Главная
АИ #5 (187)
Статьи журнала АИ #5 (187)
Рекомендации по повышению уровня учебной мотивации школьников

Рекомендации по повышению уровня учебной мотивации школьников

Рецензент

Шарапов Михаил Михайлович

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мотивация
обучение
интерес
психологические особенности

Аннотация статьи

В статье рассматриваются рекомендации для учителей и родителей по формированию и развитию учебной мотивации.

Текст статьи

«Почему мой ребенок не проявляет интерес к учебе?» Этот вопрос беспокоит многих родителей, когда они сталкиваются с тем, что их дети не проявляют должного интереса к обучению, как дома, так и в школе. Мы постоянно слышим от своих детей фразы вроде: «мне не нравится математика», «я не хочу делать уроки», или «я не люблю учиться в школе». Как же больно это слышать для родителей, которые так стараются заинтересовать своих детей учебой, вкладывая в это усилия и время, но так и не могут добиться позитивного отношения своих детей к получению знаний.

Учебная мотивация играет ключевую роль в обучении детей школьного возраста. Она определяет степень заинтересованности и стремления к знаниям, что имеет непосредственное влияние на успех учебного процесса. Повышение уровня учебной мотивации у детей является важной задачей для педагогов, родителей и общества в целом. В данной научной статье представляются рекомендации по увеличению уровня учебной мотивации детей школьного возраста на основе современных исследований в данной области.

Рассмотрим подробнее рекомендации, которыми могут пользоваться и учителя, и родители для роста мотивации школьников:

  1. Создание поддерживающей и вдохновляющей образовательной среды. Психологическая безопасность и ощущение поддержки со стороны учителей и родителей играют важную роль в формировании учебной мотивации у детей. Таким образом, следует создавать такие условия, которые способствуют доверию, уважению и поддержке, а также стимулируют чувство важности учебы для каждого ученика.
  2. Использование современных педагогических методик. Интерактивные и адаптивные методы обучения, основанные на интересах и потребностях учеников, способствуют повышению их мотивации. Важно учитывать индивидуальные особенности учеников при формировании учебного процесса и выборе методов обучения [3].
  3. Поддержка саморегуляции и самомотивации. Стимулирование у учащихся умения управлять своими действиями и поведением, а также активное развитие их внутренней мотивации, способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Это включает развитие целеустремленности, самодисциплины, уверенности в своих силах.
  4. Использование положительного подкрепления. Положительное подкрепление в виде похвалы, благодарности, наград за учебные достижения способствует усилению мотивации учеников. Важно создавать атмосферу признания успехов и поддержки при неудачах, что способствует установлению позитивного стимула для выполнения учебных задач [4].
  5. Интеграция интересных и актуальных тем. Включение в учебный процесс интересных и связанных с реальной жизнью тем способствует увлечению учеников и повышению их учебной мотивации.

Для повышения уровня учебной мотивации необходимо погружать и создавать ситуации успеха для учеников. Рассмотрим алгоритм создания таких ситуаций.

Создание ситуации успеха – это педагогический подход, направленный на формирование у учащихся позитивного отношения к учебе, повышение их мотивации и уверенности в собственных способностях [3]. Давайте рассмотрим подробный алгоритм создания такой ситуации:

  1. Установление ясных и реалистичных целей: важно определить четкие, конкретные и достижимые для каждого ученика цели. Цели должны быть понятными и стимулирующими для детей.
  2. Индивидуальный подход: учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Это подразумевает адаптацию заданий, подбор материалов, обеспечение дополнительной поддержки в случае необходимости.
  3. Создание поддерживающей образовательной среды: обеспечьте атмосферу, в которой дети чувствуют себя уверенно и безопасно. Важно поддерживать положительные отношения между учениками, обеспечивать уважение и поддержку со стороны учителей [5].
  4. Успех как последовательность мелких шагов: помогайте учащимся видеть успех в каждом шаге. Дробите сложные задания на более простые, что помогает детям постепенно достигать поставленных целей.
  5. Положительное подкрепление: поощряйте и усиливайте положительные результаты и усилия учащихся, используя положительное подкрепление в виде похвалы, поощрения, бонусов, сертификатов и т.д.
  6. Стимулирование саморегуляции и самомотивации: помогайте ученикам развивать навыки самостоятельной работы, самомотивации, а также умения управлять своими действиями и поведением.
  7. Обратная связь: постоянно обеспечивайте обратную связь, помогая детям разбираться в своих успехах и ошибках, поддерживая мотивацию к достижению лучших результатов.
  8. Использование позитивных примеров: включайте в образовательный процесс позитивные примеры, успехи других учеников, возможно, даже побуждая их делиться своими успехами.
  9. Учет интересов и потребностей: разнообразие и интересные для учеников задания, материалы, активности способствуют формированию ситуации успеха.
  10. Создание устойчивого позитивного опыта: помогайте детям создавать устойчивый позитивный опыт, связанный с учебой, что способствует укреплению мотивации и уверенности в себе [1].

Для роста мотивации необходимо использовать методы и приемы развития логического мышления, активности и самостоятельности (рис. 1).

Рис. 1. Методы и приемы развития логического мышления, активности и самостоятельности

Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются, если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля [2, с. 21-30]. Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка. Рассмотрим рекомендации родителям для создания мотивации своего ребенка (рис. 2).

 

Рис. 2. Влияние родителей на мотивацию

Повышение уровня учебной мотивации детей школьного возраста является сложной, но важной задачей. Реализация предложенных рекомендаций в образовательной практике может способствовать формированию устойчивой и высокой учебной мотивации у детей, что в свою очередь положительно отразится на их образовательных достижениях и личностном развитии.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
  2. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1986. №3. С. 21-30.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. М., 1986.
  4. Кон И.С. Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Божович Е.Д. М., 1998.

Поделиться

1495

Таланова А. А. Рекомендации по повышению уровня учебной мотивации школьников // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.III.С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/8359-rekomendatsii-po-povisheniyu-urovnya-uchebnoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января