Анализ системы оценки рисков экономической безопасности в гостиничной индустрии

В статье рассматривается необходимость грамотной оценки рисков предприятия, а также правильный выбор системы анализа рисков. Какую роль в экономической безопасности предприятия играет человеческий фактор и что такое недобросовестная конкуренция в сфере гостеприимства.

Аннотация статьи
экономическая безопасность
конкуренция
предпринимательская деятельность
гостиница
оценка рисков
Ключевые слова

Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и создаёт предпосылки для дальнейшего улучшения платежного баланса страны. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых. Предприятия гостиничного бизнеса относятся к сфере оказания услуг и имеют свои особенности в организации хозяйственной деятельности и ведению бухгалтерского учета.

Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. Для обеспечения эффективной работы бизнеса в современных условиях, прежде всего, руководство должно уметь правильно оценивать состояние предприятия и его потенциальные риски. Конкурентоспособность и экономическая стабильность являются важнейшими элементами управления предприятием, а качественное управление этими элементами влияет на качество жизни предприятия в целом.

Все люди любят путешествовать, а значит им необходимо место для отдыха в новых городах, новых регионах и новых странах. Управление отелями – один из самых привлекательных видов бизнеса на сегодняшний день. При правильном подходе, правильном соотношении цены и качества, а также соответствующей рекламе гостиничный бизнес может демонстрировать отличную рентабельность и окупаемость.

Существуют показатели, по которым можно понять, правильно ли ведется бизнес и эффективна ли стратегия в достижении поставленных целей. К таким показателям относятся:

  1. Room Revenue – выручка от продаж номерного фонда.
  2. Occupancy – загрузка, коэффициент заполняемости отеля.
  3. ADR (Average daily rate) – средняя цена за номер.
  4. RevPAR (Revenue per available room per day) – доход за один свободный номер.
  5. RevPAC (Revenue Per Available Customer) – доход на одного гостя.

Эти показатели помогают понять две вещи: направление развития бизнеса и его относительное положение по отношению к конкурентам [1, с. 432].

Экономическая безопасность гостиницы – это состояние защищенности от внутренних и внешних угроз (источников риска), сформированное руководством путем реализации системы мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Существует четыре основных направления обеспечения экономической безопасности гостиничной деятельности:

  • защита материальных ценностей;
  • защита финансовых ценностей;
  • защита персонала и гостей отеля;
  • защита интеллектуальной собственности (в том числе коммерческой тайны).

Основным параметром экономической безопасности предприятия является его устойчивость к рискам и последствиям хозяйственной деятельности. Соответственно, оценивать экономическую безопасность предприятия в условиях неопределенности внешней среды можно тогда, когда влияние рисков минимально, а компания располагает достаточными собственными ресурсами для дальнейшего развития [2].

Проведем анализ внешней и внутренней среды предприятия. Для грамотной аналитики существуют эффективные инструменты, такие как, например, PEST-анализ, который позволяет выявить проблемы во внешней среде предприятия. Для того чтобы получить общую картину, соответствующую деятельности отеля, необходимо рассмотреть экономические и политические факторы среды, в которой работает отель N.

Таблица 1

PEST-анализ отеля N

Политические факторы

Экономические факторы

  • обострение международных отношений;
  • требовательное законодательство;
  • политическая нестабильность;
  • введение санкций;
  • гарантированные инвестиции;
  • нестабильность экономики;
  • снижение темпов роста ВВП;
  • рост инфляции;
  • стремительное падение курса рубля;
  • высокие внешние издержки;
  • слабая логистика;
  • снижение платежеспособного спроса.

Социально-культурные факторы

Технологические факторы

  • нехватка квалифицированных кадров и специалистов;
  • нестабильная динамика платежеспособного спроса;
  • реализация социальных программ государством.
  • труднодоступность к новинкам отрасли;
  • затруднительный процесс информатизации управления;
  • зависимость от зарубежных технологий;
  • низкое качество замещающих технологий и решений;
  • развитие маркетинговых технологий;
  • необходимость адаптации новых технологий.

Результаты PEST-анализа показывают, что, хотя положение и показатели предприятия укрепились, всё же они сталкиваются с рядом проблем. Наиболее актуальные проблемы – это политическая и экономическая нестабильность. Эти проблемы влекут за собой нехватку специалистов, недоступность технологий, отсутствие финансирования и, что самое главное, стагнацию сектора гостеприимства из-за снижения интереса к России как к туристическому направлению во многих европейских странах.

Говоря о внешних факторах риска, стоит отдельно отметить недобросовестную конкуренцию. Это связано с тем, что в качестве угрозы может выступать организация, занимающаяся той же или смежной деятельностью [3, с. 255]. Недобросовестная конкуренция включает в себя:

  • подрыв репутации конкурентов, а также доверия к ним потребителей;
  • нарушение организации производственных процессов;
  • уход ценных кадров к конкурирующим организациям на локальном рынке;
  • дэмпинг.

Можно выделить основные внутренние факторы риска:

  • кадровая политика предприятия, а также непосредственно кадровый состав предприятия;
  • уровень финансовой независимости и устойчивости;
  • конкурентноспособность;
  • стратегический менеджмент.

Работа с персоналом играет важную роль в обеспечении экономической стабильности предприятия и осложняется тем, что в целевых организациях существует серьезная нехватка соответствующих запросу опытных сотрудников. Вакансии заполняются людьми, не имеющими необходимого уровня образования, опыта и навыков и, как следствие, наблюдается довольно значительная текучесть кадров.

SNW-анализ позволяет выявить наиболее сильные и слабые стороны предприятия, что дает возможность разработать меры, направленные на минимизацию или устранение рисков.

Таблица 2

SNW-анализ отеля N

Параметр

Сильная сторона

Нейтральная сторона

Слабая сторона

Стратегия фирмы

+

-

-

Структура аппарата управления

-

+

-

Финансовое состояние

+

-

-

Уровень конкурентоспособности

-

+

-

Применение IT- технологий

-

+

-

Коммуникации маркетинга

+

-

-

Бренд

+

-

-

Трудовые ресурсы

-

-

+

Имидж на рынке среди потребителей

-

+

-

Взаимоотношения с государственными органами

-

+

-

Степень инноваций

-

+

-

Согласно проведенному анализу, основными сильными сторонами предприятия являются финансовое положение, уровень конкурентоспособности компании и сложившийся имидж отеля на петербургском рынке. Это говорит о том, что предприятие грамотно осуществляет стратегическое планирование своей деятельности и старается укрепить свои позиции в данной сфере деятельности. Следует упомянуть и о сильных сторонах бренда. Благодаря бренду гостиницы высоко ценятся среди конечных потребителей, и в результате предприятие может использовать свой авторитет в положительном ключе и выдержать серьезный кризис в отрасли без потерь за счет лояльных потребителей.

Говоря о слабых сторонах, особое внимание следует уделить трудовым ресурсам. Это связано с тем, что данный показатель может оказывать негативное влияние как на нейтральные, так и на сильные стороны отеля N.

Комплексная оценка экономической безопасности предприятия является сложной и многокритериальной задачей. От правильного выбора системы показателей для мониторинга зависит степень адекватности оценки экономической безопасности предприятия, его положение, комплекс мер, необходимых для выявления и предотвращения опасностей, соответствующих масштабу и характеру риска [4, с. 213].

Выбор методов анализа качества гостиничных услуг направлен на повышение уровня сервиса и экономической эффективности производства гостиничных услуг. Развитие рыночных отношений приводит к появлению новых задач и необходимости совершенствования управления. Руководителям отелей важно понимать необходимость постоянного повышения уровня сервиса, уровня подготовки персонала и эффективности маркетинговых инструментов.

В условиях современной экономики каждое предприятие несет в себе предпринимательские риски, ответственность за минимизацию и правильное управление которыми лежит не только на сотрудниках компании, но и на тех, кто отвечает за корпоративное управление такими предприятиями. В связи с этим вопрос обязательной минимизации рисков для предприятий приобретает особую актуальность, поскольку жизнеспособность предприятия напрямую зависит от управления рисками.

Текст статьи
  1. Быстров С.А. Организация гостиничного дела. – М.: Инфра-М, 2016. – 432 с.
  2. Гончаренко Л.П. Процесс обеспечения экономической безопасности предприятия. Справочник экономиста № 12, 2011.
  3. Рягин Ю.И. Рискология в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Ю.И. Рягин. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 255 с.
  4. Турчаева И.Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебник и практикум для вузов / И.Н. Турчаева, Я. Ю. Таенчук. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 213 с.
Список литературы