По своему значению нравственное воспитание общества и в особенности подрастающего поколения является стратегической задачей государства. Нравственное воспитание призвано закладывать и определять моральные ориентиры народа, и в конечном счете определяет пути его развития, то есть нравственность лежит в основе идеологии и мировоззрения.
В современном российском обществе вопрос о нравственном воспитании особенно актуален. Выработанный за десятки поколений культурный код подвергается беспрецедентному по своему масштабу и агрессивности влиянию извне, привнося в мировоззрение современного поколения черты противоположные как нравственности русского народа, так и общепризнанным моральным ценностям.
Современная образовательная система не способна переломить подобную негативную тенденцию. Единственным адекватным решением данной проблемы может выступить традиционное народное образование, выработанное и обоснованное педагогами России второй половины XIX века.
Вторая половина XIX века – это период становления научной педагогики. Как и в современной России часть педагогов копировали западные системы образования и воспитания. Однако ведущие педагогики России стремились изменить вектор развития педагогической науки в сторону традиционных, народных корней.
Как в теоретической, так и в практической деятельности они выделили базовые принципы нравственного воспитания: народность и христианская духовность. Так К. Д. Ушинский, связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России христианско-православным идеалом совершенства, полагал, что «лучшие черты русской народности рождены православием» [6, с. 117]. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» он высказал мысль об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской почве.
Одним из выдающихся деятелей и идеологом народной, традиционной школы был Константин Петрович Победоносцев. Его взгляды характеризуются устойчивостью и традиционностью. Все пороки, полагал К. П. Победоносцев, приходят вместе с усложнением, с отходом от «естественных», исторически сложившихся форм социальной жизни [2, с. 314].
Базовая установка Победоносцева – преобладание духовного над материальным, внутреннего над внешним. К. П. Победоносцев говорит о тех духовных и нравственных основах, на которых следует строить дело национального образования и воспитания молодого поколения. Эти основания такие:
- Русская народная школа должна иметь историческую основу;
- Должна утверждаться на незыблемых началах веры православной, стражем и разъяснителем которых может быть лишь православное духовенство;
- Должна соответствовать религиозному чувству и желания самого народа. [2, с. 254].
Показательным в этом плане, выступают педагогические идеи и деятельность С. А. Рачинского. Школы С. А. Рачинского - образовательная система традиционного (народного) типа. Воспитательная система была основана на трех фундаментальных идеях: православии, народности и нравственности. Его школы ставили себе следующие цели и задачи воспитания: патриотические чувства любви к родине, развитие умственных сил ребенка; развитие его воли; гармоничное развитие душевных сил воспитанника: сердца, чувств и высших духовных дарований; создание нравственно-цельного характера; учить детей для последующей жизни; воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности; развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для взрослой жизни. Таким образом, «во главу угла» в сельской школе С. А. Рачинского было поставлено народное, традиционное воспитание.
Исходя из основной тенденции развития педагогической мысли ведущих педагогов и мыслителей второй половины XIX века, мы можем выделить основные положения воспитательной системы в школах России рассматриваемого периода.
Нравственное воспитание, по мнению педагогов народной школы, должно учитывать своеобразие исторических особенностей и национальную веру. Обучение и воспитание должно строиться на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа.
Таким образом, учитывая индивидуальный подход, уместно использовать элементы нравственного воспитания педагогической науки России второй половины XIX века. Расширение содержания школьных курсов, за счет белее глубокого и актуального изучения нравственных вопросов, позволяет не перегружать рабочую программу, а делать её более цельной и интересной. В сочетании с индивидуальным подходом, вопросы нравственного содержания, могут рассматриваться в виде бесед, дискуссий, эссе, исследовательской деятельности.
Так важным условием на уроках истории, является систематическое обращение к традиционной культуре и нравственным ценностям на основе всестороннего изучения жизни, деятельности, взглядов исторических деятелей; актуализации морально-волевых качеств русского народа на протяжении всего процесса изучения школьного курса. Такой подход способен привить учащимся лучшие образцы нравственных ценностей и сделать эти ценности значимыми не только на когнитивном уровне, но и в практической деятельности.
Предмет «Обществознание» также обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как именно на уроках обществознания рассматриваются вопросы смысла жизни, ценности, добродетели и другие направления, важные для всестороннего развития личности. Вопросы, которые были основополагающими в педагогических воззрениях многих учителей XIX века. Но если сейчас ответы на эти вопросы носят светский, зависящий от времени контекст, то в воспитательных воззрениях С. А. Рачинского и других педагогов народной школы ответы следует искать в традиционной для народа православной вере и национальной культуре.
Анализ проведенной практической работы, сравнение первичной и вторичной диагностик уровней нравственного воспитания школьников в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах, на начально (НЭ) и завершающем (ЗЭ) этапах, показывает существенные положительные изменения (рисунок).
Проведенное нами теоретическое и практическое исследование по воспитанию нравственности с использованием основных принципов отечественной педагогики второй половины XIX века, позволяет сделать вывод о целесообразности и эффективности использования опыта отечественных педагогов в современной образовательной организации на уроках истории и обществознания среди обучающихся 6–9 классов.
Рис. Динамика уровня развития нравственных качеств обучающихся 6–9 классов