Фольклор представляет собой учебный материал, который давно применяется в начальном образовании России, и применяется в обучении на уроках литературного чтения. На уроках литературного чтения при работе с фольклором осуществляется духовно-нравственное воспитание и развитие, подразумевающие формированию представлений о мире, этике, культуре и нравственности. В основе воспитания личности гражданина России лежит острая необходимость в обращении к фольклору вместе с преподавателями, и с вовлечением родителей.
В современных условиях необходимо обращать особое внимание на духовно-нравственное развитие и становление морально устойчивой личности, а это подвластно именно педагогу путем преподавания теории и практических занятий по изучению текстов детского фольклора и народных сказок.
Слово «фольклор» от английского слова folk-lore переводится как «народное знание» или «народная мудрость» появилось в середине XX в. Впервые этот термин ввел археолог Вильям Томпсон в 1846 году. В буквальном переводе термин «фольклор» означает «народная мудрость» или «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры. После в 1880-1890 годах этот термин вошел в употребление как в России, так во многих других странах. Фольклор означал не только все виды народного творчества такие как поэзия, музыка, танцы, резьба, но и верования и обычаи [1]. Вначале термин «фольклор» означал и предмет исследования, и соответствующую науку, а позже, применительно к науке, стал употребляться термин фольклорист, означающий собирательство, публикацию и изучение произведений народного творчества [2].
Отечественные и зарубежные фольклористы объединяют произведения нематериального народного творчества, доставшиеся от отцов и дедов путем устного пересказа. По нашему мнению, фольклор представляет собой одну из форм искусства, которая включает различные предания, пословицы, повествования, заклинания, песни, которые выражаются в устной речи.
Существует и другая точка зрения, согласно которой фольклор объединяет всю область материального творчества, в которой относятся балладные песни, музыкальные стихи, танцы, игры, драмы, обычаи, фестивали, география, язык, искусство, ремесло, архитектура, пища, питье, верования, пословицы и загадки.
Разработанная тематика, представленная в программах начального общего образования, помогает учителям начальных классов делать акцент на приобщение к историко-культурному наследию России для формирования общечеловеческих ценностей для этического и морального развития. Существующие программы предусматривают обязательное ознакомление младших школьников на уроках литературного чтения.
Наша система образования нацелена на воспитание подрастающего поколения в духе гуманного отношения к различным представителям других культур, а также постараться найти эффективные способы устранения психологических барьеров в рамках межкультурного взаимодействия.
В результате исследования научных публикаций и трудов отечественной, так и зарубежной литературы по нашей теме исследования таких как Джуринской А. Н., Лельчицкой И. Д., Макаева В. В., Матис В. И., Супруновой Л. Л. позволил сделать вывод, о том, что поликультурному образованию отводится особая роль, то есть оно призвано помочь решить проблемы политического и интеркультурного взаимодействия.
В своей жизни, люди постоянно взаимодействуют с представителями других культур, выступая при этом в качестве участника любого вида межнациональных контактов. Имеющие место отличительные особенности в нормах общественного и семейного быта, культуре затрудняют общение. С помощью усвоения знаний о своей родной и общенациональной культуре, обеспечивающей формирование толерантного отношения к культурным различиям, происходит поликультурное образование, представленное междисциплинарным процессом приобщения к мировой культуре [4, с. 128-148].
Для формирования благоприятной поликультурной среды на уровне государства реализуются законодательные инициативы, государственные программы на российском и региональном уровнях.
В качестве основного канала для продвижения и укрепления ценностей многообразия и равноправия различных религий и национальностей является образование. Все большее значение приобретает реализация принципов поликультурного образования в течение всей жизни, развитие поликультурной компетентности как личностного качества обучающегося и значимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога.
Поликультурное воспитание предполагает формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование граждан России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных процессах цивилизации.
В основу федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен современный национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания. В качестве основных принципов воспитательной системы, определяющей эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить: национально-культурную основу воспитания; гуманистическую открытость воспитания; личностную ориентированность воспитания; воспитание гражданской ответственности; воспитание целенаправленной созидательной активности; базовый принцип организованного саморазвития [2].
Изучение фольклора на уроках литературного чтения способствует решению трудностей, которые возникают при выражении своих мыслей, а следовательно, их речь становится более полной при общении в обществе. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление образных выражений, пословиц, поговорок, частушек способствует формированию поликультурной компетенции в мультиэтнической среде.
Начиная с самого детства, мы знакомимся с искусством народа, слушая песни, сказки, потешки, пословицы, поговорки и загадки. Еще с глубокой древности устное народное творчество было «неписанной» историей народа. Специфической особенностью было то, что по содержанию песенной, считалок и потешек можно было многое узнать об обычаях, быте, культуре народа. Интересно, как в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова фольклор понимается, как устное творчество и совокупностью обрядовых действий [4, с. 128-148]. Фольклорный жанр и возможности его применения на уроках литературного чтения значительны, и занимают важное место в исследуемой проблеме выпускной квалификационной работы.
С помощью фольклора, который представляет собой совокупность устного словесного и музыкального творчества, можно донести важные формы и традиции для вовлечения детей в процесс взаимодействия с окружающей его социальной мультиэтнической средой. Все фольклорные произведения условно можно сгруппировать по сходству структурных особенностей, идейно-художественным принципам, по функциям и так далее. В принципе существуют три сложившиеся формы литературного творчества: эпос, лирика и драма, которые принято называть родами.
Необходимо понимать, что видами народных ремесел может выражаться русская национальная культура, быт и эстетика русского народа. Так, при изучении жанров детского фольклора необходимо помнить про исследования стилей игрушек, он бывает филимоновский, дымковский, и даже существуют соломенные игрушки. Основная цель такого изучения – это эстетическое воспитание школьников и создание культурной среды на уроках литературного чтения.
Уроки литературного чтения обучают школьников нравственности, прививают культурные ценности народа и формируют их гражданскую позицию.