Автор(-ы):
Дорохов Геннадий Петрович
1 февраля 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования опыта педагогов России второй половины XIX для нравственного воспитания школьников в современной образовательной организации на уроках истории и обществознания.
Текст статьи
По своему значению нравственное воспитание общества и в особенности подрастающего поколения является стратегической задачей государства. Нравственное воспитание призвано закладывать и определять моральные ориентиры народа, и в конечном счете определяет пути его развития, то есть нравственность лежит в основе идеологии и мировоззрения.
В современном российском обществе вопрос о нравственном воспитании особенно актуален. Выработанный за десятки поколений культурный код подвергается беспрецедентному по своему масштабу и агрессивности влиянию извне, привнося в мировоззрение современного поколения черты противоположные как нравственности русского народа, так и общепризнанным моральным ценностям.
Современная образовательная система не способна переломить подобную негативную тенденцию. Единственным адекватным решением данной проблемы может выступить традиционное народное образование, выработанное и обоснованное педагогами России второй половины XIX века.
Вторая половина XIX века – это период становления научной педагогики. Как и в современной России часть педагогов копировали западные системы образования и воспитания. Однако ведущие педагогики России стремились изменить вектор развития педагогической науки в сторону традиционных, народных корней.
Как в теоретической, так и в практической деятельности они выделили базовые принципы нравственного воспитания: народность и христианская духовность. Так К. Д. Ушинский, связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России христианско-православным идеалом совершенства, полагал, что «лучшие черты русской народности рождены православием» [6, с. 117]. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» он высказал мысль об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской почве.
Одним из выдающихся деятелей и идеологом народной, традиционной школы был Константин Петрович Победоносцев. Его взгляды характеризуются устойчивостью и традиционностью. Все пороки, полагал К. П. Победоносцев, приходят вместе с усложнением, с отходом от «естественных», исторически сложившихся форм социальной жизни [2, с. 314].
Базовая установка Победоносцева – преобладание духовного над материальным, внутреннего над внешним. К. П. Победоносцев говорит о тех духовных и нравственных основах, на которых следует строить дело национального образования и воспитания молодого поколения. Эти основания такие:
Показательным в этом плане, выступают педагогические идеи и деятельность С. А. Рачинского. Школы С. А. Рачинского - образовательная система традиционного (народного) типа. Воспитательная система была основана на трех фундаментальных идеях: православии, народности и нравственности. Его школы ставили себе следующие цели и задачи воспитания: патриотические чувства любви к родине, развитие умственных сил ребенка; развитие его воли; гармоничное развитие душевных сил воспитанника: сердца, чувств и высших духовных дарований; создание нравственно-цельного характера; учить детей для последующей жизни; воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности; развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для взрослой жизни. Таким образом, «во главу угла» в сельской школе С. А. Рачинского было поставлено народное, традиционное воспитание.
Исходя из основной тенденции развития педагогической мысли ведущих педагогов и мыслителей второй половины XIX века, мы можем выделить основные положения воспитательной системы в школах России рассматриваемого периода.
Нравственное воспитание, по мнению педагогов народной школы, должно учитывать своеобразие исторических особенностей и национальную веру. Обучение и воспитание должно строиться на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа.
Таким образом, учитывая индивидуальный подход, уместно использовать элементы нравственного воспитания педагогической науки России второй половины XIX века. Расширение содержания школьных курсов, за счет белее глубокого и актуального изучения нравственных вопросов, позволяет не перегружать рабочую программу, а делать её более цельной и интересной. В сочетании с индивидуальным подходом, вопросы нравственного содержания, могут рассматриваться в виде бесед, дискуссий, эссе, исследовательской деятельности.
Так важным условием на уроках истории, является систематическое обращение к традиционной культуре и нравственным ценностям на основе всестороннего изучения жизни, деятельности, взглядов исторических деятелей; актуализации морально-волевых качеств русского народа на протяжении всего процесса изучения школьного курса. Такой подход способен привить учащимся лучшие образцы нравственных ценностей и сделать эти ценности значимыми не только на когнитивном уровне, но и в практической деятельности.
Предмет «Обществознание» также обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как именно на уроках обществознания рассматриваются вопросы смысла жизни, ценности, добродетели и другие направления, важные для всестороннего развития личности. Вопросы, которые были основополагающими в педагогических воззрениях многих учителей XIX века. Но если сейчас ответы на эти вопросы носят светский, зависящий от времени контекст, то в воспитательных воззрениях С. А. Рачинского и других педагогов народной школы ответы следует искать в традиционной для народа православной вере и национальной культуре.
Анализ проведенной практической работы, сравнение первичной и вторичной диагностик уровней нравственного воспитания школьников в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах, на начально (НЭ) и завершающем (ЗЭ) этапах, показывает существенные положительные изменения (рисунок).
Проведенное нами теоретическое и практическое исследование по воспитанию нравственности с использованием основных принципов отечественной педагогики второй половины XIX века, позволяет сделать вывод о целесообразности и эффективности использования опыта отечественных педагогов в современной образовательной организации на уроках истории и обществознания среди обучающихся 6–9 классов.
Рис. Динамика уровня развития нравственных качеств обучающихся 6–9 классов
Список литературы
Поделиться
Дорохов Г. П. Целесообразность использования опыта отечественных педагогов второй половины XIX века по воспитанию нравственности в современной образовательной организации // Актуальные исследования. 2024. №5 (187). Ч.III.С. 16-18. URL: https://apni.ru/article/8373-tselesoobraznost-ispolzovaniya-opita-otechest