Социально-политическое развитие современной России на предстоящем, модернизируемом этапе поставило на повестку ряд серьезных вопросов [7, с. 221-229]. В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования государственных и муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих [5, с. 248-250].
Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки, т. к. профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. Профессиональная подготовка позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы обеспечения высокого качества обучения, что в целом влияет на способность решать муниципальными служащими стоящие перед ними задачи. В данном контексте следует отметить, что формирование доверия к органам местного самоуправления требует укрепления уверенности граждан в способности местной власти эффективно решать насущные проблемы муниципальных образований, что актуализирует проблему профессиональной подготовки муниципальных служащих [6].
Профессиональная переподготовка имеет серьезное значение для эффективности деятельности муниципальных служащих по нескольким причинам:
Обновление знаний и навыков: Профессиональная переподготовка позволяет служащим получить новые знания и навыки, которые позволяют им лучше справляться со сложностями и вызовами, с которыми они сталкиваются в своей работе. Обновленные знания позволяют им быть в курсе последних изменений в законодательстве и лучших методах, что способствует улучшению качества предоставляемых услуг.
Профессиональный рост: Повышение квалификации и приобретение новых навыков позволяют служащим развиваться профессионально и продвигаться по карьерной лестнице. Профессиональная переподготовка может обеспечить служащим новые возможности для карьерного роста и повышения заработной платы.
Улучшение эффективности: Переподготовка помогает служащим стать более эффективными и результативными в своей работе. Обновленные навыки и знания позволяют им более эффективно решать задачи, лучше справляться с конфликтами и проблемами, улучшить коммуникацию с коллегами и жителями города. В результате работа служащих становится более эффективной и предоставляемые услуги - более качественными.
Соответствие современным требованиям: В современном мире требования и ожидания от муниципальных служащих меняются. Быстрое развитие технологий, изменения в законодательстве и общественные потребности требуют от служащих быть в курсе последних тенденций и уметь применять актуальные методы работы. Профессиональная переподготовка помогает служащим оставаться актуальными и соответствовать требованиям современной деятельности.
Администрация Предгорного муниципального округа – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделяется Уставом Предгорного муниципального округа полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края.
В составе сотрудников Администрации ПМО преобладают граждане с высшим образованием. Таковых в 2020 году насчитывалось 73,2%, а в 2021 году – 65,3%. Однако снижение численности сотрудников с высшим образованием не свидетельствует о снижении общего уровня профессиональной подготовки служащих, так доля кандидатов и докторов наук увеличилась с 3,6% до 4,3%.
То есть сотрудники администрации округа повышают свой образовательный и профессиональный уровень. Среднее специальное образование имеют, как правило, сотрудники технических служб (уборщицы, водители), которые не относятся ни к категории муниципальных служащих, ни к категории специалистов. Таких сотрудников в 2020 году был 1, а в 2021 году – 0.
На примере Администрации муниципального округа Предгорного округа была изучена система организации обучения муниципальных служащих. В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
- Содержание программ повышения квалификации не обеспечивает достаточную подготовку служащих для выполнения их должностных обязанностей.
- Отсутствуют действенные стимулы к дополнительному обучению и должностному росту служащих.
- Не прохождение аттестации частью служащих Администрации связано с недостатками системы обучения кадров.
Для проверки гипотез использованы методы: анализ документов, интервью с начальником организационного отдела, структурированное интервью служащих.
Исходя из нашего исследования, первая гипотеза о том, что содержание программ повышения квалификации не обеспечивает достаточную подготовку служащих для их должностных обязанностей, была подтверждена. Также было выяснено, что не отражены актуальные проблемы муниципального управления в предлагаемых учебных программах, связанные с планированием времени служащих, а также проблемы психологического характера.
Также интервьюирование муниципальных служащих АПМО СК показало, что служащие хотели бы видеть больший уклон на формирование и развитие конкретных навыков, и более актуальную проблематику при прохождении профессиональной переподготовки. Исходя из этих данных, вторая гипотеза о том, что отсутствуют действенные стимулы к дополнительному обучению и должностному росту служащих, была подтверждена.
В ходе анализа интервью, положения о системе аттестации муниципальных служащих для оценки системы обучения была выдвинута следующая гипотеза, которую нужно было проверить. Так, главные цели аттестации, по мнению сотрудников, заключаются в том, что это формальная процедура перемещения кадров, а также это способ обоснования роста вознаграждения кадров. То есть, большая часть служащих считает, что аттестация является эффективным средством, существенно влияющим на повышение качества деятельности муниципальных органов [4, с. 245-247].
Нами было выяснено, что, по мнению муниципальных служащих АПМО СК, для успешного прохождения аттестации нужно заниматься самообразованием, нежели проходить стажировку или ходить на курсы, или пройти тренинги по развитию навыков. Сотрудники администрации видят зависимость прохождения аттестации от обучения [2].
По итогам проведенного нами исследования можно сделать ряд выводов.
- Изучение документов о системе обучения муниципальных служащих показало, что основной формой является повышение квалификации. В результате исследования организации обучения в Администрации округа ПМО СК было выяснено, что используются также много различных методов обучения на рабочих местах. В то же время опрос о содержании программ обучения получена информация, что они недостаточно соответствуют актуальным проблемам и востребованным качествам в работе муниципальных служащих. Требуется больше программ по правовым аспектам деятельности, а также по развитию конкретных навыков и психологических качеств служащих.
- Исследование отношения служащих к обучению показало, что они заинтересованы в обучении, готовы больше заниматься самообразованием, в частности, с использованием дистанционных форм обучения в интернете, но считают, что организация должна предусматривать способы поощрения и компенсации их усилий в этом отношении.
- Анализ процедуры прохождения аттестации, отношения к ней и причин уклонения от прохождения показал, что она существенно зависит от обученности и подготовленности служащих. Были высказаны конкретные мнения, какое значение аттестация имеет в работе служащих, а также, как можно повысить эффективность её прохождения. Данная информация будет использована для разработки мер по совершенствованию системы обучения муниципальных служащих Администрации ПМО СК.