Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такое нарушение речевого развития, при котором наблюдается недостаточный уровень сформированности всех компонентов языковой системы: словарного запаса (лексики), грамматического оформления (грамматики), звукопроизношения (фонетики), слуховых дифференцировок (фонематического слуха).
Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи отстает от нормы. Общее недоразвитие проявляется разными нарушениями и степенями тяжести: от полного отсутствия речевых средств общения до единичных нарушений в лексико-грамматическом строе устной речи.
У всех детей с ОНР можно отметить: позднее появление речи (первых слов, первых фраз); недостаточный уровень лексического запаса; наличие стойких грамматических ошибок; нарушение фонематического слуха; недостатки звукопроизношения; затруднения в связной монологической речи.
Для первого уровня развития речи при ОНР характерно отсутствие общеупотребительной речи. Такой ребенок выражает свои просьбы и желания с помощью мимики, жестов и упрощенных лепетных слов.
На втором уровне речевого развития у ребенка с ОНР наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. При этом присутствуют фразы из искаженных трех-четырех слов. Речь практически непонятна для окружающих. На этом уровне речевого развития ребенок не владеет словообразованием и словоизменением. Наблюдаются нарушения в произношении до 16-20 звуков.
На третьем уровне речевого развития у ребенка с ОНР отмечается развернутая фразовая речь. Ребенок активнее в речевом общении. Он может использовать не только простые, но и распространенные и даже сложные предложения. Чем активнее говорит ребенок, тем больше проявляется ошибок в его речи. Более заметными становятся недоразвитие лексики (словарного запаса), грамматики (грамматического оформления) и фонетики (звукопроизношения). Кроме грамматических ошибок при построении предложения (экспрессивный аграмматизм) могут быть структурные нарушения высказывания.
К четвертому уровню речевого развития при ОНР относятся дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы. Только углубленное обследование позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.
В речевых высказываниях детей с ОНР различного рода недостатки в области грамматики, лексики, фонетики хорошо заметны в разных формах монологической речи. Помимо стойких речевых нарушений в высказываниях детей данного контингента отмечаются ошибки, связанные с передачей логической последовательности, пропуском отдельных фрагментов и событий, действующих лиц, трудностями программирования связного сообщения, заменяющегося нередко перечислением отдельных предметов и их частей.
У детей с ОНР процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. У большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения. Дополнительные трудности в овладении монологической речью могут быть связаны с наличием у детей данного контингента вторичных нарушений в развитии высших психических функций, таких как: память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера. Сформированность лексикограмматических средств языка у детей с ОНР гораздо ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, а монологическая речь еще долгое время остается несовершенной. Это, в свою очередь, затрудняет процесс обучения детей в школе. Поэтому формирование связной речи у детей с ОНР является одним из самых важных направлений в педагогической работе.
Дети с ОНР не умеют полноценно строить свои речевые высказывания. Как правило, не комментируют свои действия, а делают все молча. Они часто избегают речевого общения и редко обращаются к взрослым и сверстникам с вопросами. Когда общение между ребенком и сверстником или взрослым все же происходит, оно оказывается весьма недолгим и неполноценным. Это происходит по следующим причинам: дети быстро теряют интерес к заданной теме разговора, что чаще всего приводит к прекращению диалога; у ребенка мало необходимых для ответа сведений, ограниченный запас слов, который в свою очередь препятствует формированию полноценных высказываний; дети не стараются разобраться в том, что им говорят, они понимают обращенную речь в целом, не обращая внимания на детали, отсюда – не точное понимание контекста разговора, все это не способствуют продолжению дальнейшего общения.
Недостаточная сформированность связной речи часто проявляется в диалогах и монологах. Причиной этого является трудности внутреннего планирования речи и ее языкового оформления. При составлении рассказов дети часто нарушают их последовательность и связность. Нередкими являются смысловые пропуски важных элементов сюжетной линии, нарушаются причинно-следственные и временные связи. Перечисленные ошибки вызваны тем, что самостоятельная речевая активность у детей снижена, они не умеют выделить главные и второстепенные элементы рассказа и с трудом устанавливают связи между ними, не умеют четко простроить целостную композицию текста. Часто дети неправильно связывают слова внутри фразы. Затруднения в точном изложении целостного текста обусловлены сложностями в понимании сюжетной линии, ограниченностью словарного запаса, недостаточностью языковых средств. При составлении рассказа или пересказа, дети стремятся как правило, к перечислению отдельных объектов, их признаков или действий, совершаемых с ними. Часто в процессе самостоятельного высказывания ребенок неоднократно возвращается к ранее сказанному, прерывает мысль, не может удержать сюжетную линию повествования.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи отстает от нормы. У многих из них наблюдаются трудности, как внутреннего планирования своей речи, так и его внешнего языкового оформления. Главной причиной этому является недостаточный словарный запас и несформированность грамматического строя речи.