Интернет-преступность несовершеннолетних: российский и зарубежный опыт противодействия

В статье рассматривается фактическая реализация государственной уголовной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних, обусловленной деструктивным влиянием контента сети «Интернет», вопросы совершенствования национального законодательства, единообразия правоприменительной практики.

Аннотация статьи
зарубежный опыт
несовершеннолетние
интернет-преступность
российский опыт
противодействие
Ключевые слова

Объективно-критичная оценка информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» позволяет характеризовать данную систему как положительно, так и отрицательно. Разделяя позицию о положительном влиянии сети «Интернет»: допустимость коммуникации государств, физических и юридических лиц без географической привязки; легкодоступность получения информации; оперативность распространения, обмена, включая возможность осуществления банковских, иных финансовых операций, в т. ч. операций онлайн-транзакций; предоставление других виртуальных услуг (государственных, информационных, образовательных, культурных); возможность осуществления иных цифровых трансформаций, существует ряд отрицательных аспектов влияния.

В исследовании сформирована классификация основных угроз сети «Интернет», как мощного инструмента распространения запрещенной информации, оказывающей деструктивное влияние на несовершеннолетнего:

  • социальный тип угроз – негативные явления сети «Интернет», воздействующие на психику несовершеннолетнего (кибер-буллинг, троллинг, секстинг и пр.).
  • контентный тип угроз первого уровня – публикации в сети «Интернет», которые содержат информацию, негативно влияющую на формирование личности несовершеннолетнего (информация порнографического, сектантского характера, пропаганда рискованного поведения, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и т. д.);
  • контентный тип угроз второго уровня – публикации в сети «Интернет», которые:
  1. Содержат информацию, пропагандирующую преступное поведение, формирующую криминогенные установки несовершеннолетнего, т. е. способствующую социально-опасному, включая преступное поведение;
  2. Используют информацию в иных преступных целях, которые могут повлечь противоправные действия в отношении несовершеннолетнего;
  3. Содержат сведения о привлечении несовершеннолетнего в неформальные молодежные группы, в организованные группы или преступные сообщества (преступные организации), в запрещенные военные формирования.

Обосновано, что несовершеннолетие, с учетом особенностей психофизического развития, специфики данного периода формирования личности, характеризующегося ограниченным объемом знаний, в т. ч. правовых знаний, трудностями к адаптации, исходным некритическим типом мышления, преобладанием текстового способа коммуникации, большим количеством свободного времени на дистанционное общение, предопределяет особое влияние в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» мощного «шок-контента», в т. ч. на террористическую, экстремистскую, порнографическую, суицидальную тематику, на пропаганду рискованного поведения, на потребление запрещенных веществ (фото, видео, аудиотексты), способствующее угрозе личной безопасности несовершеннолетнего, его преступному поведению.

С целью обозначения механизма криминогенного воздействия на личность несовершеннолетнего, анализ угроз, способствующих делинквентному поведению под влиянием сети «Интернет», позволил выделить основные криминологически значимые особенности Интернет-пространства: влияние на психическое здоровье («mental health»); возможность информационного управления, осуществляемого специально сформированными семантическими информационными сообщениями в виде содержательных текстов, видео- и аудиоресурсов, рассчитанных на восприятие сознанием, на обработку мышлением, на эмоциональный отзыв; поддержка социально опасных взглядов, как детерминанты социально-опасного поведения; нарушения механизмов детерминации позитивного поведения, сопровождаемой социальной дезадаптацией и причиняющей ущерб обществу, личности; формирование противоправного поведения, как осознанного действия, противоречащего нормам действующего права, признанного в качестве социальной патологии, развивающегося от незначительных закононарушающих проступков до противоправного (делинквентного) поведения.

Несовершеннолетние во всем мире признаны лицами, наиболее подверженными деструктивному влиянию интернет-контента, обладая значительной степенью виктимности.

В связи с этим, практика всех цивилизованных государств, предпринимающих усилия по противодействию угрозам информационной безопасности данных лиц, может быть обозначена в двух основных направлениях: во-первых, риск вовлечения лиц возраста несовершеннолетия в преступность посредством интернет-контента; во-вторых, риск совершения преступлений против несовершеннолетних путем использования контента. Достаточно остро во всем мире стоит проблема угроз безопасности несовершеннолетних, которая связана с распространением детской порнографии, с суицидальными, террористическими, экстремистскими призывами, реализуемыми через интернет.

В указанной связи все мировое сообщество использует различные механизмы противодействия данным явлениям в сети «Интернет», в т. ч. – правовое поле, – от полного или значительного государственного контроля (Северная Корея, Китай, Белоруссия, Объединенные Арабские Эмираты) до относительной свободы, саморегуляции, незначительного вмешательства государства (США, Великобритания, Германия и другие страны Евросоюза).

Отдельными государствами уделяется повышенное внимание нравственному воспитанию несовершеннолетних, на которое оказывает особое влияние детская порнография, кибератаки и иные подобные негативные явления. В указанной связи, в некоторых зарубежных странах установлена юридическая (уголовная ответственность) за кибербуллинг и троллинг (например, Новая Зеландия), за секстинг (например, США и Австралия), за кибергруминг (например, Великобритания).

Обосновано: посредством сети «Интернет» происходит не только качественное изменение условий, средств, способов (форма, приемы и методы) преступлений несовершеннолетних, повышается степень информированности данных лиц о возможностях правонарушений в данной сфере, но и изменяется состояние, структура и динамики преступности.

Преступность несовершеннолетних, обусловленная влиянием сети «Интернет», характеризуется признаками: нестандартность способов совершения; автоматизация; анонимность; латентность; трансграничность; сложность раскрываемости; рост актов вовлечения и склонения несовершеннолетних; взаимодействие преступных сообществ, в т. ч. неформальных молодежных сообществ несовершеннолетних: высокая доходность. Между тем, исследование продемонстрировало ряд проблем, в частности, со статистической отчетностью преступности.

На современном этапе преступность, обусловленная влиянием сети «Интернет», официально учитывается в каждом из субъектов РФ в ОО ДУУП ПДН УМВД России по зарегистрированным фактам преступлений, по выявленным лицам, их совершившим, по количеству возбужденных уголовных дел, впоследствии анализируется, аккумулируется, предоставляется в территориальные Информационные центры МВД России субъектов РФ и в Главный информационно-аналитический центр РФ (ФКУ «ГИАЦ МВД России»). Однако, отчетность МВД России (Отчет о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации (форма 1-ВТ), Отчет федерального статистического наблюдения Генеральной прокуратуры РФ), иные не отражают ситуацию преступности ввиду фрагментарности информации, не содержат данных о преступности несовершеннолетних.

Кроме того, не проводится ежегодный криминологический мониторинг преступности несовершеннолетних, продуцируемой интернет-контентом, который бы объединил показатели всех видов преступности данных лиц в интернет-пространстве в одном статическом отчете, отражал причинный комплекс, позволял более эффективно профилактировать криминологическим угрозам. В указанной связи, предложено отказаться от подобного подхода, осуществляя криминалистический мониторинг, основой которого выступают реальные результаты профессиональной, в т. ч. профилактической деятельности ОВД России, доступной для ознакомления и анализа, облеченной в цифры, полученные с применением, в т. ч. методов и программ искусственного интеллекта, анализа больших данных, математико-статистических методов.

В указанной связи, с целью эффективного противодействия преступности, отражения в официальной статистике фактической ситуации о состоянии, структуре, динамике преступлений, в т. ч. преступлений несовершеннолетних, совершенных посредством сети «Интернет», обосновано: внедрение в систему статистических отчетов о состоянии преступности в Российской Федерации новой Формы отчетности (Единый отчет о преступлениях несовершеннолетних, обусловленных влиянием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), предоставляемой ОО ДУУП ПДН УМВД России в МВД РФ и в Генеральную прокуратуру РФ с включением в данный Отчет всех видов преступлений, обусловленных подобным влиянием.

В условиях проблем криминализации общества, в связи с активным развитием информационных технологий, появлением новых видов преступлений несовершеннолетних, обусловленных влиянием сети «Интернет», обоснована необходимость в более совершенном правовом регулировании, что окажет влияние на реализации стратегических направлений российского государства в сфере противодействия преступности несовершеннолетних: включение в структуру преступлений, обусловленных влиянием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», следующих составов - ст.119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», ст.163 УК РФ «Вымогательство», ст. 2051 УК РФ «Содействие в террористической деятельности» (путем указания квалифицирующего признака «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»);

С целью совершенствования противодействия преступности несовершеннолетних в рассматриваемой сфере, предлагается: внесение изменений в Стратегию развития молодежи РФ на период до 2025 г., определяющую долгосрочные ориентиры развития субъектов молодежной политики, о включении комплекса мероприятий, направленных на более эффективный контроль за интернет-контентами, социальными сетями; об ответственности уполномоченных лиц за осуществление подобного контроля; о необходимости выявления и более эффективного блокирования аккаунтов, сайтов, содержащих запрещенную информацию; о повышении эффективности просвещения и научного обеспечения образовательных организаций в сфере противодействия преступности, в т. ч., обусловленной влиянием сети «Интернет».

Подчеркивая значение «Руководящих указаний по защите ребенка в онлайновой среде», утвержденных в рамках ООН (2019 г.) и признанных одной из мер противодействия преступности, обусловленной влиянием сети «Интернет», обосновано признать необходимым к распространению данного документа в Российской Федерации в рамках совместного Приказа Министерства образования и науки, Федеральной служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор РФ), Министерства цифрового развития России, который должен содержать положение об обязательности применения рекомендаций данного международного акта в российских образовательных организациях.

Исследование продемонстрировало о необходимости изменения вектора профилактической деятельности субъектов профилактики преступности посредством: внесения корректив в ст. 2 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений Приказа МВД России от 17.01.2006 № 19 посредством включения в совокупность задач органов внутренних дел России по профилактике преступлений – профилактику деструктивного воздействия информационно-телекоммуникационных технологий, в т. ч. сети «Интернет».

При этом, важным звеном в системе субъектов профилактики преступности несовершеннолетних, продуцируемой интернет-контентом, признаны сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ОВД России. Обосновано, что в целях обеспечения недопущения негативного воздействия информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию несовершеннолетних, необходимо: внесение изменений в Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (включение раздела «Организация работы по профилактике преступлений несовершеннолетних, совершенных под влиянием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего обязанности по мониторингу сети «Интернет», по выявлению асоциальных молодежных групп, включая «группы смерти», фактов вовлечения несовершеннолетних в преступность по принятию мер, как по декриминализации, так и девиктимизации.

Недостатки правового регулирования в сфере противодействия деструктивному влиянию сети «Интернет» запрещенной информации на несовершеннолетних указывают также на необходимость:

  • внесения изменений в положения Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (п.1 ст. 6) посредством включения нового направления о предупреждении деструктивного воздействия информационно-телекоммуникационных технологий, в т. ч. сети Интернет;
  • внесения изменений в п. 4 ст.12 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» нормы об обязательной идентификации информационной продукции, размещаемой в сети «Интернет» для различных возрастных категорий лиц с указанием на ответственность: «Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет».

При несоблюдении данного требования наступает ответственность, предусмотренная ст.22 настоящего закона». В связи со значительной динамикой криминогенного воздействия интернет-контента на личность несовершеннолетних при сочетании с факторами, традиционно рассматриваемыми в качестве криминогенных, обосновано: концептуальная модель парадигмы профилактики преступности, продуцируемая подобным воздействием, и реализуемая ОВД России, должна быть основана:

  • на совершенствовании общей и индивидуальной профилактики преступности, обусловленной интернет-воздействием, в т. ч. в отношении группы несовершеннолетних, которые характеризуются девиантным и делинквентным поведением, т. е. входят в группу риска криминализации;
  • на применении мер профилактики:
  1. Направленных на угрозы криминализации несовершеннолетних (деятельность, связанная со склонением и с вовлечением несовершеннолетних в преступления) и на источники криминализации (конкретные лица, информационно-телекоммуникационная среда);
  2. Направленных на криминологическую охрану несовершеннолетних и включающие деятельность субъектов профилактики по минимизации детерминант преступности, влияющих на криминализацию несовершеннолетних;
  • на максимальном участии ОВД России в реализации государственной молодежной политики;
  • на взаимодействии ОВД России с другими специальными и неспециальными субъектами системы профилактики преступности, ведущая и координирующая роль, в которой отведена ОВД России, в т. ч., со специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
  1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику правонарушений, безнадзорности и социальную реабилитацию лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  2. Социальные приюты для несовершеннолетних, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию лиц, нуждающихся в экстренной социальной помощи;
  3. Центры помощи детям-сиротам и несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания, оказания содействия в дальнейшем устройстве.

Полагаем, что решение обозначенных проблем посредством подобной парадигмы мер противодействия деструктивному влиянию сети «Интернет» будут способствовать снижению уровня криминогенного воздействия контента на лиц возраста несовершеннолетия, повышению их информационной безопасности Кроме того, нивелирование негативных факторов влияния сети «Интернет» возможно при нормальной степени социализации личности, при наличии правового сознания, при формировании традиционных общечеловеческих и семейных ценностей, при гармоничном развитии, позволяющем оставаться в реальном социуме вне зависимости от негативных факторов влияния сети «Интернет».

Соответственно, обоснована корреляция степени воздействия сети на несовершеннолетнего от уровня его индивидуальной психофизической зрелости, от иных особенностей социально-психологических характеристик, от системы признанных ценностей, от традиций, включая семейные ценности и традиции, от взаимоотношений в семье, с иными лицами, с которым идентифицирована личность ребенка.

Текст статьи
  1. Герасимова М.Д. Интернет и его влияние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (часть 4). С. 649-651.
  2. Евдокимов К.Н. Структура и состояние компьютерной преступности в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1(35). С. 86-94.
  3. Король Д.П. Несовершеннолетнее лицо как субъект преступлений в сети Интернет. Сборник статей «Киберпреступность: риски и угрозы) (материалы Всероссийского студенческого круглого научно-практического стола с международным участием (Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург, 11 февраля 2021 г.) / Е.Н. Рахманова. СПб: Астерион, 2021. С.47-50. 236 с.
  4. Малькевич А.А. Угрозы для детей в Интернет-пространстве: новые вызовы и международный опыт законодательного регулирования // Внешкольник. 2020. № 1 (193). С. 3-5.
  5. Ульянов М.В. Противодействие преступности в сфере информационно-коммуникационных технологий в условиях применения карантинных мер // Национальная безопасность / Nota bene. 2020. № 2. С.52-61.
Список литературы