Деятельность органов исполнительной власти в Карачаево-Черкесской Республике по реализации функций в сфере трудовой миграции основывается на нормативно-правовых актах РФ – Конституции Российской Федерации, федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О занятости населения в Российской Федерации», «О беженцах и вынужденных переселенцах», «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», соответствующих положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Налогового Кодекса, Уголовного Кодекса, Указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, межведомственных и внутриведомственных приказах и инструкциях, а также международных договорах: Соглашение государств участников СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся – мигрантов» от 15 апреля 1994 г. [1, с. 149].
Проблемы сохранения безработицы в регионе, нехватка новых предприятий или мест занятости населения, отсутствие стабильной и высокооплачиваемой работы стоят за проблемой оттока населения в КЧР. Коренное население выезжает из республики, как на постоянное место жительства, так и временно в поисках более благоприятных экономических условий.
Молодежь, получившая образование за пределами республики, не стремится возвращаться на малую родину в поисках больших перспектив и высокой зарплаты.
Происходит замещение выезжающих местных жителей необразованными и неквалифицированными иностранными работниками.
Реализация мероприятий по содействию занятости населения и дополнительных мер способствует снижению безработицы и напряженности на рынке труда республики.
В этой связи реализуется ряд следующих мер:
- Использование данных информационного портала Российской Федерации «Работа в России». Он содержит сведения о вакансиях всей страны, официально заявленных в службу занятости. Перечень вакансий обновляется ежедневно;
- Заключены Соглашения о сотрудничестве и обмене наиболее полной информацией о вакансиях с 32 субъектами Российской Федерации. Она поступает по электронной почте, на бумажных носителях, направляется в центры занятости всех городов и районов республики. Информация о вакансиях других регионов Российской Федерации используется во время приема посетителей службы занятости населения;
- Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и Межрегиональный ресурсный центр заключили «Соглашение о сотрудничестве по вопросам трудоустройства граждан, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, за пределами Северо-Кавказского федерального округа – в других регионах Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 9;
- На уличных стендах, консультационных пунктах, стендах в службах занятости размещены объявления о возможности переселения в другую местность, вакансии других регионов Российской Федерации;
- Реклама услуг службы занятости населения по содействию в трудоустройстве в других субъектах Российской Федерации размещается в средствах массовой информации, а также на «бегущей строке» в помещениях городских и районных центров занятости населения республики;
- На информационном портале Управления ГСЗН КЧР размещен баннер Межрегионального ресурсного центра. Также на портале создан раздел «Трудовая миграция», в котором размещена информация о вакансиях МРЦ [2].
Основными проблемами, сдерживающими развитие данного направления деятельности, являются:
- в силу сложившихся национальных традиций коренные народы не желают покидать место постоянного проживания и оставлять своих родителей, подсобное хозяйство;
- неудовлетворенность размером заработной платы по предлагаемым профессиям, так как она незначительно выше сложившейся в республике;
- банк предлагаемых вакансий не соответствует специальностям и квалификации граждан, желающим переехать в другую местность;
- не устраивают климатические условия и регионы Российской Федерации, предлагающие вакансии для переезда.
В целом Карачаево-Черкесия имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку республика по-прежнему не обладает достаточной инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки, высокого уровня коррупции [3, с. 289-297].
Безработица одна из главных социальных проблем современного развития российского общества. Эта проблема нуждается в тщательном изучении, анализе, выработке новых эффективных мер по улучшению ситуации на рынке труда, снижению уровня безработицы. Именно такую задачу сегодня перед руководителями регионов ставят и высшее руководство страны.
Региональные программы по содействию занятости населения [4, с. 40-42] являются важнейшим звеном государственной политики в сфере занятости. Эти программы позволяют сохранить социальную стабильность. Во всех регионах по реализации этих программ проводится большая работа. Для координации действий федеральной власти и регионов, повышения эффективности реализации этих программ создана рабочая группа, которой предстоит разработать, комплекс мер по снижению уровня безработицы в СКФО.
Взаимодействия органов власти и центров занятости должны строиться по направлению содействия трудовой миграции граждан как внутри региона, так и за его пределами.
Качественный анализ безработных показывает, что это, в основном, молодежь, именно поэтому необходима корректировка программных мероприятий, направленных на трудоустройство молодежи. Необходима работа по повышению качества профессиональной переподготовки безработных, как фактора повышения конкурентоспособности и мобильности безработных на рынке труда. В настоящее время в СКФО рассматривается вопрос о создании центров по переподготовке кадров.
Итак, ссылаясь на данные Федеральной службы государственной статистики о миграционных процессах в регионах России за 2023 года можем сделать вывод о том, что для Карачаево-Черкесии эти итоги оказались неутешительными. Как и ранее, в республике остро стоит проблема оттока населения. Из республики уезжает больше людей, чем приезжает, и «залатать дыры» за счет естественного прироста населения не удается, ведь рождаемость в Карачаево-Черкесии продолжает сокращаться.
Согласно вышеуказанным данным, за минувшие полгода 2023 года в республику прибыли 4392 человека, а покинули пределы региона 4664 человека. Миграционная убыль составила -272 [2].
На наш взгляд, эффективным вариантом разрешения демографических, социальных и экономических проблем республики служит привлечение квалифицированных работников из числа мигрантов. Для этого мы считаем необходимым создание благоприятных условий проживания, обеспечение социальной защиты не только для переселенцев, но и местного населения, чтобы у них не возникало потребности уезжать. Именно на это направлены наши рекомендации, данные во второй главе квалификационной работы. Принятие их во внимание, может способствовать совершенствованию методов реализации миграционной политики в Карачаево-Черкесской Республике и потенциальному включению в данную работу специалистов социальной сферы.