Законодателем в ст. 196 УПК РФ закреплено обязательное назначение судебной экспертизы, которая назначается в случаях необходимости установления:
- Причины смерти;
- Характера и степени вреда, причинённого здоровью;
- Психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, в том числе его нуждаемость в лечении в стационарных условиях;
- Психического состояния подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
- Психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
- Психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
- Возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение [1].
Каждая назначаемая судебно-психиатрическая экспертиза должна быть тщательно подготовлена субъектом расследования, потому как от качества проделанной работы зависит полнота и всесторонность экспертного исследования, а также достоверность экспертных выводов [4, с. 40-44; 6].
Подготовительная деятельность следователя, лица, ведущего дознание, определяется теми основаниями, которые послужили причиной назначения экспертизы. При наличии сведений о нахождении лица под наблюдением врача-психиатра, необходимо истребовать медицинскую документацию из соответствующих психиатрических учреждений. Данное действие осуществляется в виде запроса в медицинское учреждение, а также в результате выемки медицинских данных [3, 5].
Основным медицинским учреждением, оказывающем психиатрическую помощь, является психоневрологический диспансер (или кабинет) по месту жительства или регистрации лица, в отношении которого необходимо провести экспертизу. Диспансер обслуживает население определённой территории – района, города, области, края и пр. В медицинской документации также могут содержаться сведения об оказании лицу психиатрической помощи другими психиатрическими учреждениями, включая стационарные, либо наркологической помощи. Всё это служит важным источником для дальнейших поисков медицинской документации, которая подлежит истребованию из всех учреждений, где данному лицу когда-либо оказывалась специализированная помощь.
Истребуется и предоставляется комиссии экспертам также медицинская документация из наркологических учреждений, если имеются сведения, что лицо обращалось в указанную инстанцию. К наркологическим учреждениям относятся наркологические диспансеры (кабинеты) и наркологические стационары (больницы и отделения).
В большинстве случаях информативной для проведения судебно-психиатрической экспертизы является медицинская документация многопрофильных (общесоматических) учреждений (поликлиники, стационары и пр.). В медицинских картах данных учреждений могут быть отражены перенесённые черепно-мозговые травмы, энцефалиты, сосудистые поражения головного мозга (инсульты, инфаркты), описаны эпилептические приступы с указанием их частоты и характера. Лицам с психическими расстройствами, находящимися на лечении в многопрофильных стационарах, могут назначаться консультации врачей – психиатров или врачей – психиатров-наркологов, там же их может осмотреть психолог с проведением экспериментально-психологического исследования. Следует учитывать и региональную особенность, когда оказание психиатрической или наркологической помощи осуществляется в условиях общесоматических учреждений (центральные районные больницы, областные стационары и т. п.).
Записи врачей соответствующей специальности (врачей непсихиатрического профиля – неврологов, терапевтов, кардиологов и пр.) отражают значительные проявления заболевания с указанием патогномоничных нарушений психики (уровень сознания, ориентировки, колебания настроения, качество критики).
Подлинники медицинских карт (или их заверенные и прошитые копии) лучше истребовать в полном объёме, т. к. отдельные выписки могут содержать не полную информацию и, соответственно, объективное описание состояния могут не включать. В таком случае возникают ситуации, когда, например, описаны перенесённые черепно-мозговые травмы, однако их характер и давность могут быть не указаны. В то время как в полном документе могут содержаться и осмотры врачами скорой медицинской помощи, которые отражают все явления, происходившие с лицом как в момент их осмотра, так и до момента стационирования.
Следует также принимать во внимания те случае, когда ранее лицо подвергалось судебно-психиатрическому исследованию. С целью полноты проведения исследования необходимо предоставить заключение судебно-психиатрической комиссии по предыдущему делу (делам). В отдельных случаях для этого достаточно будет приговора суда, в котором будут отражены и диагностическое, и экспертное заключение. Однако в большинстве случаев всё же необходимо полностью заключение (например, в случае с шизофренией, органическим поражением головного мозга, биполярным аффективным расстройством), где будет описана динамика психопатологических процессов. В таких ситуациях следователю или лицу, ведущему дознание, для минимизации ошибок при назначении экспертного исследования, необходимо проконсультироваться как со специалистом, так и непосредственно с государственным судебно-экспертным учреждением, которому поручена экспертиза [3; 4, с. 40-44].
В тех случаях, когда лицо признаётся военно-врачебной комиссией негодным к несению военной службы в силу психического расстройства, то для производства экспертизы одного указания статьи Расписания болезней является недостаточным. Необходимо также истребовать документы из военных комиссариатов района, города, области, края и пр., т. к. в них отражается конкретное описание психического состояния, степень их выраженности, а также возможные результаты стационарного или амбулаторного обследования в психоневрологических/наркологических диспансерах и стационарах.
Помимо сбора медицинских документов необходимы и допросы лиц, знавших данное лицо, с отражением особенностей его поведения. Указанные данные необходимы прежде всего в тех случаях, когда лицо с психическими расстройствами ранее не наблюдалось у врача-психиатра, а основанием для назначения судебно-психиатрической экспертизы послужили странности в его поведении. Однако такой допрос в нередких случаях необходим и в случаях, когда лицо уже обращалось за психиатрической помощью [7].
Любые показания о странностях, ненормальностях в поведении лица должны быть уточнены и детализированы, т. е. необходимо указать почему именно допрашиваемое лицо пришло к тому или иному выводу, а также указать в чём конкретно выражались те или иные странности.
Допрашивая свидетелей, следователю необходимо помнить, что сведения о поведении лица не должны быть отрывочными и хаотичными. Их необходимо систематизировать и отражать последовательно. Информацию о личности и поведении лица необходимо собирать в привязке ко всей его жизни [2, с. 13-20; 7].
При допросе свидетелей о психическом состоянии лица с психическими аномалиями необходимо уделить особое внимание перенесённым ранее заболеваниям, характеру взаимоотношений с окружающими, успеваемость и дисциплина в учебных заведениях, выполнению своих обязанностей на рабочем месте, во время прохождения военной службы, семейное положение, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, совершение в прошлом правонарушений и преступлений, обращение за психиатрической помощью, пребывание на принудительном лечении и пр.
Особый интерес для судебно-психиатрических экспертов представляют периоды существенных сдвигов, изменений в поведении лица, неожиданные, резкие перемены в его жизни. В качестве этого могут служить внезапное и резкое ухудшение успеваемости; снижение показателей в работе, частая смена работы; появление несвойственных ранее раздражительности, грубости, агрессивности и конфликтности; эмоциональной холодности, чёрствости и безразличия к родным и близким; утрата прежних интересов и увлечений; постоянное снижение социальной адаптации с нарастающей социальной дезорганизацией и деградацией личности [4, с. 40-44].
Период, относящийся непосредственно к совершению преступления, представляет собой особый интерес при допросе свидетелей или потерпевших. Поступки, высказывания, внешний вид лица должны быть собраны как можно более чётко и полно. При производстве судебно-психиатрических экспертиз данные позволят максимально точно определить психическое состояние, выявить возможные свидетельства нарушенной ориентировки лица в окружающем, недостаточного понимания им происходящего, утраты самоконтроля. При осуществлении допроса следует акцентировать внимание на состояния немотивированного страха, растерянности, чрезвычайно пассивной поведения, безучастия к происходящему, подчиняемостью действиям других лиц и пр.
Помимо допроса, в котором могут быть отражены важнейшие аспекты психической деятельности лица с психическими аномалиями, следователю также необходимо описать и зафиксировать поведение обвиняемого, наблюдаемые во время следственных действий. В протоколах могут быть кратко отражены характер действий обвиняемого, его мимика, движения, взгляд, внешний вид, речь и пр.
После того как необходимые данные собраны, их следует ещё раз оценить перед назначением судебно-психиатрической экспертизы – каждое в отдельности и всю их совокупность. Данная тактика позволит упорядочить и систематизировать полученную информацию, оценить её с точки зрения полноты, точности и достоверности.
Юридическим основанием производства любой экспертизы является обязательный процессуальный документ – постановление о её назначении (ст. 195 УПК). В этом документе должны быть указаны:
- основания назначения экспертизы;
- фамилия, имя, отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза;
- вопросы, поставленные перед экспертом (экспертное задание);
- материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (ч. 1 ст. 195 УПК).
Как показывает экспертная практика, основным недостатком подготовки материалов для судебно-психиатрической экспертизы является их неполнота. Создаются ситуации, когда, зная об обращении лица, направляемого на экспертизу, в прошлом за психиатрической помощью, следователь не истребует медицинскую документацию из соответствующих учреждений. Либо могут быть не допрошены лица, хорошо знавшие лицо, об особенностях его поведения, не устанавливаются иные обстоятельства, относящиеся к предмету экспертизы. Это вынуждает экспертов заявлять многочисленные ходатайства о предоставлении недостающих материалов, что приводит к затягиванию как сроков экспертизы, так и сроков расследования, что ведёт к нарушению прав граждан и необоснованным затратам экспертного труда.