Главная
АИ #5 (187)
Статьи журнала АИ #5 (187)
Развитие учебной мотивации школьников на внеурочных занятиях

Развитие учебной мотивации школьников на внеурочных занятиях

Автор(-ы):

Таланова Алина Александровна

31 января 2024

Научный руководитель

Соловьева Наталья Викторовна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

мотивация
обучение
интерес
психологические особенности

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль внеурочной деятельности в качестве средства активации учебной мотивации.

Текст статьи

В современном образовании проблема недостаточной учебной мотивации учащихся является одной из актуальных и наиболее значимых. Недостаток интереса к учебному процессу может существенно снизить качество образования, влиять на психологическое состояние обучающихся и их практические успехи. В контексте поиска эффективных путей решения этой проблемы важной становится роль внеурочной деятельности в качестве средства стимулирования учебной мотивации.

Целью данной научной статьи является анализ и обобщение актуальных теоретических и практических аспектов использования внеурочной деятельности в контексте повышения учебной мотивации учащихся. Для достижения данной цели необходимо проанализировать существующие методики работы по использованию внеурочной деятельности для стимулирования учебной мотивации, изучить эмпирические данные, подтверждающие эффективность подобных подходов, и предложить практические рекомендации по внедрению подобных программ в образовательный процесс [6].

Научная статья имеет важное практическое значение, поскольку успешное применение внеурочной деятельности как средства повышения учебной мотивации может способствовать развитию образовательной среды, улучшению обучающихся и повышению результативности образовательного процесса в целом.

Существует множество методов работы по повышению учебной мотивации через организацию внеурочной деятельности. Ниже описаны некоторые из них:

  1. Интеграция интересных образовательных программ: организация внеурочной деятельности нацелена на создание условий для учащихся, при которых они могли бы погрузиться в увлекательные образовательные программы, не связанные непосредственно с учебными обязанностями. Это могут быть кружки, клубы по интересам, школьные проекты, конкурсы, интеллектуальные игры и другие формы, способствующие раскрытию потенциала и развитию разносторонних интересов учащихся.
  2. Кураторство и поддержка: организация внеурочной деятельности может включать в себя систему кураторства и поддержки, направленную на индивидуальное взаимодействие с учащимися. Это означает создание механизмов для выявления и поддержки индивидуальных интересов, способностей и потребностей учащихся, а также помощь в нахождении подходящих для них форм внешкольной деятельности.
  3. Мотивационные мероприятия: организация тематических мероприятий, встреч, семинаров, экскурсий, гостевых лекций, обсуждений, диспутов, проведение проектных недель, дней открытых дверей и других форм организации мероприятий, направленных на повышение интереса к учебной деятельности и развитие учебной мотивации [5].
  4. Поддержка и поощрение успехов: важным моментом является поддержка и поощрение учащихся, активно участвующих во внеклассной деятельности. Возможности для демонстрации своих навыков и достижений, выставки, конкурсы, награждение премиями, дипломами и благодарственными письмами могут оказать положительное влияние на учебную мотивацию.

Эти методы работы по повышению учебной мотивации через организацию внеурочной деятельности могут эффективно дополнять формальную учебную программу, способствуя усилению интереса учащихся к образованию и повышению их мотивации к учебе.

Изучение практик успешной реализации внеурочной деятельности с целью повышения учебной мотивации предполагает анализ опыта других образовательных учреждений, организаций, а также изучение научных исследований, посвященных данной тематике. Вот несколько ключевых аспектов, которые следует учесть при проведении подобного анализа:

  1. Изучение программ внеурочной деятельности: анализ программ, реализуемых другими школами, колледжами или университетами, позволяет выявить успешные методики, формы и направления внеурочной деятельности, которые были применены для стимулирования учебной мотивации.
  2. Эмпирические исследования: изучение результатов научных исследований, касающихся влияния внеурочной деятельности на учебную мотивацию, позволяет прийти к обоснованным выводам относительно эффективности различных подходов.
  3. Обзор лучших практик: оценка передового опыта внедрения программ внеурочной деятельности, включая анализ структуры, содержания, методов организации и результатов, помогает сформировать представление о наиболее успешных и перспективных подходах к решению проблемы учебной мотивации [4, с. 312].
  4. Оценка эффективности: важной частью изучения практик успешной реализации внеурочной деятельности является анализ инструментов и методов оценки результативности таких программ. Это включает как качественные, так и количественные показатели, такие как изменения в уровнях мотивации, академической успеваемости, участием во внеурочных мероприятиях и др.

Проведение анализа практик успешной реализации внеурочной деятельности поможет выявить наиболее эффективные и адаптивные методики, которые могут быть внедрены для повышения учебной мотивации в конкретном образовательном учреждении.

Метод «дидактическая игра» специально разработан для моделирования реалистичных ситуаций, из которых учащимся ищут выход [1]. Основная цель этого метода – стимулирование когнитивных процессов. Рассмотрим несколько способов, как метод дидактической игры может быть использован для этой цели:

  1. Интеграция знаний через игру: при помощи дидактических игр можно объединить и углубить знания учащихся, используя игровой контекст для повышения интереса к учебным предметам. Например, при изучении истории, игра-квест на основе исторических событий может быть полезным инструментом для погружения учащихся в учебный материал.
  2. Содействие в запоминании: дидактические игры могут помочь учащимся запоминать и усваивать информацию за счет активного участия и эмоциональной вовлеченности. Например, игровые карточки с вопросами и ответами, игра «Что? Где? Когда?» или «Мозговой штурм» могут стать отличным инструментом для повторения материала.
  3. Развитие навыков и умений: дидактические игры способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков, коллективной работы и проблемного мышления, что также способствует повышению мотивации учащихся.
  4. Повышение мотивации через конкуренцию [2]: игровые элементы, такие как соревнования, лидерские таблицы и бонусы, могут стать стимулом для учащихся, поощряя их активное участие в учебном процессе.

Таким образом, метод дидактической игры может быть эффективным средством повышения учебной мотивации во внеурочных занятиях, поскольку он способствует активному участию учащихся, стимулирует их интерес и помогает им лучше усваивать учебный материал. Чтобы на занятии внеурочной деятельности ученик был участником эффективного учебного процесса, имел личную заинтересованность, понимал, что и зачем он будет делать, учителю нужно использовать различные формы, методы и приемы повышения мотивации на разных этапах занятий в рамках внеурочной деятельности [3]. Их чередование повышает желание детей учиться и открывать новые знания. Без возникновения этих учебных мотивов, без положительной учебной мотивации знания не могут принести положительного результата.

Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманноий педагогики. Книга 3. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита, 2012.
  2. Арапова, П.И. Кризисные периоды личностного развития школьника: монография / П.И. Арапова. – М.: МГПУ, 2015. – 116 с.
  3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол. соц. ин-т. – 3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 349 с.
  4. Гамезо, М.В. Словарь-справочник по педагогической психологии / М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. – М.: Наука, 2001. – С. 312.
  5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб, 2003.– 512 с.
  6. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

Поделиться

731

Таланова А. А. Развитие учебной мотивации школьников на внеурочных занятиях // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.III.С. 36-38. URL: https://apni.ru/article/8350-razvitie-uchebnoj-motivatsii-shkolnikov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля