Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Формирование мировоззрения курсантов на основе истории России

Формирование мировоззрения курсантов на основе истории России

Автор(-ы):

Романов Кирилл Валерьевич

Габбасов Марат Рафкатович

Бутюгин Данил Александрович

Гатаулин Фаиль Фанильевич

Кондрашова Евгения Геннадьевна

3 февраля 2024

Секция

Военное дело

Ключевые слова

мировоззрение
профессиональное мировоззрение
мировоззрение курсанта

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению специфики формирование мировоззрения курсантов на основе Истории России. Рассмотрено понятие мировоззрения и профессионального мировоззрения. Показано содержание профессионального мировоззрения курсанта как будущего офицера. Выявлена значимость изучения истории России для формирования мировоззрения курсантов, приведены некоторые формы и методы работы.

Текст статьи

Проблема формирования мировоззрения является важной темой в области педагогики. Она связана с тем, как люди приобретают свои системы ценностей, убеждений и взглядов на мир. Это процесс, который происходит на протяжении всей жизни и может быть определен различными факторами, такими как образование, семья, культура и общество. Когда речь идет о военном образовании и формировании будущих офицеров, процесс становится еще более сложным. Военные вузы стремятся не только передать студентам необходимые знания и навыки, но и изменить их мотивации, ценности и взгляды на мир. В современном обществе мы сталкиваемся с нестабильностью и изменениями в ценностных ориентациях. Традиционные ценности и убеждения могут постепенно утрачивать свою значимость, что отражается на мировоззрении студентов. Однако, несмотря на эти изменения, личностные качества офицеров считаются крайне важными. К ним относятся профессионализм, патриотизм, воинская честь и достоинство, мужество и ответственность.

Опыт последних лет показывает, что выпускники современных военных вузов не всегда полностью соответствуют требованиям армии и общества в отношении сформированности своего мировоззрения. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые офицеры, включают недостаточное понимание важности патриотизма, несформированные морально-нравственные качества, низкий уровень внутренней мотивации для защиты Отечества, стереотипное мышление и другие аспекты. Это подчеркивает необходимость улучшения системы обучения будущих офицеров.

Цель обучения в военных институтах заключается не только в формировании профессиональных навыков, но и в развитии гуманитарной и мировоззренческой составляющей. Мировоззрение играет важную роль в формировании личности будущего офицера. Оно представляет собой комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на самоопределение в этом мире и на связь с реальностью.

По словам Б. И. Додонова, мировоззрение является неотъемлемой основой для зрелого мышления, которое включает в себя знания о мире и отношение к нему. И. Я. Лернер утверждает, что мировоззрение представляет собой систему научно обоснованных взглядов на природу и общество, которые становятся осознанными личными убеждениями [4].

Оно отражает особенности общественного бытия человека и определяет его личностную позицию в конкретной исторической системе общественных отношений. Мировоззрение охватывает наиболее общие и существенные черты, свойства и законы объективного мира. Оно помогает осознать и понять мир вокруг нас, его структуру, закономерности и взаимосвязи. Однако мировоззрение не просто набор знаний. Оно также отражает цели и интересы личности, ее взгляды на жизнь, моральные убеждения и идеалы. Мировоззрение формируется под воздействием различных факторов, таких как культура, образование, религия, история и личный опыт [1].

Из анализа научных исследований о формировании профессионального мировоззрения личности следует, что эта проблема имеет важное значение в педагогической науке для подготовки будущих специалистов, которые обладают современным научным подходом к пониманию мира. Согласно С. В. Манецкой, которая исследовала профессиональное мировоззрение военных профессий, под этим термином понимается система профессиональных качеств, включающая понимание и восприятие мира, которая формируется на основе знаний и опыта, полученных в процессе практической деятельности [2, с. 36].

Основу профессионального мировоззрения курсантов составляют ценностные ориентации, которые отражают этические принципы, на которых строится их профессия. Важность и качество профессиональных качеств, а также включение гуманистических ценностей в них, существенно влияют на результативность деятельности военного, определяют значимость его труда.

Одной из ключевых ценностей военной службы является обеспечение государственной и общественной безопасности. Это требует не только профессионализма и технических навыков, но и глубокого понимания своей роли в обществе и готовности приложить усилия для его защиты. Важным аспектом профессионального мировоззрения военных специалистов является защита прав и свобод человека и гражданина. Курсанты осознают, что их деятельность должна быть направлена на обеспечение безопасности и защиту прав и свобод граждан [3].

Для развития мировоззрения важную роль играют современные методологические и теоретические подходы, а также педагогический опыт преподавателей вуза. История, обязательная дисциплина военного вуза, имеет большой потенциал в формировании личности курсантов и развитии мировоззренческих убеждений. Изучение истории России является основой для развития научного мировоззрения у молодого поколения, так как она отражает реальный мир. В связи с этим, педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы создать благоприятные условия для формирования мировоззренческих убеждений у курсантов, что обеспечивается изучением исторического прошлого государства. В процессе обучения курсанты не только получают знания о фактах и событиях реальности, процессах и деятельности людей, но и оценивают все это с учетом своих убеждений, интересов, стремлений и потребностей, которые сформировались у них в результате различных жизненных обстоятельств и изучения истории государства.

Через изучение исторических событий и фактов курсанты получают знания о прошлом своей страны, о ее достижениях и сложностях. Они узнают о героических поступках и подвигах своих соотечественников, что способствует формированию гордости за свою нацию. Кроме того, изучение истории позволяет понять, какие ценности и принципы сформировались в ходе исторического развития страны, и как они влияют на современность.

Педагоги военного вуза должны создавать благоприятные условия для формирования мировоззренческих убеждений у курсантов. Это может быть достигнуто через организацию учебного процесса, включающего интерактивные методы обучения, дискуссии и анализ исторических событий. Важно, чтобы курсанты не только получали знания, но и учились анализировать их.

В процессе обучения курсантов педагогу следует уделить особое внимание многонациональности в Российской Федерации. Это позволит сформировать уважение к истории и культуре не только своего народа, но и других этнических групп, а также развитие толерантности, понимания и умения работать в многонациональной среде. Изучение исторических задач и достижений народов России помогает понять важность их вклада в формирование общей истории и культуры страны.

Для оценки эффективности формирования мировоззрения курсантов на основе изучения истории России можно применять различные методы, такие как опросы, тестирование и написание эссе. Эти методы позволяют получить обратную связь от курсантов и оценить уровень их понимания и усвоения изучаемого материала.

Кроме того, для формирования целостного мировоззрения курсантов важно проводить краеведческую работу. Такой подход помогает связать общую историю с конкретными местными событиями и традициями, что способствует более глубокому пониманию и усвоению материала курсантами.

Помимо изучения общей истории своей страны, педагоги придерживаются мнения о необходимости изучения истории собственной семьи. Курсанты имеют возможность провести исследование, посвященное истории своих предков, и изучить их роль в значимых событиях страны, таких как Великая Отечественная война или развитие промышленного потенциала страны в XX веке (Магнитка, Целина, БАМ и т. п.).

Они могут представлять результаты своих исследований в виде рефератов, презентаций, исторических сочинений, эссе, докладов.

Действительно, при написании реферата о историческом событии или личности, использование научных монографий и статей является важным источником информации. Использование от двух до четырех научных статей позволяет представить множество точек зрения и различные подходы к изучению выбранной темы. Цель такого вида работы не ограничивается простым конспектированием фактов, а направлена на развитие навыков исторических исследований, критическое мышление и умение осмысливать историческую информацию. Использование научных монографий и статей помогает студенту ознакомиться с академическими подходами к историческому анализу и развить навыки работы с источниками и литературой.

Таким образом, изучение истории России предоставляет прекрасную возможность для формирования целостного мировоззрения у курсантов. Каждый преподаватель стремится, чтобы полученные знания стали неотъемлемой частью внутренней позиции личности, то есть формировали мировоззренческий подход. Можно выделить необходимые условия для эффективной организации этого процесса. Первое важное условие заключается в активной интеллектуальной и мыслительной деятельности курсанта при освоении системы понятий, то есть использовании проблемного подхода к обучению. Вторым условием является подбор фактов из истории России, которые показывают значимость патриотических, нравственных, гражданских установок и формируют у курсанта гордость за свое Отечество и развивают потребность в его защите.

Список литературы

  1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие / Н.В. Басова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 413 с.
  2. Манецкая, С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров запаса в образовательном пространстве гражданского вуза: автореф. дис. канд. педагог. наук: 13.00.08. С.В. Манецкая. – Великий Новгород, 201 – 25 с.
  3. Ефремов, О.Ю. Военная педагогика. Учебник для вузов / О.Ю. Ефремов. – Санкт-Петербург: Питер, 202 – 640 с.
  4. Семак, В.В. Формирование понятия «Профессиональное мировоззрение личности» как теоретическая проблема: генезис и современное состояние / В.В. Семак // МНКО. – 2019. – №4 (77). – С.232-23

Поделиться

273

Романов К. В., Габбасов М. Р., Бутюгин Д. А., Гатаулин Ф. Ф., Кондрашова Е. Г. Формирование мировоззрения курсантов на основе истории России // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.I.С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/8386-formirovanie-mirovozzreniya-kursantov-na-osno

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля