Главная
АИ #5 (187)
Статьи журнала АИ #5 (187)
Использование кинетических невербальных средств общения при обучении русскому яз...

Использование кинетических невербальных средств общения при обучении русскому языку как иностранному

1 февраля 2024

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

невербальное общение
невербальная коммуникация
невербальное поведение
мимика
жестикуляция
взгляд
поза
ритмико-интонационные характеристики речи

Аннотация статьи

Автор рассматривает применение кинетических невербальных средств коммуникации на уроках русского языка как иностранного, способствующих установлению межличностного контакта. Невербальные средства общения в контексте преподавания РКИ играют важную роль. В статье рассмотрены различные аспекты невербальной коммуникации, средства, дополняющие вербализацию, тем самым способствуя повышению эффективности обучения, мотивации обучающихся, улучшению процесса обучения и совершенствованию профессионального мастерства самого преподавателя.

Текст статьи

Каждый урок русского языка как иностранного – это своего рода перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, в процессе которого происходит не только обучению языку, но приобщение к культуре, истории, традициям страны изучаемого языка.

На уроках русского языка как иностранного чаще применяются вербальные средства языка (около 65%), однако как показывает практика, невербальное общение (35%) может повысить эффективность и насыщенность вербального общения.

Отечественные исследователи, такие как Н.Н. Вольская, Н.Ю. Игнатьева, И. Г. Погорелова, Е. В. Талыбина, Е. В. Полякова, Е.Е. Леонтьев, Н. А. Минакова, и др. изучали невербальную коммуникацию в контексте преподавания РКИ.

Однако следует отметить, что в программе обучения не отражается понятие о невербальных средствах иноязычного общения, что говорит о недостатках в изучении этой методики обучения [5, с.18].

Рассмотрим кинетические средства как подструктуру невербальных средств общения, к которым относятся тембр голоса, жесты, мимика, позы, визуальный контакт. Обучая иностранных студентов русскому языку, вступая в коммуникацию со студентами, преподаватель сталкивается с целым рядом вопросов. Задавая вопросы об их эмоциональном состоянии, планируемыми делами и др., он часто получает ответ на заданные вопросы посредством мимики, таким образом расшифровывая ответ по улыбке, опущенным глазам, жестам, голосу. Игнатьева Н.Ю., приводит следующий пример из своей практики: На вопрос: «How was the flight?» Один из студентов отвечает»: Terrible! I’m allergic to aircraft». («Как прошел полет?», «Ужасно! У меня аллергия на самолеты»). При этом на его лице можно проследить выражение недовольства и отвращения. То есть лицо человека мы рассматриваем как источник информации и средство общения [1, с.41].

В Московском институте психоанализа по результатам проведенных исследований пришли к выводу, что по выражению лица можно определить эмоциональное состояние человека, представление о личности человека и построение процесса восприятия внутреннего мира Другого [3, с.41].

 Таким образом приходим к выводу, что лицо человека – это мощный инструмент коммуникации, способный влиять на психологический климат в студенческой аудитории. Если оно отражает спокойствие и уверенность в себе, то это способствует созданию позитивной атмосферы в аудитории. Использование улыбки и других выражений лица помогает учащимся чувствовать себя более приветливо и поддерживает их мотивацию для активного участия в уроке. Мимика преподавателя является важным инструментом для установления эмоциональной связи с учащимися и способствует созданию позитивной и продуктивной обучающей среды. И если выражение лица во многих ситуациях бывает менее информативно, поскольку мы в состоянии контролировать эмоции, то пластика телодвижений часто выдает эмоции, которые педагог хочет скрыть [4, с.15].

Известный педагог и писатель А.С. Макаренко считал, что учителю важно быть выразительным, эмоциональным и безупречным коммуникатором, умеющим точно выражать свои мысли и владеть соответствующими невербальными средствами общения.

Ученый Кембриджского университета Дж. Валдес подчеркивал, что «студентам необходимо показать важность использования всего разнообразия невербальных средств при изучении иностранного языка [7, с.139].

Рассмотрим жестикуляцию, т.е. использование пальцев, ладоней, рук, которая также способствуют развитию восприятия, памяти, мышления и воображения студентов. Эмоциональное подкрепление во время объяснения материала происходит при использовании жестов, поскольку движения преподавателя заменяют такие слова, как «отлично» и «неправильно». Однако следует избегать резких движений, которые не должны вызывать негативные эмоции и тревогу. Медленные размеренные движения успокаивают и создают чувство ритма. Использование движений рук в значении «стоп», «не разговаривать», «выйди из класса», «остановись» может смягчить негативное составляющее слов.

Во время обучения иностранцев русскому языку эффективны работы над ритмикой. Работа начинается с постановки ударения в односложных словах: до́м, та́м, во́т, то́т. Задачей является добиться длительного, напряженного произнесения ударного гласного – рукой «хлопаем» по ударному гласному и произносим энергично. Далее отрабатываются двусложные и трёхсложные модели: окно ( _ _́ или _ ́ ) вода́ и т.д. Сюда же можно отнести разбивание на слоговую структуру слова при помощи хлопков: у-праж-не-ни-е (5 хлопков).

Невербальные средства общения способны дополнить общение вербальное, в особенности при коммуникации с обучающимися, овладевающими иностранным языком, т.е. иными словами, результативность вербальной межкультурной коммуникации во многом зависит от правильного понимания ее невербальной составляющей [2].

Анализируя применение кинетических невербальных средств при обучении русскому языку как иностранному, приходим к выводу, что дать студентам знания, сформировать необходимые умения и навыки, сделать преподавание более эффективным, может только подготовленный специалист, который максимально приблизит обучаемых к полноценной коммуникации на русском языке и сформирует у них навыки и умения невербального поведения [6].

Список литературы

  1. Игнатьева Н.Ю. Невербальные средства общения при обучении студентов иноязычной речи в современном коммуникативном пространстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17).
  2. Леонтьев А.А. Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. – М., 1967.
  3. Мещеряков Б. Г., Сурат Л. И., Халдеева Н. И. Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / Отв. ред. В. А. Барабанщиков, А. А. Демидов, Д. А. Дивеев. – М.: Когито-Центр, 2012. – 348 с.
  4. Сюй М. Невербальная коммуникация в процессе обучения русскому языку как иностранному // Litera. – 2021. – № 9. – С. 11-18.
  5. Талыбина Е.В., Полякова Е.В., Минакова Н.А. Невербальная составляющая межкультурной коммуникации при обучении инофонов. Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методики преподавания, 2015. №1. С. 16-20.
  6. Чимэдийн Туул. Невербальные средства педагогиче6ского общения в условиях межкультурной коммуникации: автореф. дисс. …канд.пед.наук. – М., 2005.
  7. Valdes J.M. (1986). Culture in literature. In J. M. Valdes (Ed.), Culture bound (pp. 137-147). New York, NY: Cambridge University Press.

Поделиться

1641

Родионова И. В. Использование кинетических невербальных средств общения при обучении русскому языку как иностранному // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.III. С. 33-35. URL: https://apni.ru/article/8371-ispolzovanie-kineticheskikh-neverbalnikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля