Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и создаёт предпосылки для дальнейшего улучшения платежного баланса страны. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых. Предприятия гостиничного бизнеса относятся к сфере оказания услуг и имеют свои особенности в организации хозяйственной деятельности и ведению бухгалтерского учета.
Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. Для обеспечения эффективной работы бизнеса в современных условиях, прежде всего, руководство должно уметь правильно оценивать состояние предприятия и его потенциальные риски. Конкурентоспособность и экономическая стабильность являются важнейшими элементами управления предприятием, а качественное управление этими элементами влияет на качество жизни предприятия в целом.
Все люди любят путешествовать, а значит им необходимо место для отдыха в новых городах, новых регионах и новых странах. Управление отелями – один из самых привлекательных видов бизнеса на сегодняшний день. При правильном подходе, правильном соотношении цены и качества, а также соответствующей рекламе гостиничный бизнес может демонстрировать отличную рентабельность и окупаемость.
Существуют показатели, по которым можно понять, правильно ли ведется бизнес и эффективна ли стратегия в достижении поставленных целей. К таким показателям относятся:
- Room Revenue – выручка от продаж номерного фонда.
- Occupancy – загрузка, коэффициент заполняемости отеля.
- ADR (Average daily rate) – средняя цена за номер.
- RevPAR (Revenue per available room per day) – доход за один свободный номер.
- RevPAC (Revenue Per Available Customer) – доход на одного гостя.
Эти показатели помогают понять две вещи: направление развития бизнеса и его относительное положение по отношению к конкурентам [1, с. 432].
Экономическая безопасность гостиницы – это состояние защищенности от внутренних и внешних угроз (источников риска), сформированное руководством путем реализации системы мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.
Существует четыре основных направления обеспечения экономической безопасности гостиничной деятельности:
- защита материальных ценностей;
- защита финансовых ценностей;
- защита персонала и гостей отеля;
- защита интеллектуальной собственности (в том числе коммерческой тайны).
Основным параметром экономической безопасности предприятия является его устойчивость к рискам и последствиям хозяйственной деятельности. Соответственно, оценивать экономическую безопасность предприятия в условиях неопределенности внешней среды можно тогда, когда влияние рисков минимально, а компания располагает достаточными собственными ресурсами для дальнейшего развития [2].
Проведем анализ внешней и внутренней среды предприятия. Для грамотной аналитики существуют эффективные инструменты, такие как, например, PEST-анализ, который позволяет выявить проблемы во внешней среде предприятия. Для того чтобы получить общую картину, соответствующую деятельности отеля, необходимо рассмотреть экономические и политические факторы среды, в которой работает отель N.
Таблица 1
PEST-анализ отеля N
Политические факторы |
Экономические факторы |
---|---|
|
|
Социально-культурные факторы |
Технологические факторы |
|
|
Результаты PEST-анализа показывают, что, хотя положение и показатели предприятия укрепились, всё же они сталкиваются с рядом проблем. Наиболее актуальные проблемы – это политическая и экономическая нестабильность. Эти проблемы влекут за собой нехватку специалистов, недоступность технологий, отсутствие финансирования и, что самое главное, стагнацию сектора гостеприимства из-за снижения интереса к России как к туристическому направлению во многих европейских странах.
Говоря о внешних факторах риска, стоит отдельно отметить недобросовестную конкуренцию. Это связано с тем, что в качестве угрозы может выступать организация, занимающаяся той же или смежной деятельностью [3, с. 255]. Недобросовестная конкуренция включает в себя:
- подрыв репутации конкурентов, а также доверия к ним потребителей;
- нарушение организации производственных процессов;
- уход ценных кадров к конкурирующим организациям на локальном рынке;
- дэмпинг.
Можно выделить основные внутренние факторы риска:
- кадровая политика предприятия, а также непосредственно кадровый состав предприятия;
- уровень финансовой независимости и устойчивости;
- конкурентноспособность;
- стратегический менеджмент.
Работа с персоналом играет важную роль в обеспечении экономической стабильности предприятия и осложняется тем, что в целевых организациях существует серьезная нехватка соответствующих запросу опытных сотрудников. Вакансии заполняются людьми, не имеющими необходимого уровня образования, опыта и навыков и, как следствие, наблюдается довольно значительная текучесть кадров.
SNW-анализ позволяет выявить наиболее сильные и слабые стороны предприятия, что дает возможность разработать меры, направленные на минимизацию или устранение рисков.
Таблица 2
SNW-анализ отеля N
Параметр |
Сильная сторона |
Нейтральная сторона |
Слабая сторона |
---|---|---|---|
Стратегия фирмы |
+ |
- |
- |
Структура аппарата управления |
- |
+ |
- |
Финансовое состояние |
+ |
- |
- |
Уровень конкурентоспособности |
- |
+ |
- |
Применение IT- технологий |
- |
+ |
- |
Коммуникации маркетинга |
+ |
- |
- |
Бренд |
+ |
- |
- |
Трудовые ресурсы |
- |
- |
+ |
Имидж на рынке среди потребителей |
- |
+ |
- |
Взаимоотношения с государственными органами |
- |
+ |
- |
Степень инноваций |
- |
+ |
- |
Согласно проведенному анализу, основными сильными сторонами предприятия являются финансовое положение, уровень конкурентоспособности компании и сложившийся имидж отеля на петербургском рынке. Это говорит о том, что предприятие грамотно осуществляет стратегическое планирование своей деятельности и старается укрепить свои позиции в данной сфере деятельности. Следует упомянуть и о сильных сторонах бренда. Благодаря бренду гостиницы высоко ценятся среди конечных потребителей, и в результате предприятие может использовать свой авторитет в положительном ключе и выдержать серьезный кризис в отрасли без потерь за счет лояльных потребителей.
Говоря о слабых сторонах, особое внимание следует уделить трудовым ресурсам. Это связано с тем, что данный показатель может оказывать негативное влияние как на нейтральные, так и на сильные стороны отеля N.
Комплексная оценка экономической безопасности предприятия является сложной и многокритериальной задачей. От правильного выбора системы показателей для мониторинга зависит степень адекватности оценки экономической безопасности предприятия, его положение, комплекс мер, необходимых для выявления и предотвращения опасностей, соответствующих масштабу и характеру риска [4, с. 213].
Выбор методов анализа качества гостиничных услуг направлен на повышение уровня сервиса и экономической эффективности производства гостиничных услуг. Развитие рыночных отношений приводит к появлению новых задач и необходимости совершенствования управления. Руководителям отелей важно понимать необходимость постоянного повышения уровня сервиса, уровня подготовки персонала и эффективности маркетинговых инструментов.
В условиях современной экономики каждое предприятие несет в себе предпринимательские риски, ответственность за минимизацию и правильное управление которыми лежит не только на сотрудниках компании, но и на тех, кто отвечает за корпоративное управление такими предприятиями. В связи с этим вопрос обязательной минимизации рисков для предприятий приобретает особую актуальность, поскольку жизнеспособность предприятия напрямую зависит от управления рисками.