В период реализации региональной стратегии «Доброжелательная школа» в деятельность образовательных учреждений оживленно вводятся технологии бережливого производства и бережливого управления.
Создан и реализуется муниципальный проект «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций города Белгорода («Бережливая школа», «Бережливый детский сад», «Бережливое дополнительное образование»).
Внедрение Lean-проектов в образовательных организациях направлено на оптимизацию процессов, что позволяет повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.
Проведем анализ результатов по внедрению бережливых технологий в деятельности конкретной общеобразовательной организации на примере МБОУ СОШ №7 г. Белгород.
Согласно приказу №78 от 12 февраля 2020г. в МБОУ СОШ №7 были поставлены задачи:
- внедрить «дорожную карту» по реализации муниципального проекта №10088120 «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций города Белгорода «Бережливое образование» («Бережливая школа», «Бережливый детский сад», «Бережливое дополнительное образование»)», своевременного выполнения мероприятий, включенных в план управления проектом, включенных в деятельность следующих образовательных организаций города Белгорода в 2020 году;
- утвердить карточки бережливых проектов («Бережливая школа», «Бережливое дополнительное образование»), реализуемых в 2020 году;
- включить в состав рабочей группы по реализации элементов бережливых технологий (система 5С) в рамках вышеупомянутого проекта.
На реализацию вышеупомянутых задач был указан срок – 1 месяц.
По истечению выделенного срока был проведен анализ результатов внедрения элементов бережливых технологий сотрудниками общеобразовательной организации. Данные технологии используются с целью структурирования процесса преподавания, где ученик выступает в роли продукта, а обучение является результатом, т. е. ценностью продукта. Таким образом, можно представить образовательный процесс в виде цепочки доставки продукта клиенту, т. е. доставка знаний до ученика.
Данную цепочку можно представить следующим образом:
- Поставщики – это образовательные учреждения;
- Сырье – это администрация, учебные планы, преподаватели, вспомогательный персонал, выпускники школ;
- Процессы – обучение, консультирование, тестирование;
- Продукт – выпускники;
- Клиент – общество, работодатели.
В любом процессе производства стоит задача по устранению затрат ресурсов, в образовательном процессе перед преподавателем стоит задача полностью удовлетворять потребности учащихся без потери времени при минимальных материальных затратах без потери времени.
Так, после внедрения одного из инструментов бережливого производства, а именно система 5С в МБОУ СОШ №7 были отмечены следующие результаты:
- улучшилось качество образования обучающихся на 21%;
- снижение несчастных случаев (например, в спортивном зале);
- экономия средств;
- увеличилась скорость работы сотрудников;
- сократились затраты временных ресурсов;
- улучшился моральный климат;
- снизилась утомляемость;
- отмечается положительная динамика в росте удовлетворённости сотрудников;
- порядок на рабочем месте;
- рабочее место стало более безопасным.
Следующий инструмент бережливого производства, который введен – «Визуальный менеджмент». Это неудивительно, ведь именно через органы зрения человек получает и усваивает больше всего информации. Так визуальное представление рабочего места как ученика, так и учителя позволяет сократить время на поиски того или иного инструмента. Помимо вышесказанного был введен и реализован проект по оптимизации проверки электронных журналов успеваемости обучающихся в МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода. Так, изначально проверка электронных журналов занимала 2400 минут, т. к. было необходимо проверить 50 электронных журналов, отметить замечания на бумажном варианте, без наличия электронного варианта шаблона проверки в программе Excel, что влекло за собой перенос с бумажного варианта в электронный.
Изначально была сделана карта текущего состояния процесса «Оптимизация процесса проверки электронных журналов успеваемости обучающихся в учебной организации», состоящая из восьми шагов (рис.).
Рис. Оптимизация процесса проверки электронных журналов успеваемости обучающихся в школе
Еще одним положительным элементом по увеличению производительности сотрудников, а именно молодых неопытных учителей, со стажем работы менее пяти лет и сокращению временных затрат, данное образовательное учреждение участвует в проекте «Система наставничества».
Участие в данном проекте помогает молодым учителям быстрее адаптироваться и влиться в рабочий процесс.
Таким образом, на примере МБОУ СОШ №7, мы проследили, что внедрение инструментов бережливого производства в образовательном учреждении оказало положительное влияние на процесс обучения, деятельность сотрудников и на результат обучающихся и выпускников. Далее предлагается проследить перспективы введения инструментов бережливого производства в образовательной организации МБОУ СОШ №7.