Главная
АИ #5 (187)
Статьи журнала АИ #5 (187)
Механизмы государственного управления земельными ресурсами

Механизмы государственного управления земельными ресурсами

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

земельные ресурсы
государственное регулирование
механизмы государственного управления земельными ресурсами

Аннотация статьи

В современный период развития земельных отношений земельные ресурсы являются одним из важнейших природных ресурсов, обладающими важнейшим свойством, таким является плодородие, под которым понимается способность земли производить урожай; без которых сложно представить существование всего живого. В связи с чем возникает вопрос о государственном регулировании земельных отношений при помощи таких мер, которые направлены на охрану земли, обеспечение рационального и эффективного использования земли, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, воспроизводство и повышение плодородия почв, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических мер.

Текст статьи

Земельные ресурсы представляют собой поверхность земли, пригодную для проживания человека, а также проживание человечества, сложно представить без основных исчерпаемых ресурсов, потому как земельные ресурсы являются основным средством производства всех отраслей хозяйства [4]. Охарактеризовать земельные ресурсы могут такие факторы, как: во-первых, это рельеф, который представляет собой все неровности поверхности земной поверхности; он также играет главную роль в жизни человечества, поскольку в зависимости от рельефа мы выбираем где можно располагать населенные пункты, строить объекты недвижимости, инфраструктуру; во-вторых, это площадь; в-третьих, это климатические и другие условия, которые характеризуются такими факторами как влажность, температура, атмосферное давление, которые характеризуют климатические условия в определенной местности с особенностями ее географического расположения; в-четвертых, это качество почвы, под которым понимается соответствие состава почвы всем нормативным документам. И поэтому каждое государство должно стараться грамотно использовать и управлять земельными ресурсами. Все-таки, земля является основным объектом недвижимого имущества и не перемещающая в пространстве, что является важнейшей особенностью земельных ресурсов [2]. Хочется также добавить, что земля представляет собой незаменимые, невосполнимые, конечные и ограниченные в пространстве ресурсы [11].

Под государственным управлением земельными ресурсами понимается такая определенная система мер, которые направленны на охрану, эффективное и рациональное использование земли, повышение плодородного слоя почв, создание и сохранение благоприятной окружающей природной среды как для людей, так и для всего растительного и животного миров [6].

В этой связи, хочется сказать, что государство разработало ряд механизмов для рационального управления и контроля за земельными ресурсами, представляющие собой совокупность необходимых элементов, таких как методы, цели, средства и т.д., при помощи которых все воплощаются в жизнь:

Во-первых, это политический механизм, который представляет собой социально-экономические задачи государства по целевому назначению использования земель [7].

Во-вторых, это правовой механизм, представляющий нормативно-правовое регулирование использования и охраны земельных ресурсов с помощью конституционных норм, земельного и гражданского законодательства [3].

В-третьих, это организационный механизм, который предполагает образование такой системы, как государственных, так и муниципальных органов управления земельными ресурсами, которые выполняют возложенные на них полномочия и функции, также устанавливают разграничивают их компетенции, которые, в свою очередь, должны обладать такими важнейшими свойствами, как например: целостность, которая, в свою очередь, представляющая собой выносливость жизнедеятельности организационной системы при минимальной сложной структуры и минимально необходимых ресурсах; обособленность, под которой понимается относительная изолированность, автономность организационных систем или их подсистем, проявляющаяся в разделении полномочий, формировании границ экономической, организационной, политической и хозяйственной самостоятельности предприятий, регионов, отраслей; централизованность, под которой понимается управление из одного центра (руководитель, администрация, госорганы и т. д.); адаптивность представляет собой возможность учета изменений внутренних и внешних условий, обеспечивающего эффективность и стабильность функционирования системы; совместимость, под которой понимается согласованность подсистем и элементов системы, обеспечивающая их взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность; эмерджентность представляет из себя несоответствие целевых функций отдельных подсистем с целевой функцией всей системы. Так, целевая функция хозяйственного комплекса страны может не совпадать с целевой функцией отдельной отрасли, а целевая функция отдельного работника – с интересами организации; под мультипликативностью понимается возможность умножения положительных или отрицательных эффектов системы; неопределенность данных представляет собой отсутствие точных значений характеристик процесса управления; многокритериальность представляет собой возможность оценки деятельности организационной системы управления по нескольким показателям; под стохастичностью понимается отсутствие однозначных результатов реализации управленческих решений; наличие фактора времени представляет собой старение добываемой информации, связанное с сокращением процедуры обоснования и принятия управленческих решений [5].

В-четвертых, это административный механизм, под которым понимается использование властных полномочий для управления деятельностью в сфере использования и охраны земель и выбор соответствующих методов воздействия на земельные отношения [1].

В-пятых, это экономический механизм, предполагающий продуктивное использование земельных ресурсов, включающий в себя: первое, под земельным налогом понимается плата, которую уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения [9]; арендную плату, под которой понимается некая денежная сумма, которой оплачивается право пользования земельным участком, взятым во временное пользование; третье – рыночную цену земли – это цена, действующая на рынке в данный момент; четвертое – залоговую цену земли – это стоимость земельного участка в целях обеспечения кредита; пятое – компенсационные платежи при изъятии земельных участков – это форма возмещения собственнику потерь и упущенной выгоды, размер платежа должен определяться на основе рыночной цены земли, стоимости понесенных потерь и упущенной выгоды; шестое – компенсационные платежи при консервации земли – это форма возмещения собственнику земли или землепользователю потерь, вызванных консервацией соответствующих участков, размеры компенсационных выплат определяются стоимостью упущенной выгоды, включая ренту; седьмое – платежи за экологический ущерб – это плата за нанесенный ущерб окружающей среды [10].

В-шестых, это научный механизм, который представляет собой разработку научно-обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижения научно-технического прогресса [8], то есть данный механизм предполагает внедрение инноваций для улучшения управления земельных ресурсов.

В-седьмых, это общественный механизм, представляющий собой влияние общественности на использование и охрану земель.

В заключение хочется сказать, что земельные ресурсы – это основа, которая затрагивает все сферы деятельности как человека, так и человечества в целом, как была, так и остается важнейшим элементом как для развития, так и для дальнейшего его полноценного проживания. Важнейшим элементом земельных ресурсов является почва, которая формирует подземные воды, их баланс и качество, обеспечивают микро и макроэлементами растения и в дальнейшем животных и людей. Являясь неотъемлемым источником природных богатств, земля для людей неоспоримое благо, которое нуждается в охране, защите, разумном и грамотном использовании своих ресурсов.

Список литературы

  1. Багян Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
  2. Боголюбов С. А., Галиновска Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 208 с.
  3. Боголюбов С. А. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие / С. А. Боголюбов. – М.: Проспект, 2018. – 515 c.
  4. Боголюбова С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2018. 376 с.
  5. Варламов А. А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 2: Управление земельными ресурсами. – М.: КолосС, 2018. – 528 с.
  6. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
  7. Ерофеев Б. В. Земельное право России. – М.: Юрайт, 2017. – 488 с.
  8. Козловский В. Проблемы и пути рационального использования земельных ресурсов // АПК: экономика и управление. — 2019. №8. С. 25-29.
  9. Красов О. И. Земельное право. – М.: Норма, 2017. – 560 с.
  10. Кресникова И. Роль государства в управлении земельными ресурсами // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. №5. С. 21.
  11. Лысенко Е. Эффективность использования земель // Экономист. – 2019. №6. С. 87-92.

Поделиться

789

Двоеглазова Е. А., Куракова Ч. М. Механизмы государственного управления земельными ресурсами // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.I.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/8346-mekhanizmi-gosudarstvennogo-upravleniya-zemel

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября