Особенности производства допроса с участием несовершеннолетних

Допрос является основным следственным действием в расследовании преступления. Особое внимание нужно уделять допросу несовершеннолетних лиц. В статье рассматриваются ситуации, в которых привлекаются третьи лица при допросе несовершеннолетних.

Аннотация статьи
допрос
психолог
следователь
законный представитель
продолжительность допроса несовершеннолетнего
несовершеннолетние
Ключевые слова

Расследование преступлений никогда не обходится без производства следственных действий. По мнению автора Зуева, следственные действия – это предусмотренные УПК РФ процессуальные действия, производство которых направлено на получение информации, необходимой для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию [4, с. 212].

Законодательством установлено, что допрос производится в кабинете следователя, без участия третьих лиц. Но тем не менее, в Уголовно-Процессуальном Кодексе установлен ряд исключений. В ходе проведения допроса могут присутствовать такие лица как: переводчик, защитник, адвокат, специалист, руководитель следственного органа, педагог, психолог, законные представители несовершеннолетнего.

На основании части 2 статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом [2].

Что касается особенностей допроса несовершеннолетних лиц. При проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего следует учитывать психические особенности данной категории, благодаря которым можно составить наиболее эффективную тактику для проведения следственного действия.

Для несовершеннолетних потерпевших установлен иной порядок вызова на допрос. Если же лиц, не входящих в названную категорию, вызывают на допрос с помощью повестки, то лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, приглашают через родителей или иных законных представителей. Такой порядок обоснован не полной дееспособностью несовершеннолетних граждан, а также необходимостью уведомить родителей или иных законных представителей о данном факте.

Привлечение родителей объясняется тем, что они несут полную ответственность за воспитание несовершеннолетнего лица, а также участие в судебном разбирательстве законных представителей позволяет получить более точные результаты допроса и установить истинные причины случившегося. Участие в следственном разбирательстве законных представителей не является обязательным и проводится только в том случае, если такое участие защищает интересы несовершеннолетних граждан.

 В соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ при производстве допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля [2]. Судья или следователь не всегда принимают положительное решение о возможности участия законного представителя в ходе допроса. Порой такое участие негативно отражается на психике подростка и приводит к нарушению качества тактики допроса, искажению результатов [2].

Ещё одной из наиболее важных особенностей проведения допроса несовершеннолетних является – присутствие педагога или психолога в процессе судебного разбирательства. К недостаткам данного случая можно отнести то, что в законодательстве не установлен конкретный перечень обстоятельств, при которых требуется участие психолога и педагога. Как правило, психолог приглашается в тех случаях, когда необходимо подобрать правильный подход к подростку, что способствует положительному результату следственных действий.

В большинстве случаев несовершеннолетние в сравнении со взрослыми обладают ограниченным кругозором, скудным жизненным опытом, повышенной внушаемостью, эмоциональностью. У них отсутствуют профессиональные знания, критическое отношение к происходящему, а также умение правильно оценивать свои поступки. Ввиду этого эффективность установления всех необходимых обстоятельств во время допроса зависит от грамотного проведения рассматриваемого следственного действия, в том числе путем выбора правильной тактики допроса [3, ст. 258].

Следует сделать вывод, что следователь должен владеть навыками работы с несовершеннолетними, разбираться в психологических особенностях личности и учитывать их при выборе приемов проведения следственных действий. Наша страна и правовые основы регулирования тактики допроса должны быть выстроены на абсолютной защите прав и свобод граждан, как устанавливает Конституция РФ [1].

Не стоит оставлять без внимания факт выбора обстановки для проведения допроса. В первую очередь нужно сделать акцент на комфорт несовершеннолетнего лица. Как правило, большая часть психологов рекомендует, что данную категорию лиц необходимо допрашивать в таком месте, где они не будут испытывать дискомфорт. Это минимизирует риск возникновения психологических травм у малолетних потерпевших. Их допрос необязательно проводится в рамках зала суда. Для лиц чьи возрастные рамки колеблются от 15 до 17 лет, психологи рекомендуют допрашивать непосредственно в зале суда, в официальной обстановке, что дисциплинирует подростков и повышает результативность проведения допроса.

Немаловажен выбор даты проведения допроса несовершеннолетнего. Считается, чем раньше был произведен допрос после происшествия, тем будут точнее показания лица. Но стоит и учитывать такие ситуации, когда то или иное событие сильно отразилось на психическом и эмоциональном состоянии ребенка, в такой ситуации будет разумнее дать лицу немного времени, для восстановления его психического состояния.

Также можно выделить группы несовершеннолетних лиц, в зависимости от их возраста и психического развития: младенцы (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростки (от 11 до 14–15 лет), старший школьный возраст (от 14–15 до 17–18 лет). [5, ст. 55].

Благодаря такой классификации можно подобрать наиболее эффективную тактику проведения допроса. Так, например, первым трём группам (а именно: младенцы, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст) свойственно такое качество как фантазирование. Также, дети являются очень внушаемыми, любознательными и наблюдательными, ввиду чего способны заметить важные для следствия детали. Однако для того, чтобы получить необходимую информацию, допрашивающему необходимо очень деликатно и аккуратно проводить данное следственное действие.

Стоит отметить и продолжительность допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В возрасте до 7 лет допрос не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа. В возрасте от 7–14 лет более одного часа, а в общей сложности – более двух часов. В возрасте старше 14 лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день [2].

Также стоит упомянуть тот факт, что протоколирование результатов допроса несовершеннолетнего потерпевшего осуществляется непосредственно после завершения допроса. Считается, что следователь должен быть максимально сосредоточен на установлении тесного контакта и взаимодействия с потерпевшим.

Обязательным условием проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего является применение видео и аудио съёмки, в целях повторного прослушивания и выявления достоверных фактов. [6, ст. 98] Данный факт может исключен только по просьбе потерпевшего или законного представителя.

Итак, тактика допроса несовершеннолетнего потерпевшего лица имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, ограничено время проведения допроса в зависимости от возраста, который достиг потерпевший. Во-вторых, на допрос приглашаются подростки непосредственно через уведомление законных представителей. В-третьих, имеются исключения о месте проведения допроса. В-четвертых, в ходе допроса к сотрудничеству привлекаются психологи и педагоги. Также многие эксперты считают, что практика допроса в таком возрасте должна выстраиваться на доверии между следователем и потерпевшим.

Вся тактика допроса должна быть продумана и учитывать особенности психологии несовершеннолетних граждан. Только в этом случае возможно достичь высоких результатов следственных действий и не нанести ущерб психологическому развитию несовершеннолетнего потерпевшего. Тактика допроса несовершеннолетнего лица не должна наносить психологических травм подростку, должна быть основана на концепции комплексного построения доверительных отношений между судьей и потерпевшим. Комплексное участие психолога и педагога также повысят результативность допроса и будут способствовать следствию.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации – Донецкая Народная Республик, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (часть I). – Ст. 4921.
  3. Долженко, Н.И., Особенности допроса несовершеннолетних лиц в уголовном судопроизводстве / Н.И. Долженко, Е.А. Купряшина // Вестник. – 2022. – №1. – С. 257-266.
  4. Зуев, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Зуев, К.И. Сутягин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – 563 с.
  5. Тактика допроса: учебное пособие / И.А. Архипова и др. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 84 с.
  6. Чумаков, Ю.Ю. Психология несовершеннолетнего потерпевшего и его допрос / Ю.Ю. Чумаков // Психологические особенности участников психологического процесса : сб. науч. статей. – Москва, 2018. – С. 96-101.
Список литературы