Трансформация бизнеса в условиях цифровизации

В статье рассматривается трансформация бизнеса в условиях цифровизации и примеры успешных компаний.

Аннотация статьи
цифровизация
бизнес
трансформация
Ключевые слова

Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.

Цифровая трансформация не происходит в отрыве от других видов деятельности. Каждая цифровая трансформация требует эффективной и соответствующей стратегии. Это означает, что нужно смотреть на всю компанию в целом и думать о том, какие изменения принесут пользу наибольшему количеству людей. Определившись со своими целями, вы можете приступить к разработке плана осуществления вашей трансформации.

Чтобы достичь максимального эффекта, компании отказываются от консерватизма и пытаются преобразовать свои товары и услуги. Если рассматривать практическую составляющую, то стоит заметить, что цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией. Поэтому цифровая трансформация бизнес актуальна в сегодняшних реалиях.

Зачем же нужна цифровая трансформация? На это есть ряд причин:

  1. Экономия ресурсов – финансовых; трудовых, производственных.
  2. Масштабирование бизнеса.
  3. Увеличение прибыли и быстрая адаптация к изменениям рынка. Внедрение цифровых технологий делает бизнес более гибким. Предприятие быстрее адаптируется к рыночным тенденциям и реагирует на внешние факторы экономики.
  4. Сокращение кадров. Внедрение digital-технологий приводит к сокращению необходимости наличия большого штата сотрудников, работу которых могут выполнять автоматы и, следовательно, компании экономят на заработной плате.
  5. Удовлетворение требований потребителя. Лишь те компании, которые идут ногу со времени, могут оставаться на плаву и быть востребованы сегодня, охватывая большую часть современного рынка.

Трудно понять сущность данного явления, не рассмотрев реальные примеры компаний, добившихся успехов, благодаря цифровой трансформации.

IKEA доминирует в мировой мебельной индустрии. Компания добилась этого, адаптировавшись к новым методам работы. Недавно их стратегия внедрения цифровых технологий помогла им сохранить конкурентное преимущество перед другими компаниями.

Раньше магазины IKEA сильно отличались от платформ электронной коммерции. Но когда они начали уделять приоритетное внимание цифровой стороне своего бизнеса, онлайн-продажи утроились. Их обычные магазины теперь больше похожи на центры реализации, чем на торговые точки. Даже в магазинах в отдельных странах покупатели теперь могут оплачивать свои покупки, не проходя через кассу.

Пример IKEA показывает, как процесс полной цифровой трансформации может помочь компании оставаться актуальной.

Корпорация Disney World несколько лет назад столкнулась со снижением уровня удовлетворенности клиентов от посещения парков развлечений. Для анализа и урегулирования данной проблемы, руководство корпорации приняло решение разработать систему для устранения различных «болевых точек», с которыми посетители сталкивались на всей территории компании и которые повлияли на их вероятность вернуться на курорты. MyMagic+ – это набор технологий, впервые реализованных на курорте Walt Disney World Resort, которые обеспечивают ряд услуг для гостей парка развлечений.

Платформа MyMagic+ состоит из четырех основных компонентов. Одним из них является MagicBands. Это браслеты, которые обеспечивают доступ к различным функциям по всему Walt Disney World, включая доступ к экспресс-трансферу из международного аэропорта Орландо, регистрацию заезда в отель и доступ в номер, билеты в парк. MagicBands может быть дополнительно использоваться для бесконтактных платежей на территории парка; лимиты расходов могут быть установлены на MagicBand отдельного гостя, чтобы предотвратить чрезмерное использование, и для осуществления покупки должен быть введен PIN-код.

В результате, после миллиарда долларов инвестиций программа оказалась успешной – более 90% посетителей оценивают ее как «очень хорошую» или «отличную».

Ежегодно уменьшаются продажи бумажной продукции, в частности газет. К этому необходимо адаптироваться, в особенности крупным издательствам. Внедрить цифровизацию и остаться актуальными на рынке смогла международная деловая газета Financial Times. Чтобы клиенты смогли получать доступ к информации в любое время, компания начала развивать сайт и цифровые каналы коммуникации. На новом сайте взаимодействие с читателем увеличилось на 30%, при этом гости стали проводить время за чтением больше и возвращаться чаще. Цифровые подписки выросли на 14%.

Nike, мировой лидер в области спортивной одежды, демонстрирует превосходные результаты, которые могут обеспечить инициативы по цифровой трансформации. Весь подход Nike к брендингу, продажам и технологиям изменился.

Сейчас они сосредоточены на том, чтобы стать надежным брендом, ориентированным непосредственно на потребителя, сокращая свои партнерские отношения с розничной торговлей и увеличивая объем своей работы по созданию онлайн-продаж. Такие программы, как Nike Training Club, собирают подробные данные о потребителях и используют расширенную аналитику для понимания закономерностей. Небольшие физические магазины сейчас проводят большую работу по продвижению бренда Nike.

Как и IKEA, Nike долгое время доминировала на своем сегменте рынка. Их успех в области цифровой трансформации означает, что они продолжат доминировать. Вместо того, чтобы придерживаться того, что они знают, они пошли на риск, который окупился. В результате они стали законодателями моды в цифровой инфраструктуре, их даже используют в качестве примера для обучения перспективных лидеров ИТ-изменений.

В случае NIKE инновации также привели к модернизации внутренних операций компании. Дизайнерские команды могут работать быстрее и эффективнее, переводя в цифровую форму материалы для обуви, насчитывающие 6000 экземпляров, и это напрямую влияет на время реагирования на запросы рынка.

Важно рассмотреть не только зарубежный, но и российский опыт. Так, российская вертикально-интегрированная нефтяная компания «Газпром нефть» внедрила «Умный поиск», который решить проблему устаревшей внутренней базы технической информации. Данная разработка улучшила качество поиска и сократила время на него.

Оператор российской государственной почтовой сети «Почта России» в 2015 году осознал необходимость внедрения новых технологий, которые смогли бы удовлетворить потребности клиентов. Так, был запущен портал, который разгрузил почтовые отделения, дал возможность клиентам отслеживать свои письма, помог избавить от бумажных извещений [1].

В стороне не осталась крупнейшая российская энергосбытовая компания «Мосэнергосбыт». Высокие затраты на колл-центр подтолкнули компанию к внедрению технологий, распознающих речь клиента и позволяющих качественно собирать информацию о показаниях счетчиков. Цифровая трансформация позволила практически полностью отказаться от услуг операторов и оптимизировать работу компании [2].

Важно отметить, что 19 апреля 2021 года Правительство утвердило директивы по цифровой трансформации госкомпаний. Директивы направлены на повышение эффективности государственных компаний за счет внедрения российских цифровых решений и стимулирование импортозамещения [3].

Ожидается, что из-за огромного потенциала глобальные инвестиции в цифровую трансформацию достигнут 3,4 триллиона долларов к 2026 году. Как и любой проект по управлению изменениями, цифровая трансформация сложна и рискованна. Но лучшие исследования обычно показывают, что это того стоит. В июле 2023 года аналитики McKinsey показали, что цифровые лидеры могут достичь доходности для акционеров в размере 8,1% - по сравнению с 4,9% для отстающих в области цифровых технологий [4].

Цифровая трансформация - процесс долгий, кропотливый и, безусловно, дорогой, но необходимый. Её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты в совокупности с профессиональным и гибким руководством - залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.

Текст статьи
  1. Новостной портал «Клопс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://klops.ru/.
  2. Официальный сайт Naumen [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.naumen.ru/.
  3. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/.
  4. Официальный сайт McKinsey Digital [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/rewired-for-value-digital-and-ai-transformations-that-work.
Список литературы