекательны для работников. Зато растет интерес к гибким льготам, в том числе к удаленке (57%) и гибкому рабочему графику (49%).

При формировании мотивационной программы очень важно учитывать индивидуальные потребности работников и разнообразить свою социальную программу, добавляя в нее, к примеру, поощрения за победы в корпоративных конкурсах, участие в различных мероприятиях и спортивных событиях.

Построение личных траекторий развития сотрудников становится трендом корпоративного обучения. Это усиливает внутреннюю мотивацию сотрудника работать в компании и побуждает относиться к задачам так, словно это свое дело.

В промышленных предприятиях необходимо внедрить долгосрочную программу мотивации, суть которого заключается в том, что сотрудники и внешние эксперты будут получать акции компании за свой вклад в рост бизнеса и капитализацию предприятия. Работая в такой компании, работник не просто выполняет возложенные на него функции, а чувствует свою причастность к успеху бизнеса, и в какой-то мере становится его совладельцем. Кроме того, ценные бумаги влияют и на рост среднего дохода сотрудника. При грамотной системе мотивации персонал может зарабатывать намного выше рынка.

Система мотивации должна быть максимально прозрачной и автоматизированной. Это позволит сотрудникам легко отслеживать результаты своей работы без постоянного запроса о текущем состоянии их предложений или инициатив. Автоматизация этого процесса способствует повышению эффективности и улучшению взаимодействия внутри компании, предоставляя ясную обратную связь по инициативам сотрудников.

Компания, активно мотивирующая своих сотрудников, не только поощряет их инициативность, но и формирует кадровый резерв. Этот подход помогает выявить и выделить активных, лояльных и заинтересованных сотрудников, обозначив их как потенциальные кандидаты для будущего роста внутри компании. Мотивы персонала не могут быть постоянными. Они меняются под воздействием внешних факторов и по мере личностного роста человека. Поэтому одна из ключевых задач управления кадрами – изучение внешних и внутренних факторов мотивации и поиск способов мотивирования.

Список литературы

  1. Озерникова Т.Г. Мотивация и конкурентоспособность работников: проблемы взаимосвязи // Известия ИГЭА, 2023. - №1. - С.71-75.
  2. https://techautoservice.ru/inspection/sistema-motivacii-i-stimulirovaniya-personala-v-organizacii.html
  3. https://kz.kursiv.media/2021-11-22/chem-kompanii-v-kazakhstane-motiviruyut-sotrudnikov/
  4. https://forbes.kz/process/resources/kak_motivirovat_personal
  5. https://antalkazakhstan.kz/issledovanie-rynka-truda-i-obzor-zarplat-v-kazahstane-2023-2

Поделиться

124

Примбетова С. Ч., Картмамбетова Ж. Н., Иман-Мәліков Е. Ж. Стимулирование персонала как фактор повышения эффективности деятельности предприятия // Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 янв. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 45-49. URL: https://apni.ru/article/8326-stimulirovanie-personala-kak-faktor-povisheni

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая