Современный этап развития общества характеризуется изменениями основных целей и ориентиров образовательного процесса, затрагивающими все предметы учебного цикла, в том числе и предмет “Иностранный язык”. Предлагаемые изменения закрепляются Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и касаются прежде всего развития личностных характеристик обучающегося. Современный ученик – динамичная, всесторонне развитая личность, гибко реагирующая на все изменения и нововведения образовательного процесса. Учебный предмет “Иностранный язык” позволяет не только формировать коммуникативную компетенцию у обучающегося, но и, благодаря своей ценностной и общественной природе, развивать стойкие метапредметные компетенции. Успешность реализации задачи развития глубоких и прочных метапредметных умений по средствам учебного предмета Иностранный язык возможна при внедрении в учебный процесс новых педагогических технологий, которые способствуют не только достижению основных целей ФГОС, но и помогают обучающемся развивать познавательные, исследовательские и творческие навыки.
В условиях реализации требований ФГОС общего образования наиболее актуальными становятся технологии:
- информационно-коммуникационная технология;
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- модульная технология;
- технология мастерских;
- кейс-технология;
- технология интегрированного обучения;
- педагогика сотрудничества;
- технологии уровневой дифференциации и др. [8, с. 23].
Существующие линейки современных УМК по английскому языку предлагают разнообразные формы работы с использованием новых педагогических технологий. На примере УМК «Английский в фокусе» рассмотрим следующие технологии, реализуемые в нем.
1. Информационно-коммуникативные технологии. Интернет-ресурсы.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке предполагает использование мультимедийных средств и среды. Это, в свою очередь, предполагает обеспечение интерактивного программно-методического сопровождения для формирования информационного сообщества. Использование мультимедийных средств повышает эффективность, интенсивность и темп урока, развивает интеллектуальные и творческие способности обучающихся и способствует развитию различных видов мышления. Использование ИКТ в образовательном процессе является одной из основных рекомендаций ФГОС нового поколения.
Изучая УМК «Английский в фокусе», мы отметили, что использованию ИКТ на уроках в учебниках уделяется большая роль. Данное утверждение подтверждается тем, что практически половина заданий УМК сопровождается дополнительными аудио-материалами, которые помогут учащимся более усиленно погрузиться в среду изучаемого языка. Однако, учителю важно не путать возможности использования дополнительных материалов с реальным внедрением в учебный процесс ИКТ, по средствам которых и осуществляется наиболее успешное закрепление, отработка и совершенствование тех или иных языковых навыков.
Богато УМК издательства «Просвещение» и дополнительными материалами, размещёнными в сети. Так для дополнительной работы оно предлагает ряд дополнительных упражнений для отработки пройденного материала [URL:http://www.schoolrussia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16446].
Для младших школьников издательство предлагает DVD c мини-мультфильмами и роликами, которые помогают учащимся лучше понять, запомнить материал [URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=27912].
В открытом доступе находятся раздаточные материалы для проведения уроков в 1-4 классах [URL: http://www.spotlightinrussia.ru/flashcards.html]. На сайте издательства размещены электронные версии CD-дисков с аудио-курсами по материалам учебников, рабочих тетрадей, тестовых заданий и дополнительной литературы, которые находятся в открытом доступе для скачивания [URL: http://www.school-russia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16495].
Под руководством издательства было создано программное обеспечение для интерактивной доски, которое представляет из себя учебник в мультимедийно форме. Издание также выпустило электронное приложение к учебно-методическому комплекту по английскому языку с аудио-курсом при сотрудничестве с компанией ABBYY [URL: http://www.school-russia.prosv.ru/Maxim/ABBYY_manual.pdf].
2. Проектная деятельность.
Метод проектов представляет собой деятельность, цель которой - сформировать у обучающихся навыки творческой, познавательной и исследовательской деятельности. Одной из особенностей данного вида работы является то, что в процессе её реализации принимают участие все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные. При осуществлении проектной деятельности учащимся предоставляется шанс обогатить свой исследовательский опыт, более глубоко изучить предмет исследования, а также продемонстрировать свой уровень знаний по предмету.
УМК «Английский в фокусе» располагает большим количеством заданий, которые как раз и направлены на реализацию деятельности данного вида. Такие задания встречаются во всех модулях и предусматривают под собой разные методы решения поставленной задачи.
Так в учебнике «Spotlight 5» во время прохождения темы «Литература» в 7 модуле, где учащиеся повторяют природные явления и знакомятся с поэмой, авторы УМК дают задание в группах нарисовать картинку, описывающую представленную поэму и дать ей название. Конечно, важно понимать, что коллективное рисование картинки – это совсем не проект. И учитель должен это понимать. Мы можем назвать данную деятельность коллективной и придать ей черты присущие проектной работе тогда лишь, когда данное задание будет иметь конечной целью какую-либо реальную значимость для всех участников проекта.
В учебнике «Spotlight 7» в разделе «Помешанные на гаджетах», в котором учащихся знакомят с названиями современных электронных приборов, даётся задание самостоятельно написать рекламное объявление о любом из предметов, описав все необходимые категории: называние, цену, его способности. Здесь также важно понимать, что проектом это не является. Однако, трансформация данного задания могла придать проектные черты и разнообразить его. А именно, можно попросить учащихся предложить прочитать это объявление своим одногруппникам с последующим опросом, захотели ли бы они приобрести гаджет, прочитав такое объявление.
В «Spotlight 9» в отдельно выделенном разделе «Goinggreen» даётся задание в группах собрать информацию об Антарктике при помощи сетии нтернет или справочника и представить подготовленное сообщение классу. Данное задание также, на наш взгляд требует доработки. Например, можно дать учащимся уже проверенные ссылки, по которым они должны отобрать необходимую информацию, при этом важно помнить о критериях отбора информации.
Каждый модуль УМК каждого класса содержит в себе как минимум три подобных задания, что несомненно является одним из его преимуществ.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Основной целью данных технологий является обеспечение для учащихся среды, оберегающей их здоровье, а также формирования у них знаний, умений и навыков, которые помогут им осознать ценность здорового образа жизни, а также смогу замотивировать их на ведение здорового образа жизни. УМК «Английский в фокусе» умело внедряет элементы данной технологии в урок.
В УМК, рассчитанных для младших школьников, постоянно встречаются песни и танцевальные движения, которые помогают детям немного взбодриться, подвигаться и расслабиться, переключится с одного вида деятельности на другой.
Начиная с восьмого класса, в УМК всё чаще можно встретить темы, пропагандирующие здоровый образ жизни и рассматривающие сложные социальные ситуации, разбор которых сможет помочь обучающимся лучше адаптироваться в быстроразвивающемся мире. Так в «Spotlight 8» и «Spotlight 9» встречаются такие темы как «Разбор конфликтов», «Чувствуешь ли ты себя комфортно в своём теле?», «Поколение М», «Линия помощи», «Семейные отношения», «Здоровые привычки и питание», «Добровольный труд», «Защити себя» и т.д. Конечно, это не имеет никакого отношения к здоровьесберегающим технологиям, однако разбор данных тем позволяет учителю варьировать задания и планировать урок таким образом, чтобы не перегружать учеников.
4. Технология проблемного обучения.
Главной целью данной технологии является организация учебного процесса так, что чтобы учащиеся самостоятельно включались в работу во время урока, принимаясь искать решения новых для них проблем. Работая с данной технологией, учащиеся усваивают не только результат научного познания, но и пути решения проблемы для получения этого результата. Данная технология способствует асоциальному, мотивационному и интеллектуальному росту учащего, а также развивает его индивидуальные способности.
В УМК «Английский фокусе» задания, направленные на постановку проблемной ситуации перед учащимися, как правило, предусматривают работу с текстом, а именно прогнозирование его содержания. Так в «Spotlight 6» в разделе «Дух Хэллоуина» перед текстом учащимся даётся задание послушать звуки, посмотреть на картинку и предположить о чём история.
В «Spotlight 7» в разделе «Веселье начинается здесь» перед началом работы с рекламами учащимся задаётся сразу ряд вопросов: «Посмотрите на тексты. Что это за тексты? Где их можно увидеть? Как думаете, о чём они? Прослушайте, прочитайте и проверьте свои ответы».
Подавая задание в таком виде УМК подталкивает учащихся на самостоятельное решение стоящей перед ним задачи.
5. Языковое портфолио.
Начиная с младших классов УМК предлагает учащимся различные творческие и исследовательские задания, помечая задания такого типа словом «Portfolio» («Портфолио»). Портфолио представляет собой пакет документов, дающий учащимся возможность самостоятельно контролировать и оценивать свои успехи. Благодаря ведению портфолио у учащихся поддерживается мотивация к обучению, они находятся в том положении, чтобы самостоятельно отслеживать свой прогресс, происходит расширение возможностей для их самообразования, развивается навык рефлексии и умения здраво оценивать собственную работу.
И, несмотря на то, что ведение таких портфолио не является обязательным условием для работы на уроке, УМК всё же не ограничивает учащихся в желании и отмечает, какую именно работу обучающийся может туда занести.
Рассмотрев лишь несколько примеров использования новых педагогических технологий в учебниках, мы можем сделать вывод, что авторы УМК «Английский в фокусе» умело внедряют их в учебный процесс, подбирая каждое задание в соответствии с темой, а также ставя перед учащимися и учителями такие цели и задачи, к решению которых обе стороны должны прийти по завершению урока.
Среди современных линеек УМК учебно-методический комплект «Английский в фокусе» составлен в соответствии с требованиями ФГОС и эффективно выполняет все задачи, выполнение которых является необходимым условием успешной подготовки школьников по предмету Английский язык.