Анализ норм российского уголовно-процессуального законодательства свидетельствует о том, что, с одной стороны, к несовершеннолетним применяются общие уголовно-процессуальные нормы, с другой стороны, существует дифференциация уголовно-процессуальной формы производства по делам несовершеннолетних. Эта дифференциация присутствует с самого первого этапа уголовного процесса доследственной проверки и прослеживается до его последнего этапа – рассмотрения уголовного дела в суде.
Например, на этапе проверки сообщения о преступлении в отношении несовершеннолетних следователь, дознаватель уже обязаны привлекать к делу законных представителей несовершеннолетних, а также педагогов и психологов для проведения следственных действий и других процессуальных мероприятий с участием несовершеннолетних. Эта особенность обусловлена недостаточной сформированностью психики несовершеннолетних и отсутствием у значительного числа сотрудников правоохранительных органов, расследующих преступления несовершеннолетних, специальной подготовки в области педагогики и психологии подростков. Обязанность привлекать этих участников уголовного процесса к участию в деле имеется у лиц, осуществляющих предварительное следствие, даже после вынесения решения о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.
Следует отметить, что специального комплекса следственных действий, необходимых для проведения по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не существует, поскольку все зависит от самого вида совершенного преступления, его обстоятельств, типичных следственных ситуаций, количества лиц, подозреваемых в совершении преступления, и т.д. Однако по таким уголовным делам законодатель несколько расширил перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию. Таким образом, наряду с обстоятельствами, указанными в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, указанные в ст. 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания и т.д.).
Кроме того, подростки часто выступают в качестве потерпевших или свидетелей по данной категории уголовных дел, а это значит, что на них также распространяются правила, касающиеся специфики проведения следственных действий с участием несовершеннолетних. Например, статья 191 Уголовно-процессуального кодекса определяет порядок вызова на допрос и проведения других следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля; определяется максимальное время проведения следственных действий с их участием в зависимости от возраста несовершеннолетнего; Установлено правило, что несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] и др.
При этом, в зависимости от тяжести преступления, совершенного подростком, уголовное дело в отношении несовершеннолетнего может быть прекращено по тем же основаниям, что и в отношении взрослого преступника: оно может быть направлено в суд с обвинительным заключением (актом, постановлением); следователь, дознаватель, суд могут прекратить его по основаниям, указанным в законе; также следователь, дознаватель может направить в суд ходатайство о его прекращении в связи с назначением несовершеннолетнему обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа; Кроме того, в случаях, установленных законом, следователь вправе принять решение о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера в отношении несовершеннолетнего обвиняемого.
Проблемы уголовного судопроизводства данной категории, на наш взгляд, заключаются в том, что законодатель не до конца проработал главу 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части: - выделения уголовных дел в отношении несовершеннолетних в отдельное производство. Таким образом, статья 422 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не содержит достаточно полного и обоснованного перечня обстоятельств, при которых сотрудник правоохранительных органов выделил бы уголовное дело в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство, если бы он был привлечен к уголовной ответственности совместно со взрослыми преступниками.
В то же время, согласно формулировке указанной нормы, должностные лица органов предварительного следствия также не обязаны принимать решения о невозможности выделения дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство. Такой вывод, например, был сделан Верховным Судом Российской Федерации в его кассационном постановлении № 73-О06-21 от 30.08.2006 [3].
В результате возникают ситуации, когда при схожих обстоятельствах в одних случаях такое выделение происходит, а в других – нет; привлечение педагога или психолога к следственным действиям с участием несовершеннолетних, поскольку правовой статус этих лиц разработан не в полной мере. Понятие психолога в уголовном судопроизводстве, как правило, отсутствует; действующее уголовно-процессуальное законодательство ничего не говорит о том, каким должен быть уровень образования и подготовки учителя и психолога для того, чтобы они могли участвовать в уголовном процессе; кого именно, учителя или психолога, лучше привлечь к делу. Существует иной подход к обязательному привлечению педагогов и психологов к следственным действиям в случаях участия несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), потерпевших и свидетелей: учитель или психолог обязательно должен привлекаться к допросам несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), в то время как в случаях несовершеннолетних потерпевших и свидетелей учитель или психолог должен быть привлечен к допросам несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Психолог также должен быть привлечен к очной ставке, опознанию и проверке показаний на месте (часть 1 статьи 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).; избрание меры пресечения в отношении несовершеннолетнего в виде заключения под стражу в связи с совершением преступлений средней тяжести. Таким образом, закон указывает на исключительность применения данной меры пресечения в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести, но не уточняет, что именно подразумевается под исключительными случаями.
Таким образом, часть 1 статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса указывает только на несовершеннолетнего обвиняемого, в то время как часть 6 статьи 427 Уголовно-процессуального кодекса указывает как на несовершеннолетнего подозреваемого, так и на несовершеннолетнего обвиняемого. В результате в научной литературе можно встретить такую позицию, что применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно исключительно по отношению к несовершеннолетнему обвиняемому [4, с. 169], в то время как есть авторы, которые считают, что законодатель допускает случаи прекращения уголовного преследования как в отношении обвиняемого, так и подозреваемого [4, с. 18].
Глава 50 Уголовно-процессуального кодекса регулирует уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних. Закон устанавливает необходимые требования, которые являются обязательными для лица, проводящего предварительное следствие по такому уголовному делу.
Органы дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел о правонарушениях несовершеннолетних должны соблюдать требования статьи 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации об установлении возраста несовершеннолетнего. Дата, месяц и год его рождения должны быть подтверждены свидетельством о рождении или паспортом, а при отсутствии копии формы № 1.
При проведении следственных действий по уголовным делам наряду с защитником (адвокатом) необходимо обязательное участие законных представителей несовершеннолетних, педагогов, психологов (статьи 48, 191, 424-426 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). В этом случае законный представитель должен быть допущен к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего.
В соответствии с частью 12 ст. В соответствии со статьей 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или потерпевший. При отсутствии родителей, назначенных опекунов или попечительниц, когда несовершеннолетний фактически проживает с родственниками, которые не являются законными представителями, законным представителем несовершеннолетнего назначается представитель органа опеки и попечительства.
Уровень психического развития и другие личностные характеристики несовершеннолетнего устанавливаются путем запроса информации о наличии подростка на учете у нарколога, психиатра. Об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего могут свидетельствовать данные о его низкой успеваемости, черепно-мозговых травмах и других заболеваниях, ненадлежащих условиях воспитания в семье, жестоком обращении с подростком. Причинами сомнения в способности несовершеннолетнего осознавать значимость своих поступков и руководить ими могут быть несоразмерность объективного поведения подростка целям его поступков, необычная мотивация его поведения.
При наличии информации о возможной умственной отсталости подростка несовершеннолетний подозреваемый должен быть допрошен с участием специалиста-психолога.
При расследовании уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего шестнадцатилетнего возраста или достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие психолога обязательно.
Показания несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации являются недопустимыми доказательствами.