Главная
Конференции
Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке
Анализ реализации процесса внедрения инструментов бережливого производства в сис...

Анализ реализации процесса внедрения инструментов бережливого производства в системе образования

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

образование
система образования
инструменты бережливого производства
бережливые технологии в образовательных организациях

Аннотация статьи

В статье представлены основные результаты внедрения инструментов бережливого производства в образовательное учреждение.

Текст статьи

В период реализации региональной стратегии «Доброжелательная школа» в деятельность образовательных учреждений оживленно вводятся технологии бережливого производства и бережливого управления.

Создан и реализуется муниципальный проект «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций города Белгорода («Бережливая школа», «Бережливый детский сад», «Бережливое дополнительное образование»).

Внедрение Lean-проектов в образовательных организациях направлено на оптимизацию процессов, что позволяет повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.

Проведем анализ результатов по внедрению бережливых технологий в деятельности конкретной общеобразовательной организации на примере МБОУ СОШ №7 г. Белгород.

Согласно приказу №78 от 12 февраля 2020г. в МБОУ СОШ №7 были поставлены задачи:

  • внедрить «дорожную карту» по реализации муниципального проекта №10088120 «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций города Белгорода «Бережливое образование» («Бережливая школа», «Бережливый детский сад», «Бережливое дополнительное образование»)», своевременного выполнения мероприятий, включенных в план управления проектом, включенных в деятельность следующих образовательных организаций города Белгорода в 2020 году;
  • утвердить карточки бережливых проектов («Бережливая школа», «Бережливое дополнительное образование»), реализуемых в 2020 году;
  • включить в состав рабочей группы по реализации элементов бережливых технологий (система 5С) в рамках вышеупомянутого проекта.

На реализацию вышеупомянутых задач был указан срок – 1 месяц.

По истечению выделенного срока был проведен анализ результатов внедрения элементов бережливых технологий сотрудниками общеобразовательной организации. Данные технологии используются с целью структурирования процесса преподавания, где ученик выступает в роли продукта, а обучение является результатом, т. е. ценностью продукта. Таким образом, можно представить образовательный процесс в виде цепочки доставки продукта клиенту, т. е. доставка знаний до ученика.

Данную цепочку можно представить следующим образом:

  1. Поставщики – это образовательные учреждения;
  2. Сырье – это администрация, учебные планы, преподаватели, вспомогательный персонал, выпускники школ;
  3. Процессы – обучение, консультирование, тестирование;
  4. Продукт – выпускники;
  5. Клиент – общество, работодатели.

В любом процессе производства стоит задача по устранению затрат ресурсов, в образовательном процессе перед преподавателем стоит задача полностью удовлетворять потребности учащихся без потери времени при минимальных материальных затратах без потери времени.

Так, после внедрения одного из инструментов бережливого производства, а именно система 5С в МБОУ СОШ №7 были отмечены следующие результаты:

  • улучшилось качество образования обучающихся на 21%;
  • снижение несчастных случаев (например, в спортивном зале);
  • экономия средств;
  • увеличилась скорость работы сотрудников;
  • сократились затраты временных ресурсов;
  • улучшился моральный климат;
  • снизилась утомляемость;
  • отмечается положительная динамика в росте удовлетворённости сотрудников;
  • порядок на рабочем месте;
  • рабочее место стало более безопасным.

Следующий инструмент бережливого производства, который введен – «Визуальный менеджмент». Это неудивительно, ведь именно через органы зрения человек получает и усваивает больше всего информации. Так визуальное представление рабочего места как ученика, так и учителя позволяет сократить время на поиски того или иного инструмента. Помимо вышесказанного был введен и реализован проект по оптимизации проверки электронных журналов успеваемости обучающихся в МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода. Так, изначально проверка электронных журналов занимала 2400 минут, т. к. было необходимо проверить 50 электронных журналов, отметить замечания на бумажном варианте, без наличия электронного варианта шаблона проверки в программе Excel, что влекло за собой перенос с бумажного варианта в электронный.

Изначально была сделана карта текущего состояния процесса «Оптимизация процесса проверки электронных журналов успеваемости обучающихся в учебной организации», состоящая из восьми шагов (рис.).

Рис. Оптимизация процесса проверки электронных журналов успеваемости обучающихся в школе

Еще одним положительным элементом по увеличению производительности сотрудников, а именно молодых неопытных учителей, со стажем работы менее пяти лет и сокращению временных затрат, данное образовательное учреждение участвует в проекте «Система наставничества».

Участие в данном проекте помогает молодым учителям быстрее адаптироваться и влиться в рабочий процесс.

Таким образом, на примере МБОУ СОШ №7, мы проследили, что внедрение инструментов бережливого производства в образовательном учреждении оказало положительное влияние на процесс обучения, деятельность сотрудников и на результат обучающихся и выпускников. Далее предлагается проследить перспективы введения инструментов бережливого производства в образовательной организации МБОУ СОШ №7.

Список литературы

  1. Бережливое производство – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kpms.ru/General_info/Lean_Production.htm.
  2. Дворяцких, И.А. Тайм-менеджмент как средство успешной деятельности педагога / И.А. Дворяцких, Н.А. Герасимова // Экономико-управленческий конгресс: Сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ», Белгород, 10–11 ноября 2022 года / Отв. редактор: В.М. Захаров. – Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2022. – С. 567-571. – EDN LOOBRI.
  3. Дворяцких, И.А. Инструмент бережливого производства, используемый с целью повышения уровня экономической безопасности / И.А. Дворяцких, H.А. Герасимова // Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности : Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, Белгород, 28 апреля 2022 года / Под редакцией Е.А. Стрябковой, Н.А. Герасимовой, А.М. Кулик. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. – С. 204-207. – EDN IVMTGG.

Поделиться

871

Герасимова Н. А., Кулик А. М., Дворяцких И. А. Анализ реализации процесса внедрения инструментов бережливого производства в системе образования // Главные приоритеты развития социально-гуманитарной сферы в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 41-44. URL: https://apni.ru/article/8330-analiz-realizatsii-protsessa-vnedreniya-instr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#50 (232)

Прием материалов

7 декабря - 13 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

18 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря