Главная
АИ #10 (13)
Статьи журнала АИ #10 (13)
Основные проблемы квалификации преступного сообщества

Основные проблемы квалификации преступного сообщества

Автор(-ы):

Горенцев Андрей Витальевич

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

организованная преступность
соучастие
преступный сговор
преступная организация
преступное сообщество

Аннотация статьи

В статье анализируются теоретические подходы к толкованию термина «преступное сообщество», посредством использования которых формулируется диспозиция статьи 210 УК РФ. На основе анализа излагается авторская позиция по исследуемому вопросу. При определении рассматриваемой в рамках публикации проблемы делается акцент на причинах и условиях, способствующих нарастанию криминальных угроз со стороны организованных преступных формирований, устанавливается значение качественного содержания нормативного инструментария, посредством которого осуществляется противодействие преступлениям, характеризующимся наличием сложных форм соучастия. На основе критического анализа действующего законодательства автором приводятся аргументы, свидетельствующие о необходимости оптимизации нормы уголовного закона, устанавливающей основание уголовной ответственности за организацию или участие в деятельности преступного сообщества.

Текст статьи

Общая статистика фиксирует улучшение общей криминальной и криминогенной обстановки – количество регистрируемых преступлений стабильно уменьшается. В то же время не так однозначна динамика деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ (преступных организаций), то есть организованных преступных формирований.

Активность преступных формирований в период с 2009 года по 2011 год снизилась в 1,8 раза – с 31 643 преступлений до 17 691, а затем организованная преступная деятельность пять лет уменьшалась незначительно – до 12 581 преступления в 2016 году. Затем показатель уверенно стремился вверх, увеличившись в 2018 г. на 3 тысячи выявленных преступлений – до 15 628. Последовательно увеличивалось количество членов преступных сообществ (преступных организаций): в период с 2012 года по 2018 год их стало больше в два раза, соответственно – 482 и 1070.

За последние три года на фоне снижения преступности, когда количество зарегистрированных преступлений во всем мире уменьшается, в том числе и в России, наблюдался рост абсолютных показателей организованной преступности. Также увеличилось число преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами (+17,9%) и количество лиц, совершивших преступления в составе организованных групп и преступных сообществ (+4,7%).

В прошлом году по данным Главного информационного центра МВД России было возбуждено 37 уголовных дел по ст. 210 УК РФ, из которых 9 направлено в суд, 5 возвращены на дополнительное расследование, 3 прекращены за отсутствием состава преступления (2 судом и 1 прокурором) и одно дело рассмотрено Новосибирским областным судом. По этому делу члены преступного сообщества были осуждены к различным срокам лишения свободы. Судебной коллегией Верховного Суда РФ приговор отменен и дело направлено на дополнительное расследование в связи с серьезными нарушениями законодательства, допущенными как следствием, так и судом.

Данные статистические показатели свидетельствуют о том, что в суде не подтверждается квалификация действий обвиняемых по ст. 210 УК РФ, и в настоящее время данная проблема является актуальной и требует определенных изменений в практике расследования данного вида преступлений.

Предпринимаемые правоохранительными органами меры по обеспечению неотвратимости ответственности руководителей и участников организованных преступных формирований в виду отсутствия эффективных методик уголовно-правового и криминологического предупреждения данного вида преступлений на текущий момент решаются на недостаточно высоком профессиональном уровне и не обеспечивают должного выполнения служебных задач.

По-прежнему остается дискуссионным или малоизученным широкий круг вопросов, касающийся содержания признаков состава преступления, правил квалификации, связанных с совершением преступлений, не разработан в необходимой мере понятийный аппарат, включая определение понятия преступного сообщества, остаются спорными ряд его признаков.

Не в полной мере решены вопросы оптимизации правоохранительной деятельности в части применения эффективных и действенных криминологических мер по предупреждению организованной преступности, в частности, по ликвидации источников финансирования, как одного из способов противодействия организации преступного сообщества.

Недостаточно раскрытыми и не решенными остаются вопросы особенностей причинного комплекса организации преступного сообщества, выражающиеся в различных формах содействия деятельности преступного сообщества, в частности, его финансирование. С учетом указанных обстоятельств, способствующих развитию организованной преступной деятельности, можно говорить о необходимости переосмысления понятия и признаков преступной организации, целей ее создания, закономерностей формирования структурных связей внутри ее функционирования, и, в итоге, о необходимости выработки нового наиболее эффективного подхода к разработке и применению мер уголовно-правового и специально-криминологического характера в противодействии организации преступного сообщества.

Анализ судебной практики показывает, что квалификация действий виновных лиц, совершивших преступление в составе преступного сообщества, возможна как за совершение одного (продолжаемого), так и нескольких преступлений различной степени тяжести.

Учитывая вышеизложенное, для использования в практической деятельности представляется возможным предложить наиболее актуальную формулировку понятия преступного сообщества, под которым предлагается понимать объединение под единым руководством преступных групп, совершающих одно (продолжаемое) или несколько тяжких или особо тяжких преступлений, а также иные категории преступлений, предусмотренные статьей 15 УК РФ, с целью получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Полагаю, закрепление на законодательном уровне уголовной ответственности за совершение лицом в составе преступного сообщества (организации) как тяжкого, особо тяжкого преступления, так и преступления иной степени тяжести позитивно отразится на эффективности работы правоохранительных органов и будет способствовать достижению принципа неотвратимости наказания.

Сравнительный анализ понятия «преступное сообщество» со смежными уголовно-правовыми понятиями показал, что в диспозиции статьи 205.4 УК РФ термин террористическое сообщество раскрывается через понятие «устойчивая группа лиц», то есть организованная группа, а в диспозиции статьи 282.1 УК РФ «экстремистское сообщество» прямо называется организованной группой. В том и другом случае законодатель отождествляет различные виды преступных организаций, которые имеют структурные и целевые отличия.

Таким образом, необходимо привести нормы Особенной части УК РФ в соответствие с системными понятиями, содержащимися в Общей части, для чего необходимо:

  • устранить имеющиеся неточности в формулировке понятия преступного сообщества, избавившись от термина «преступная организация»;
  • исключить из определения террористического сообщества (статья 205.4 УК РФ) указание на то, что оно представляет собой устойчивую группу;
  • исключить из определения экстремистского сообщества (статьи 282.1 УК РФ) указание на то, что оно представляет собой организованную группу.

Анализ объективных признаков состава организации преступного сообщества или участия в нем позволил сделать вывод о том, что признак координации преступных действий сформулирован некорректно, что дает возможность квалифицировать по части 1 статьи 210 УК РФ действия, которые направлены не только на координацию преступной деятельности отдельных криминальных структур, но и действия лица, являющегося организатором любого преступления. В связи с чем, целесообразно изменить содержание статьи 210 УК РФ и детализировать признак «координации преступной деятельности», указав на такой дополнительный критерий, как «отдельных организованных преступных групп».

Необходимо в части 1 статьи 210 УК РФ признак «создание устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами» изложить перед признаком «координация преступной деятельности».

Не решен вопрос об интеллектуальной части умысла руководителя или участника преступного сообщества. Суды придерживаются позиции, согласно которой умыслом руководителей преступного сообщества охватывается совершение всех преступлений участников данной преступной группы.

В связи с чем в часть 5 статьи 35 УК РФ целесообразно слова «если они охватывались его умыслом» заменить на «если они были совершены в интересах сообщества и соответствовали его целям».

Необходимо закрепить в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» следующие критерии для решения вопроса о субъекте преступления, указанного в части 4 статьи 210 УК РФ:

  • установление занимаемого лицом положения в преступной иерархии;
  • статус лица может выражаться в наличии в его распоряжении денег, ценностей и иного имущества, добытых преступным путем;
  • наличие у лица международных криминальных связей.

По мнению автора для установления статуса такого лица суд может использовать один или несколько из указанных критериев, перечень которых не является исчерпывающим.

Различные вопросы совокупности преступлений возникают и при совершении иных преступлений, причем не связанных с реализацией преступных намерений сообщества. Имеются в виду случаи квалификации содеянного по совокупности статьи 210 УК РФ и статьи 209 УК РФ, когда структурное подразделение преступного сообщества являлось бандой и выполняло общие преступные планы. Таким образом, фактически может получиться, что, еще не совершив конкретных задуманных посягательств, участники понесут уголовную ответственность за два преступления с усеченным составом.

Также статья 209 УК РФ может применяться по совокупности со статьей 210 УК РФ в том случае, когда уже образованная и функционирующая банда войдет в состав преступного сообщества. В таком случае все преступные деяния, совершенные бандой, в том числе ее образование, участие в ней, должны быть оценены самостоятельно с учетом хронологии преступной деятельности. В связи с изложенным в пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» необходимо внести данные изменения.

Таким образом, полагаю провести работу по совершенствованию норм, касающихся преступных сообществ. Выверенная и всесторонняя разработка уголовно-правовых норм позволит эффективно бороться с проявлениями организованной групповой преступности. Восполнение пробела в законодательстве поможет укрепить законность и повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и органов правосудия.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 8. - 2010.
  3. Приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия № 1-741/2016 от 29 сентября 2016 г. по делу № 1-741/2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/J918nHOS55ZV.
  4. Постановление Президиума Верховного суда Республики Карелия № 44У-15/2019 44-У-15/2019 4У-140/2019 от 10 апреля 2019 г. по делу № 44У-15/2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/ougxaTSK04Y8.
  5. Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Карелия № 22-1084/2019 от 8 июля 2019 г. по делу № 22-1084/2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/UkwVDfKhH2J0.
  6. Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Карелия № 22К-1467/2019 от 13 сентября 2019 г. по делу № 22К-1467/2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/dFza5O7M6xLO.
  7. Федеральная служба государственной статистики РФ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://www.gks.ru/

Поделиться

4595

Горенцев А. В. Основные проблемы квалификации преступного сообщества // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.II.С. 28-31. URL: https://apni.ru/article/836-osnovnie-problemi-kvalifikatsii-prestupnogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля