Главная
Конференции
Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке
Стимулирование персонала как фактор повышения эффективности деятельности предпри...

Стимулирование персонала как фактор повышения эффективности деятельности предприятия

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

мотивация
стимулирование
персонал
эффективность
производительность

Аннотация статьи

Правильно выстроенная система мотивации персонала приносит компании существенные конкурентные преимущества и имеет стратегическое значение для ее развития. В статье концепция мотивации сотрудников рассматривается как основа долгосрочного и эффективного развития и сильное конкурентное преимущество предприятия.

Текст статьи

В эпоху глобальных экономических и геополитических потрясений на первом месте в компании должен быть «человек с его особенностями, интересами и ценностями. В контексте бережливого производства система мотивации сотрудников становится одним из ключевых факторов, поскольку способствует активному участию персонала в поиске эффективных решений и постоянному стремлению к инновациям. Слово «мотивация» происходит от латинского movēre (двигать). Получается, что мотивация – это побуждение к действию. Если говорить о работе, то мотивация персонала – это стимулы, которые побуждают сотрудников работать эффективнее.

Существует три основных группы теорий мотивации. Первая группа – содержательные теории мотивации, которые пытаются найти среди потребностей человека такие, которые обуславливают отношение к труду. Вторую группу составляют процессуальные теории, которые исследуют поведение людей, основываясь на их ожиданиях, восприятиях, внутренних установках. В третью группу входят теории, изучающие непосредственное отношение работника к труду, например, теории «Z», «X» и «Y».

Мотивация сотрудников – важный инструмент для повышения качества и скорости выполнения работы. Она также помогает установить атмосферу доверия и взаимоуважения в коллективе, поддерживать авторитет руководителя, устанавливать партнерские отношения на долгую перспективу. Подбирать методы мотивации нужно с учетом особенностей деятельности компании, а также команды или конкретного сотрудника.

Система мотивации сотрудников – это разнообразные стимулы для эффективной работы персонала. Как мотивировать персонал каждая компания решает самостоятельно исходя из ряда факторов – специфики своей деятельности и условий труда, стиля руководства, особенностей команды или конкретного сотрудника.

Система мотивации и компенсации в компании совершенно индивидуальна, и простое копирование конкурентов практически не приводит к успеху [1]. Ключевая цель мотивации – добиться подъема эффективности сотрудников, повышения качества и скорости их работы, что в конечном итоге поможет компании развиваться.

Система мотивации персонала выполняет важнейшие функции в компании. Во-первых, она позволяет повысить производительность труда и достичь более высоких результатов бизнеса. Во-вторых, хорошо выстроенная система мотивации повышает лояльность и вовлеченность сотрудников. Кроме того, мотивация персонала:

  • способствует сокращению текучести кадров;
  • помогает привлекать талантливых специалистов в компанию;
  • упрощает процесс управления персоналом.

Таким образом, правильно выстроенная система мотивации персонала приносит компании существенные конкурентные преимущества и имеет стратегическое значение для ее развития.

Мотивация имеет прямое влияние на производительность сотрудников. Мотивированные сотрудники часто работают эффективнее, проявляют большую преданность своей работе и демонстрируют высокий уровень удовлетворенности работой. Создание стимулов и поощрений – это эффективный способ повышения мотивации сотрудников. Это может включать в себя финансовые вознаграждения, такие как премии и повышение зарплаты, а также нематериальные стимулы, такие как признание и возможности для профессионального развития.

Следует отметить, что мотивированные сотрудники не только выполняют свою работу, но и активно участвуют в улучшении бизнес-процессов. Они понимают свою роль в достижении целей компании и знают, как важен их вклад в общий успех. Мотивация позволяет создать культуру постоянных улучшений, где сотрудники ищут возможности оптимизации, предлагают новые идеи и вместе стремятся к повышению эффективности бизнес-процессов. Такая активная вовлеченность персонала становится ключом к успеху и развитию конкурентоспособности предприятия.

Мотивация трудовой деятельности начинается с понимания собственных потребностей и интересов человека, а также осознания целей организации, в которой он работает [2]. Современные компании сейчас очень много внимания уделяют стимулированию человека в его профессиональной сфере.
Последние мировые исследования говорят о том, что Швейцария, Сингапур и США привлекают наибольшее количество талантливых исполнителей. Одна из главных причин популярности этих стран – высокий уровень социальной защиты и качество жизни. В Швейцарии также выделяют качество экологической среды, а Сингапур подкупает своей открытостью по отношению к зарубежному бизнесу и талантам.

В соответствии с исследованиями KPMG проведенного на базе HR, HRD, HRBP и внутренних коммуникаторов крупнейших компаний республики, в котором приняли участие 31 респондентов, показывает, что компании в Казахстане чаще всего предлагают своим сотрудникам обучение за счет работодателя и гибридный график работы, на третьем месте по популярности среди методов мотивации – тимбилдинги [3].

Большая часть респондентов (81%) отметили, что в компании реализуются программы по нематериальной мотивации сотрудников, данную тенденцию можно назвать «молодой», поскольку действуют данные программы, по большей части, от одного до трех лет (35%). Респонденты рассказали также о следующих практиках, применяемых бизнесом:

  • обучение за счет работодателя (77%)
  • гибридный график работы (55%)
  • тимбилдинги (52%)
  • расширенную программу медицинского страхования (42%);
  • дополнительные дни отдыха (32%);
  • корпоративные оздоровительные программы (25%)

Немаловажным также является наличие корпоративной медицинской страховки (27%) и обучение за счет компании (26%) [3].

Каждая компания сама решает свою теорию и эффективную систему мотивации своего персонала. Базовые рабочие инструменты составляют основу и фундамент любой системы мотивации. Например, в некоторых компаниях внедрена система эффективности деятельности, так называемая «performance appraisal». Это большая комплексная мотивационная система, связанная с основными функциями управления персоналом: подбор и расстановка персонала, мотивация, компенсации и льготы, обучение и развитие, работа с кадровым резервом, контроль и принятие кадровых решений. Данная модель оценки подразумевает наличие определенных критериев: компетенции, KPI, шкалы оценки и т. д.

Индивидуальные планы развития, возможности карьерного роста, обучение внутри компании – также отличные инструменты нематериальной мотивации. В компаниях поощряется карьерный рост и градация внутри компаний. Преимущества внедрения системы мотивации труда персонала очевидны. Правильно сформулированная и органично внедренная концепция мотивации сотрудников – это основа долгосрочного и эффективного развития, а также сильное конкурентное преимущество [4].

В топ-10 наиболее важных льгот для сотрудников компаний в 2023 году вошли – возможность удаленной работы (58%), гибкий график (48%), корпоративное обучение (42%), ДМС (40%), автомобиль (36%), ДМС для членов (35%), предоставление техники (30%), дополнительные дни к отпуску (26%) и компенсация расходов на питание (24%). Для кандидатов до 25 лет самой важной льготой стала именно «удаленка» [5].

Опрос «Исследование рынка труда и обзор заработных плат», проведенного компанией «Antal Kazakhstan», показывает, что что типовые льготы, такие как добровольное медицинское страхование (ДМС), обучение и предоставление техники, уже не так привлекательны для работников. Зато растет интерес к гибким льготам, в том числе к удаленке (57%) и гибкому рабочему графику (49%).

При формировании мотивационной программы очень важно учитывать индивидуальные потребности работников и разнообразить свою социальную программу, добавляя в нее, к примеру, поощрения за победы в корпоративных конкурсах, участие в различных мероприятиях и спортивных событиях.

Построение личных траекторий развития сотрудников становится трендом корпоративного обучения. Это усиливает внутреннюю мотивацию сотрудника работать в компании и побуждает относиться к задачам так, словно это свое дело.

В промышленных предприятиях необходимо внедрить долгосрочную программу мотивации, суть которого заключается в том, что сотрудники и внешние эксперты будут получать акции компании за свой вклад в рост бизнеса и капитализацию предприятия. Работая в такой компании, работник не просто выполняет возложенные на него функции, а чувствует свою причастность к успеху бизнеса, и в какой-то мере становится его совладельцем. Кроме того, ценные бумаги влияют и на рост среднего дохода сотрудника. При грамотной системе мотивации персонал может зарабатывать намного выше рынка.

Система мотивации должна быть максимально прозрачной и автоматизированной. Это позволит сотрудникам легко отслеживать результаты своей работы без постоянного запроса о текущем состоянии их предложений или инициатив. Автоматизация этого процесса способствует повышению эффективности и улучшению взаимодействия внутри компании, предоставляя ясную обратную связь по инициативам сотрудников.

Компания, активно мотивирующая своих сотрудников, не только поощряет их инициативность, но и формирует кадровый резерв. Этот подход помогает выявить и выделить активных, лояльных и заинтересованных сотрудников, обозначив их как потенциальные кандидаты для будущего роста внутри компании. Мотивы персонала не могут быть постоянными. Они меняются под воздействием внешних факторов и по мере личностного роста человека. Поэтому одна из ключевых задач управления кадрами – изучение внешних и внутренних факторов мотивации и поиск способов мотивирования.

Список литературы

  1. Озерникова Т.Г. Мотивация и конкурентоспособность работников: проблемы взаимосвязи // Известия ИГЭА, 2023. - №1. - С.71-75.
  2. https://techautoservice.ru/inspection/sistema-motivacii-i-stimulirovaniya-personala-v-organizacii.html
  3. https://kz.kursiv.media/2021-11-22/chem-kompanii-v-kazakhstane-motiviruyut-sotrudnikov/
  4. https://forbes.kz/process/resources/kak_motivirovat_personal
  5. https://antalkazakhstan.kz/issledovanie-rynka-truda-i-obzor-zarplat-v-kazahstane-2023-2

Поделиться

730

Примбетова С. Ч., Картмамбетова Ж. Н., Иман-Мәліков Е. Ж. Стимулирование персонала как фактор повышения эффективности деятельности предприятия // Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 45-49. URL: https://apni.ru/article/8326-stimulirovanie-personala-kak-faktor-povisheni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря