Главная
АИ #5 (187)
Статьи журнала АИ #5 (187)
Цифровизация государственного управления

Цифровизация государственного управления

Автор(-ы):

Двоеглазова Екатерина Аркадьевна

Куракова Чулпан Маликовна

31 января 2024

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

цифровизация
цифровая платформа
централизация данных
автоматизация
электронный документооборот
кибербезопасность
кибератаки
киберугрозы

Аннотация статьи

Цифровизация государственного управления в настоящее время базируется на проекте «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». На основе данного проекта изменяется деятельность органов государственной власти посредством внедрения цифровых технологий. Данные технологии направлены на повышение эффективности и результативности государственного управления. Оптимизация и ускорение различных государственных процессов, повышение уровня открытости и доступности государственных услуг всем категориям граждан – основные цели процесса цифровизации. Предполагается, что повышение уровня цифровизации государства позволит обеспечить высокий уровень качества государственного управления, как в целом, так и в его отдельных полномочиях при реализации государственных функций. Тем не менее существуют проблемы при внедрении цифровых технологий, которые до сих пор остаются актуальными, так как требуют регламентации и принятия решений по их устранению.

Текст статьи

Цифровизация государственного управления – это процесс применения информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности и прозрачности государственной деятельности. В последние годы этот процесс приобретает все большее значение, поскольку многие страны признают необходимость использования современных технологий в государственном секторе.

Текущая ситуация в области цифровизации государственного управления в разных странах неодинакова. Некоторые страны уже достигли значительного прогресса в этой области, другие только начинают свой путь к цифровому правительству.

Наиболее успешные примеры цифровизации государственного управления можно найти в таких странах, как Эстония, Южная Корея и Великобритания. Эстония стала пионером в области электронного правительства, предоставляя своим гражданам целый ряд онлайн-услуг, включая электронное голосование, электронные медицинские карты и электронную подачу налогов. В Южной Корее создана цифровая инфраструктура, позволяющая гражданам получать доступ к государственным услугам с помощью мобильных телефонов. Великобритания также активно внедряет цифровые технологии в государственное управление, предоставляя онлайновые услуги для бизнеса и граждан [7].

Однако, несмотря на успехи некоторых стран, для полноценной реализации цифрового правительства необходимо решить еще много проблем. Одной из основных задач является создание надежных систем хранения и обработки данных для защиты личной информации граждан от утечки и неправомерного использования. Также важно обеспечить доступность онлайн-услуг для людей из всех слоев общества, включая инвалидов и жителей отдаленных районов.

Еще одна задача – изменение культуры работы государственных служащих. Цифровизация требует новых навыков и методов работы, что может вызвать сопротивление со стороны людей, привыкших к традиционным методам работы. Поэтому необходимо проводить обучение и информационные кампании для того, чтобы государственные служащие осознали преимущества цифрового правительства и были готовы к изменению методов работы [11].

Таким образом, можно сказать, что цифровизация государственного управления является важным шагом в развитии современного государства. Она позволяет повысить эффективность работы органов власти и предоставлять гражданам более качественные услуги. Однако для успешной реализации этого процесса необходимо решить такие задачи, как обеспечение безопасности данных и изменение культуры работы. Только в этом случае можно будет добиться полной цифровой трансформации государственного управления.

Цифровизация государственного управления стала неотъемлемой частью современного общества. Преимущества этих изменений очевидны: повышение эффективности управления, улучшение обслуживания граждан, снижение бюрократизма и повышение открытости информационной политики. В данном подразделе рассматриваются основные принципы и преимущества цифровизации государственного управления.

Одним из основных принципов цифровизации государственного управления является построение единого электронного правительства, то есть все административные органы должны быть связаны через Интернет и иметь доступ к единой базе данных. Такой подход позволяет оперативно передавать информацию между различными ведомствами, минимизируя время на выполнение процедур и повышая качество предоставляемых гражданам услуг.

Еще один важный принцип – централизация данных. Цифровая платформа должна обеспечивать хранение и обработку информации в едином формате. Это позволит избежать дублирования данных, упростить доступ к информации и снизить вероятность ошибок. Централизованная система также позволяет отслеживать изменения в законодательстве и быстро адаптироваться к новым требованиям [6].

Преимущества цифровизации государственного управления ощущаются и на уровне граждан. Онлайновые сервисы и порталы позволяют им получать доступ к информации и услугам без необходимости посещать государственные учреждения. Граждане могут платить налоги, получать справки или подавать заявления в режиме онлайн в любое время суток и из любой точки мира. Это экономит время и силы всех заинтересованных сторон.

Еще одним преимуществом цифровизации является повышение открытости и прозрачности работы правительства. С помощью цифровых систем легче отслеживать процессы принятия решений, проверять коррупционные схемы, контролировать расходование бюджетных средств. Это также способствует укреплению доверия граждан к государственным институтам и повышению эффективности всей системы.

Следует отметить, что цифровизация государственного управления имеет свои сложности и вызывает определенные опасения, однако при соблюдении и правильной реализации основных принципов можно значительно улучшить процессы внутри управления, повысить удобство граждан и обеспечить прозрачное функционирование государства в целом [13].

Таким образом, основными принципами цифровизации государственного управления являются создание единого электронного правительства, централизация данных и повышение открытости работы административных органов. Выгоды от этих изменений видны на всех уровнях – от повышения эффективности до улучшения качества обслуживания граждан. Однако необходимо помнить о трудностях, которые могут возникнуть при реализации этого процесса, и работать над их преодолением.

Одним из основных инструментов цифровизации государственного управления является электронное правительство (e-government) – концепция, основанная на использовании интернет-технологий для обеспечения доступа к информации о деятельности государства и предоставления гражданам, бизнесу и другим заинтересованным сторонам различных онлайн-сервисов. С помощью электронного правительства можно проводить онлайн-голосование, подавать заявления и документы в органы власти, получать информацию о процессах законотворчества и принятия решений [8].

Другим важным инструментом цифровизации является автоматизация бизнес-процессов (АБП). Она позволяет автоматизировать рутинные операции и задачи, сокращая время на их выполнение и снижая вероятность ошибок. BPA позволяет создавать электронные рабочие процессы, которые автоматически распределяют задания между исполнителями, контролируют их выполнение и предоставляют отчеты о проделанной работе.

Системы электронного документооборота также играют важную роль в оцифровке государственного управления: они позволяют перейти от бумажных документов к электронным форматам, что значительно упрощает обработку и передачу информации. Электронный документооборот обеспечивает сохранность документов, их доступность для различных пользователей и возможность быстрого поиска необходимой информации.

Кроме того, цифровизация государственного управления предполагает использование аналитических инструментов для обработки больших данных (big data). Анализ больших объемов информации позволяет выявлять тенденции и закономерности в работе государственных органов, прогнозировать потребности граждан и бизнеса, принимать обоснованные решения на основе реальных данных.

Кибербезопасность также является важным фактором цифровизации государственного управления. С развитием цифровых технологий возрастает и угроза кибератак и хакерских атак на государственные системы. Правительствам необходимо активно внедрять меры по защите информации, использовать новейшие технологические решения для обнаружения и предотвращения киберугроз, а также обучать сотрудников методам обеспечения кибербезопасности.

Таким образом, важную роль в повышении эффективности работы государственных учреждений играют средства и технологии цифровизации государственного управления, позволяющие автоматизировать процессы, улучшить доступ к информации и услугам, обеспечить безопасность данных. Внедрение этих инструментов требует выработки правильной стратегии развития цифрового правительства и обучения сотрудников использованию новых технологий.

В России активно ведется работа по переводу государственного управления в цифровой формат, и примеры таких проектов наглядно демонстрируют преимущества оцифровки. Одним из ярких примеров является Единая система государственных информационных ресурсов (ЕСГИР), которая была создана для обеспечения единого доступа к информационным ресурсам всех федеральных органов исполнительной власти.

Благодаря ЕСГИР сократилось время поиска и получения нужной информации. Граждане могут пользоваться различными услугами в электронном виде, не посещая государственные учреждения. Например, подать заявление на получение паспорта или водительского удостоверения можно через портал Госуслуг. Это позволяет гражданам сэкономить значительное количество времени и сил.

Другим положительным примером цифровизации государственного управления является использование облачных технологий для хранения данных. Такой подход позволяет снизить затраты на инфраструктуру и обеспечить более быстрый и надежный доступ к информации. Например, Министерство финансов Российской Федерации перенесло свои данные в облако и теперь может оперативно предоставлять информацию о бюджете страны.

Также следует отметить проект «Цифровая трансформация 2030», разрабатываемый Министерством цифрового развития РФ. Проект направлен на построение в России цифровой экономики и цифрового государства, предусматривает создание единой информационной системы для всех государственных органов и внедрение различных электронных сервисов для упрощения взаимодействия граждан и государства [1].

Ожидается, что проект «Цифровая трансформация 2030» позволит снизить бюрократическую нагрузку на граждан, повысить эффективность работы государственных органов и снизить уровень коррупции. Ускоренный доступ к информации позволит принимать взвешенные решения на основе актуальных данных.

Цифровизация государственного управления является одним из наиболее актуальных и важных направлений развития в современном мире. Она позволяет упростить и улучшить процессы взаимодействия государства и граждан, повысить эффективность работы органов власти, обеспечить более прозрачное и открытое управление.

Однако на пути к полной цифровизации государственного управления существует ряд вызовов и проблем. Одной из главных проблем является необходимость изменения менталитета и подхода государственных служащих к своей работе. Цифровые технологии требуют новых навыков и знаний, а также изменений в рабочих процессах. Не все государственные служащие готовы к этим изменениям и нуждаются в дополнительном обучении.

Еще одной проблемой является защита персональных данных граждан. Переход на цифровое хранение данных создает риск потери или несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Правительствам необходимо разработать строгие правила и стандарты безопасности и обеспечить надлежащую защиту данных граждан.

Другой проблемой является проблема цифрового неравенства: неравномерно распределенный доступ к Интернету и цифровым технологиям может лишить некоторые слои населения возможности электронного взаимодействия с органами власти. Обеспечение равного доступа всех групп населения к информационным технологиям является необходимым условием успешной реализации цифровизации.

Одной из перспектив развития цифровизации в государственном управлении является использование искусственного интеллекта (ИИ). ИИ может автоматизировать многие процессы, ускорить принятие решений и повысить точность работы органов власти. Например, ИИ может использоваться для анализа больших объемов данных или для автоматического выявления противоправных действий или коррупции.

Еще одна перспектива – использование технологии блокчейн для обеспечения прозрачности и доверия при взаимодействии органов власти. Блокчейн позволяет создавать децентрализованные базы данных, которые не могут быть подделаны или изменены без согласия всех участников сети. Это позволяет гражданам еще больше повысить уровень доверия к органам государственной власти.

Таким образом, цифровизация государственного управления является важным шагом в развитии общества. Несмотря на трудности и проблемы, связанные с этим процессом, перспективы огромны. Внедрение новых технологий и изменение рабочих процессов может привести к более эффективному и открытому управлению, что положительно скажется на жизни всех граждан.

Список литературы

  1. Афанасьева Ю.С. Деятельность некоммерческих организаций в условиях цифровой трансформации: проблемы и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2022. – Т. 13. – № 1(34). – С. 42-46.
  2. Альтаев Т. Цифровое правительство как инструмент повышения эффективности государственного управления [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 25: Управление и вычислительная техника. – 2019. – №1. – С. 57-62.
  3. Ахундов Р.А. Цифровое правительство: концепции, подходы, практика [Текст] // Проблемы теории и методологии управления. – 2018. – № 4 (32). – С. 9-22.
  4. Гаджиметов Б.Э. Внедрение цифровых технологий в процесс государственного управления регионом. Современная экономика: проблемы и решения. https://journals.vsu.ru/meps/article/view/7239
  5. Королева Е.Л. Цифровизация государственного управления в Смоленской области: проблемы и перспективы // Цифровая трансформация государственного и муниципального управления: сборник материалов Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 1 июля 2021 г.) / ред. кол.: Н.В. Морозова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 46-48.
  6. Кострова Ю.Б. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте. Том Выпуск 7. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. – С. 41-52.
  7. Кострова Ю.Б. Социально-экономические последствия развития цифровых технологий // Актуальные проблемы современной науки и производства: Материалы VI ВНПК. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2021. – С. 404-409.
  8. Кострова Ю.Б. Тенденции развития маркетинга и менеджмента в условиях цифровой экономики // Тенденции экономического развития в XXI веке: Материалы II МНПК. – Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 546-549.
  9. Кострова Ю.Б. Цифровая трансформация и императивы инновационной политики муниципальных образований // Общество, экономика, управление, право: вызовы современности и перспективы развития: Материалы VIII МНПК. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. – С. 45-49.
  10. Кузнецов М. Развитие цифрового государства: опыт России [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 25: Управление и вычислительная техника. – 2019. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-tsifrovogo-gosudarstva-opyt-rossii (дата обращения: 18.08.2023).
  11. Левин А.И., Шошина В.И. Тенденции развития государственного управления в условиях цифровизации экономики // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра, 2019, № 2, С. 5-10.
  12. ОСРВ 2.0: новая редакция открытых стандартов в цифровом правительстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eais.rkn.gov.ru/docs/OSRV2.pdf (дата обращения: 18.08.2023).
  13. Швайка О.И. Цифровизация права и экономики в России и за рубежом: эволюция и тенденции развития // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2022. – № 4 (43). – С. 17-29.

Поделиться

2722

Двоеглазова Е. А., Куракова Ч. М. Цифровизация государственного управления // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.I.С. 70-74. URL: https://apni.ru/article/8347-tsifrovizatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля