Анализ новых педагогических технологий на уроках английского языка на примере УМК «Английский в фокусе»

В наше время реализация основных задач ФГОС невозможна без внедрения в образовательную среду новых педагогических технологий, которые способствуют повышению эффективности учебного процесса. В данной статье нашей задачей является рассмотрение способов внедрения данных технологий в урок английского языка на примере УМК «Английский в фокусе».

Аннотация статьи
проектная деятельность
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
новые педагогические технологии
языковое портфолио
Ключевые слова

Современный этап развития общества характеризуется изменениями основных целей и ориентиров образовательного процесса, затрагивающими все предметы учебного цикла, в том числе и предмет “Иностранный язык”. Предлагаемые изменения закрепляются Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и касаются прежде всего развития личностных характеристик обучающегося. Современный ученик – динамичная, всесторонне развитая личность, гибко реагирующая на все изменения и нововведения образовательного процесса. Учебный предмет “Иностранный язык” позволяет не только формировать коммуникативную компетенцию у обучающегося, но и, благодаря своей ценностной и общественной природе, развивать стойкие метапредметные компетенции. Успешность реализации задачи развития глубоких и прочных метапредметных умений по средствам учебного предмета Иностранный язык возможна при внедрении в учебный процесс новых педагогических технологий, которые способствуют не только достижению основных целей ФГОС, но и помогают обучающемся развивать познавательные, исследовательские и творческие навыки.

В условиях реализации требований ФГОС общего образования наиболее актуальными становятся технологии:

  • информационно-коммуникационная технология;
  • технология развития критического мышления;
  • проектная технология;
  • технология развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • модульная технология;
  • технология мастерских;
  • кейс-технология;
  • технология интегрированного обучения;
  • педагогика сотрудничества;
  • технологии уровневой дифференциации и др. [8, с. 23].

Существующие линейки современных УМК по английскому языку предлагают разнообразные формы работы с использованием новых педагогических технологий. На примере УМК «Английский в фокусе» рассмотрим следующие технологии, реализуемые в нем.

1. Информационно-коммуникативные технологии. Интернет-ресурсы.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке предполагает использование мультимедийных средств и среды. Это, в свою очередь, предполагает обеспечение интерактивного программно-методического сопровождения для формирования информационного сообщества. Использование мультимедийных средств повышает эффективность, интенсивность и темп урока, развивает интеллектуальные и творческие способности обучающихся и способствует развитию различных видов мышления. Использование ИКТ в образовательном процессе является одной из основных рекомендаций ФГОС нового поколения.

Изучая УМК «Английский в фокусе», мы отметили, что использованию ИКТ на уроках в учебниках уделяется большая роль. Данное утверждение подтверждается тем, что практически половина заданий УМК сопровождается дополнительными аудио-материалами, которые помогут учащимся более усиленно погрузиться в среду изучаемого языка. Однако, учителю важно не путать возможности использования дополнительных материалов с реальным внедрением в учебный процесс ИКТ, по средствам которых и осуществляется наиболее успешное закрепление, отработка и совершенствование тех или иных языковых навыков.

Богато УМК издательства «Просвещение» и дополнительными материалами, размещёнными в сети. Так для дополнительной работы оно предлагает ряд дополнительных упражнений для отработки пройденного материала [URL:http://www.schoolrussia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16446].

Для младших школьников издательство предлагает DVD c мини-мультфильмами и роликами, которые помогают учащимся лучше понять, запомнить материал [URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=27912].

В открытом доступе находятся раздаточные материалы для проведения уроков в 1-4 классах [URL: http://www.spotlightinrussia.ru/flashcards.html]. На сайте издательства размещены электронные версии CD-дисков с аудио-курсами по материалам учебников, рабочих тетрадей, тестовых заданий и дополнительной литературы, которые находятся в открытом доступе для скачивания [URL: http://www.school-russia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16495].

Под руководством издательства было создано программное обеспечение для интерактивной доски, которое представляет из себя учебник в мультимедийно форме. Издание также выпустило электронное приложение к учебно-методическому комплекту по английскому языку с аудио-курсом при сотрудничестве с компанией ABBYY [URL: http://www.school-russia.prosv.ru/Maxim/ABBYY_manual.pdf].

2. Проектная деятельность.

Метод проектов представляет собой деятельность, цель которой - сформировать у обучающихся навыки творческой, познавательной и исследовательской деятельности. Одной из особенностей данного вида работы является то, что в процессе её реализации принимают участие все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные. При осуществлении проектной деятельности учащимся предоставляется шанс обогатить свой исследовательский опыт, более глубоко изучить предмет исследования, а также продемонстрировать свой уровень знаний по предмету.

УМК «Английский в фокусе» располагает большим количеством заданий, которые как раз и направлены на реализацию деятельности данного вида. Такие задания встречаются во всех модулях и предусматривают под собой разные методы решения поставленной задачи.

Так в учебнике «Spotlight 5» во время прохождения темы «Литература» в 7 модуле, где учащиеся повторяют природные явления и знакомятся с поэмой, авторы УМК дают задание в группах нарисовать картинку, описывающую представленную поэму и дать ей название. Конечно, важно понимать, что коллективное рисование картинки – это совсем не проект. И учитель должен это понимать. Мы можем назвать данную деятельность коллективной и придать ей черты присущие проектной работе тогда лишь, когда данное задание будет иметь конечной целью какую-либо реальную значимость для всех участников проекта.

В учебнике «Spotlight 7» в разделе «Помешанные на гаджетах», в котором учащихся знакомят с названиями современных электронных приборов, даётся задание самостоятельно написать рекламное объявление о любом из предметов, описав все необходимые категории: называние, цену, его способности. Здесь также важно понимать, что проектом это не является. Однако, трансформация данного задания могла придать проектные черты и разнообразить его. А именно, можно попросить учащихся предложить прочитать это объявление своим одногруппникам с последующим опросом, захотели ли бы они приобрести гаджет, прочитав такое объявление.

В «Spotlight 9» в отдельно выделенном разделе «Goinggreen» даётся задание в группах собрать информацию об Антарктике при помощи сетии нтернет или справочника и представить подготовленное сообщение классу. Данное задание также, на наш взгляд требует доработки. Например, можно дать учащимся уже проверенные ссылки, по которым они должны отобрать необходимую информацию, при этом важно помнить о критериях отбора информации.

Каждый модуль УМК каждого класса содержит в себе как минимум три подобных задания, что несомненно является одним из его преимуществ.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Основной целью данных технологий является обеспечение для учащихся среды, оберегающей их здоровье, а также формирования у них знаний, умений и навыков, которые помогут им осознать ценность здорового образа жизни, а также смогу замотивировать их на ведение здорового образа жизни. УМК «Английский в фокусе» умело внедряет элементы данной технологии в урок.

В УМК, рассчитанных для младших школьников, постоянно встречаются песни и танцевальные движения, которые помогают детям немного взбодриться, подвигаться и расслабиться, переключится с одного вида деятельности на другой.

Начиная с восьмого класса, в УМК всё чаще можно встретить темы, пропагандирующие здоровый образ жизни и рассматривающие сложные социальные ситуации, разбор которых сможет помочь обучающимся лучше адаптироваться в быстроразвивающемся мире. Так в «Spotlight 8» и «Spotlight 9» встречаются такие темы как «Разбор конфликтов», «Чувствуешь ли ты себя комфортно в своём теле?», «Поколение М», «Линия помощи», «Семейные отношения», «Здоровые привычки и питание», «Добровольный труд», «Защити себя» и т.д. Конечно, это не имеет никакого отношения к здоровьесберегающим технологиям, однако разбор данных тем позволяет учителю варьировать задания и планировать урок таким образом, чтобы не перегружать учеников.

4. Технология проблемного обучения.

Главной целью данной технологии является организация учебного процесса так, что чтобы учащиеся самостоятельно включались в работу во время урока, принимаясь искать решения новых для них проблем. Работая с данной технологией, учащиеся усваивают не только результат научного познания, но и пути решения проблемы для получения этого результата. Данная технология способствует асоциальному, мотивационному и интеллектуальному росту учащего, а также развивает его индивидуальные способности.

В УМК «Английский фокусе» задания, направленные на постановку проблемной ситуации перед учащимися, как правило, предусматривают работу с текстом, а именно прогнозирование его содержания. Так в «Spotlight 6» в разделе «Дух Хэллоуина» перед текстом учащимся даётся задание послушать звуки, посмотреть на картинку и предположить о чём история.

В «Spotlight 7» в разделе «Веселье начинается здесь» перед началом работы с рекламами учащимся задаётся сразу ряд вопросов: «Посмотрите на тексты. Что это за тексты? Где их можно увидеть? Как думаете, о чём они? Прослушайте, прочитайте и проверьте свои ответы».

Подавая задание в таком виде УМК подталкивает учащихся на самостоятельное решение стоящей перед ним задачи.

5. Языковое портфолио.

Начиная с младших классов УМК предлагает учащимся различные творческие и исследовательские задания, помечая задания такого типа словом «Portfolio» («Портфолио»). Портфолио представляет собой пакет документов, дающий учащимся возможность самостоятельно контролировать и оценивать свои успехи. Благодаря ведению портфолио у учащихся поддерживается мотивация к обучению, они находятся в том положении, чтобы самостоятельно отслеживать свой прогресс, происходит расширение возможностей для их самообразования, развивается навык рефлексии и умения здраво оценивать собственную работу.

И, несмотря на то, что ведение таких портфолио не является обязательным условием для работы на уроке, УМК всё же не ограничивает учащихся в желании и отмечает, какую именно работу обучающийся может туда занести.

Рассмотрев лишь несколько примеров использования новых педагогических технологий в учебниках, мы можем сделать вывод, что авторы УМК «Английский в фокусе» умело внедряют их в учебный процесс, подбирая каждое задание в соответствии с темой, а также ставя перед учащимися и учителями такие цели и задачи, к решению которых обе стороны должны прийти по завершению урока.

Среди современных линеек УМК учебно-методический комплект «Английский в фокусе» составлен в соответствии с требованиями ФГОС и эффективно выполняет все задачи, выполнение которых является необходимым условием успешной подготовки школьников по предмету Английский язык.

Текст статьи
  1. Ваулина Ю. Е., Дули. Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 5 класс –M: ExpressPublishing: Просвещение, 2012 – 164 с.
  2. Ваулина Ю. Е., Дули. Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 6 класс – M: ExpressPublishing: Просвещение, 2013 – 143 с.
  3. Ваулина Ю.Е., Дули. Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 7 класс – M: ExpressPublishing: Просвещение, 2012 – 216 с.
  4. Ваулина Ю. Е., Дули. Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 8 класс –M: ExpressPublishing: Просвещение, 2012 – 216 с.
  5. Ваулина Ю.Е., Дули. Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 9 класс – M: ExpressPublishing: Просвещение, 2012 – 216 с.
  6. Куликова Е.В. Активизация обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС нового поколения. - Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2013 - С. 101-105.
  7. Павлова Д. Д. Современные технологии обучения иностранным языкам. – Молодой ученый. 2012. №11. – С. 471-473.
  8. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018 – 140 с.
Список литературы