Главная
АИ #5 (187)
Статьи журнала АИ #5 (187)
Становление и внедрение борьбы самбо в общеобразовательных организациях (на прим...

Становление и внедрение борьбы самбо в общеобразовательных организациях (на примере Республики Тыва)

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

самбо
Тува
история
воспоминания
спортивная борьба
архивные документы
проект
школьники
физическая культура
спорт

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается история формирования самбо в Туве на основе воспоминаний ветеранов и спортивных любителей. В результате пожара все архивные документы о проведении соревнований и организации борьбы самбо были утеряны, поэтому данные можно получить только из рассказов тех, кто принимал участие в формировании и развитии этого вида спорта в регионе. Статья также освещает значимость занятий спортом в воспитании молодежи и современные ценности, которые спорт несет. Она также описывает запуск проекта «Самбо – в школу!» в тувинских общеобразовательных организациях, направленного на популяризацию самбо и вовлечение школьников в занятия физической культурой и спортом.

Текст статьи

Историю формирования самбо в Туве мы рассматриваются по воспоминаниям ветеранов и любителей спортивной борьбы. Существующие ранее архивные документы о проведении и организации соревнований первенств и Кубков Тувы по самбо, собранные Спорткомитетом Тувинской АССР с начала 60-х до конца восьмидесятых годов, сгорели во время пожара. В связи с этим все данные о проведении соревнований и борцах-самбистов можно узнать только от тех, кто помнит стоявших у истоков развития борьбы самбо в Туве, помнит о тех специалистах, которые после окончания физкультурного института приехали в родную Туву, поднимать и развивать борьбу самбо. К данным специалистам можно отнести Лоодая Д. А., Ооржака Д. А., Оюна М. М., Ооржака С. Ы., Монгуша Ю. А., Шактана П. Н., Монгуша А. А., Ондара Х. Ч. и Хурагана И. И., где в свое время участвовали официальных соревнованиях всероссийского, международного уровней, выполняли спортивные разряды, работали в сфере спорта и органах внутренних дел [3]. Далее постепенно в конце 1990-х и начале 2000 гг. базе детско-юношеских спортивных школ открываются секции по борьбе самбо.

Согласно утверждениям отечественных педагогов, занятия спортом имеют особое значение при воспитании молодёжи. Но многие специалисты в области физической культуры и спорта сопоставляют физкультурно-спортивную деятельность только с улучшением физической подготовленности, повышением уровня здоровья, воспитанием волевых качеств. Спорт на современном этапе несет в себе ценности, которые играют большую роль в жизни подрастающего поколения, такие как лидерство, успешность, социальная мобильность, способность к адаптации в изменяющихся условиях. Для начинающих спортсменов важными ценностями являются сила, техническое мастерство, целеустремленность, высокая концентрация физических и духовных сил. В связи с этим, понятна востребованность спортивной деятельности как важного социально-культурного феномена, благодаря которому происходит социализация молодежи в трудных условиях современной жизни [6].

В 2008 г. на базе школьного спортивного клуба «Ноян» им. Н. Дамчая при МБОУ СОШ № 2 г. Шагонар Улуг-Хемского района открывается физкультурно-спортивные кружки и секции по борьбе самбо. Далее последовательно в Овюрском, Сут-Хольском, Кызылском, Барун-Хемчикском, Эрзинском районах и гг. Ак-Довурак и Кызыл. Но в связи со слабым физкультурно-спортивной инфраструктурой и кадровым потенциалом данные кружки, секции и внеурочные занятия долго не существовали.

С февраля 2020 г. в общеобразовательных организациях республики активно быстрым темпом развивается и стартует Всероссийский образовательный проект «Самбо - в школу!».

«Самбо - в школу!» - один из образовательно-спортивных проектов, направленный на продвижение в школах республики вида спорта «самбо», как вовлечение к занятиям физической культурой и спортом, основы здоровья и безопасности школьников, их национального единства, успешности и конкурентоспособности.

Основные направления проекта «Самбо – в школу!»:

  • приобщение школьников к изучению самбо посредством образовательных программ (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы);
  • развитие физических способностей/подготовки, лидерских качеств и высоких моральных принципов;
  • организация школьного движения самбистов, объединенного в единую школьную лигу самбо;
  • создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях по реализации Проекта (материально-технических, кадровых, методических и др.);
  • создание сетевого взаимодействия школ, реализующих инновационные программы по самбо для отработки новых технологий и содержания обучения, обмена профессиональным педагогическим опытом;
  • реализация новых форм физкультурно-спортивных и спортивно-массовых мероприятий по борьбе самбо, в том числе дистанционных, способствующих развитию мотивации, формирование соревновательного опыта и укрепление партнерских взаимоотношений.

На сегодняшний день из общеобразовательных организаций республики программы дополнительного образования по виду спорта самбо реализуют в МБОУ «Солчурская СОШ» Овюрского района, МБОУ «Хемчикская СОШ» с. Хемчик Бай-Тайгинского района, МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Шагонар Улуг-Хемского района, МБОУ СОШ № 2 Шагонар Улуг-Хемского района, МБОУ «Лицей № 16 им. Ч.Н. Хомушку г. Кызыла», МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского района, МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Чеди-Хольского района, МБОУ СОШ № 4 им. Б. В. Чульдумовны г. Чадан Дзун-Хемчикского района и МБОУ СОШ с. Дон-Терезин Барун-Хемчикского района с общим контингентом 342 обучающихся от 7 до 17 лет. Из них школы с. Солчур, Хемчик, Хову-Аксы, Сайлыг, СОШ № 1 г. Шагонар, СОШ № 4 г. Чадан и Лицей № 16 г. Кызыла официально являются официальными участниками Всероссийского проекта «Самбо – в школу!» и имеют образовательные лицензии (свидетельства) на право реализацию проекта. Занятия проводятся квалифицированными педагогическими работниками сферы физической культуры и спорта имеющие спортивные разряды.

С 2023 г. в республике активно внедряется Всероссийский партийный проект «ZA САМБО», где основным приоритетным направлением является пропаганда занятий борьбой самбо, создание условий, сохранение здоровья детей и формирования культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Таблица

Общеобразовательные организации, осуществляющие деятельность программы дополнительного образования по борьбе самбо

Название школ

Контингент

Учащиеся на профилактических учетах

 

Учащиеся имеющие спортивные разряды

КМС

1-3

1

МБОУ «Солчурская СОШ» Овюрского района

29

2

-

2

2

МБОУ «Хемчикская СОШ» с. Хемчик Бай-Тайгинского района

34

1

1

1

3

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Шагонар Улуг-Хемского района

54

3

1

2

4

МБОУ СОШ № 2 Шагонар Улуг-Хемского района

40

2

2

5

5

МБОУ «Лицей № 16 им. Ч.Н. Хомушку г. Кызыла»

56

3

3

6

6

МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского района

27

1

-

-

7

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Чеди-Хольского района

36

2

-

1

8

МБОУ СОШ № 4 им. Б.В. Чульдумовны г. Чадан Дзун-Хемчикского района

47

2

1

3

9

МБОУ СОШ с. Дон-Терезин Барун-Хемчикского района

19

1

-

1

Кроме того, из данных школ МБОУ «Хемчикская СОШ» с. Хемчик Бай-Тайгинского района, МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Шагонар Улуг-Хемского района и МБОУ «Лицей № 16 им. Ч.Н. Хомушку г. Кызыла» в 2020 и 2021 г. от ООО Всероссийской федерации самбо Российской Федерации, ОГФСО «Юность России» и Министерства просвещения Российской Федерации получили материально-техническую помощь: куртки для самбо (самбовки), борцовские ковры (маты), фирменные баннеры самбо, флаги, шорты и футболки.

За время реализации проекта «Самбо – в школу!» воспитанники физкультурно-спортивных кружков, внеурочных занятий спортивной направленности неоднократно становились победителями и призерами разных соревнований регионального уровня, и, а также Всероссийских первенств/турниров.

Из образовательных организаций дополнительного образования республики особо стоит отметить эффективную деятельность МБО ДО «Дом детского творчества» г. Ак-Довурака, где проводятся занятия по борьбе самбо с контингентом 46 обучающихся и 12 воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

В целях популяризации и развития вида спорта самбо среди обучающихся Министерство образования Республики Тыва ежегодно обновляет спортивную инфраструктуру школ (капитальный ремонт спортивных залов, выделение финансовых средств на развитие школьного спортивного клуба) в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

По вопросам популяризации физической культуры, спорта, здорового образа жизни и вида спорта самбо, связанных с защитой отечества и граждан, привлечения внимания общественности к значимым вопросам предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, путем из вовлечения в социально-значимую деятельность Министерством образования Республики Тыва и РОО «Федерация самбо Республики Тыва» заключены соглашения об основных направлениях взаимодействия.

Исходя из этого можно сказать, что внедрение борьбы самбо в общеобразовательные организации показывает эффективную работу по формированию здорового образа жизни, становлению гражданской и патриотической позиции подрастающего поколения, формированию позитивных жизненных установок, определение сильнейших борцов, развитию соревновательной деятельности обучающихся, самостоятельности и укрепление спортивных и гуманитарных связей между общеобразовательными организациями.

Список литературы

  1. Авилов В.В. Новые возможности в технике борьбы самбо. Специальные подготовительные упражнения / Авилов Владимир Иванович. – М.: Профит Стайл, 2020. – 815 c.
  2. Авилов В.И. Совершенствование техники борьбы самбо и рукопашного боя. Учебно-методическое пособие / Авилов В.И. – М.: Профит. Стайл, 2017. – 240 c.
  3. Аг-оол Е.М. Становление и развитие спортивного самбо в Туве. Статья из научной электронной библиотеки «КиберЛенинка». Публикация от 28.02.2022 г.
  4. Андреев В.М. Борьба самбо / В.М. Андреев. – М.: Медиа, 2018. – 344 c.
  5. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от методологии спортизации – к инновационным социокультурным проектам / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 1. – С. 2-4.
  6. Лукин А.А. Борьба самбо. Вариативная часть физической культуры: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / А.A. Лукин, Г.П. пед. наук. – М., 2000. – 62 с.
  7. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 144 с.
  8. Ондар О.Ч. Борьба «Хуреш»: монография. – Кызыл: РИО ТувГУ, 2015. – 192 с.
  9. Ооржак С.Ы. Хуреш – борьба по-тувински: эволюция, тенденции, проблемы и приоритетные пути их решения: монография / С.Ы. Ооржак. – Москва: РУСАЙНС, 2019. – 114 с.
  10. Ооржак Х.Д.-Н. Этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной Сибири. Автореферат, 1996 г.
  11. Рудман Д.Л. Школа Самбо Давида Рудмана: 1000 болевых приемов. Книга 2 / Д.Л. Рудман, К.В. Троянов. – Москва: Спорт-Человек, 2013. – 288 с.

Поделиться

364

Кужугет Т. Е. Становление и внедрение борьбы самбо в общеобразовательных организациях (на примере Республики Тыва) // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.III.С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/8365-stanovlenie-i-vnedrenie-borbi-sambo-v-obshche

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа