Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Формирование мировоззрения курсантов на основе истории России

Формирование мировоззрения курсантов на основе истории России

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

мировоззрение
профессиональное мировоззрение
мировоззрение курсанта

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению специфики формирование мировоззрения курсантов на основе Истории России. Рассмотрено понятие мировоззрения и профессионального мировоззрения. Показано содержание профессионального мировоззрения курсанта как будущего офицера. Выявлена значимость изучения истории России для формирования мировоззрения курсантов, приведены некоторые формы и методы работы.

Текст статьи

Проблема формирования мировоззрения является важной темой в области педагогики. Она связана с тем, как люди приобретают свои системы ценностей, убеждений и взглядов на мир. Это процесс, который происходит на протяжении всей жизни и может быть определен различными факторами, такими как образование, семья, культура и общество. Когда речь идет о военном образовании и формировании будущих офицеров, процесс становится еще более сложным. Военные вузы стремятся не только передать студентам необходимые знания и навыки, но и изменить их мотивации, ценности и взгляды на мир. В современном обществе мы сталкиваемся с нестабильностью и изменениями в ценностных ориентациях. Традиционные ценности и убеждения могут постепенно утрачивать свою значимость, что отражается на мировоззрении студентов. Однако, несмотря на эти изменения, личностные качества офицеров считаются крайне важными. К ним относятся профессионализм, патриотизм, воинская честь и достоинство, мужество и ответственность.

Опыт последних лет показывает, что выпускники современных военных вузов не всегда полностью соответствуют требованиям армии и общества в отношении сформированности своего мировоззрения. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые офицеры, включают недостаточное понимание важности патриотизма, несформированные морально-нравственные качества, низкий уровень внутренней мотивации для защиты Отечества, стереотипное мышление и другие аспекты. Это подчеркивает необходимость улучшения системы обучения будущих офицеров.

Цель обучения в военных институтах заключается не только в формировании профессиональных навыков, но и в развитии гуманитарной и мировоззренческой составляющей. Мировоззрение играет важную роль в формировании личности будущего офицера. Оно представляет собой комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на самоопределение в этом мире и на связь с реальностью.

По словам Б. И. Додонова, мировоззрение является неотъемлемой основой для зрелого мышления, которое включает в себя знания о мире и отношение к нему. И. Я. Лернер утверждает, что мировоззрение представляет собой систему научно обоснованных взглядов на природу и общество, которые становятся осознанными личными убеждениями [4].

Оно отражает особенности общественного бытия человека и определяет его личностную позицию в конкретной исторической системе общественных отношений. Мировоззрение охватывает наиболее общие и существенные черты, свойства и законы объективного мира. Оно помогает осознать и понять мир вокруг нас, его структуру, закономерности и взаимосвязи. Однако мировоззрение не просто набор знаний. Оно также отражает цели и интересы личности, ее взгляды на жизнь, моральные убеждения и идеалы. Мировоззрение формируется под воздействием различных факторов, таких как культура, образование, религия, история и личный опыт [1].

Из анализа научных исследований о формировании профессионального мировоззрения личности следует, что эта проблема имеет важное значение в педагогической науке для подготовки будущих специалистов, которые обладают современным научным подходом к пониманию мира. Согласно С. В. Манецкой, которая исследовала профессиональное мировоззрение военных профессий, под этим термином понимается система профессиональных качеств, включающая понимание и восприятие мира, которая формируется на основе знаний и опыта, полученных в процессе практической деятельности [2, с. 36].

Основу профессионального мировоззрения курсантов составляют ценностные ориентации, которые отражают этические принципы, на которых строится их профессия. Важность и качество профессиональных качеств, а также включение гуманистических ценностей в них, существенно влияют на результативность деятельности военного, определяют значимость его труда.

Одной из ключевых ценностей военной службы является обеспечение государственной и общественной безопасности. Это требует не только профессионализма и технических навыков, но и глубокого понимания своей роли в обществе и готовности приложить усилия для его защиты. Важным аспектом профессионального мировоззрения военных специалистов является защита прав и свобод человека и гражданина. Курсанты осознают, что их деятельность должна быть направлена на обеспечение безопасности и защиту прав и свобод граждан [3].

Для развития мировоззрения важную роль играют современные методологические и теоретические подходы, а также педагогический опыт преподавателей вуза. История, обязательная дисциплина военного вуза, имеет большой потенциал в формировании личности курсантов и развитии мировоззренческих убеждений. Изучение истории России является основой для развития научного мировоззрения у молодого поколения, так как она отражает реальный мир. В связи с этим, педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы создать благоприятные условия для формирования мировоззренческих убеждений у курсантов, что обеспечивается изучением исторического прошлого государства. В процессе обучения курсанты не только получают знания о фактах и событиях реальности, процессах и деятельности людей, но и оценивают все это с учетом своих убеждений, интересов, стремлений и потребностей, которые сформировались у них в результате различных жизненных обстоятельств и изучения истории государства.

Через изучение исторических событий и фактов курсанты получают знания о прошлом своей страны, о ее достижениях и сложностях. Они узнают о героических поступках и подвигах своих соотечественников, что способствует формированию гордости за свою нацию. Кроме того, изучение истории позволяет понять, какие ценности и принципы сформировались в ходе исторического развития страны, и как они влияют на современность.

Педагоги военного вуза должны создавать благоприятные условия для формирования мировоззренческих убеждений у курсантов. Это может быть достигнуто через организацию учебного процесса, включающего интерактивные методы обучения, дискуссии и анализ исторических событий. Важно, чтобы курсанты не только получали знания, но и учились анализировать их.

В процессе обучения курсантов педагогу следует уделить особое внимание многонациональности в Российской Федерации. Это позволит сформировать уважение к истории и культуре не только своего народа, но и других этнических групп, а также развитие толерантности, понимания и умения работать в многонациональной среде. Изучение исторических задач и достижений народов России помогает понять важность их вклада в формирование общей истории и культуры страны.

Для оценки эффективности формирования мировоззрения курсантов на основе изучения истории России можно применять различные методы, такие как опросы, тестирование и написание эссе. Эти методы позволяют получить обратную связь от курсантов и оценить уровень их понимания и усвоения изучаемого материала.

Кроме того, для формирования целостного мировоззрения курсантов важно проводить краеведческую работу. Такой подход помогает связать общую историю с конкретными местными событиями и традициями, что способствует более глубокому пониманию и усвоению материала курсантами.

Помимо изучения общей истории своей страны, педагоги придерживаются мнения о необходимости изучения истории собственной семьи. Курсанты имеют возможность провести исследование, посвященное истории своих предков, и изучить их роль в значимых событиях страны, таких как Великая Отечественная война или развитие промышленного потенциала страны в XX веке (Магнитка, Целина, БАМ и т. п.).

Они могут представлять результаты своих исследований в виде рефератов, презентаций, исторических сочинений, эссе, докладов.

Действительно, при написании реферата о историческом событии или личности, использование научных монографий и статей является важным источником информации. Использование от двух до четырех научных статей позволяет представить множество точек зрения и различные подходы к изучению выбранной темы. Цель такого вида работы не ограничивается простым конспектированием фактов, а направлена на развитие навыков исторических исследований, критическое мышление и умение осмысливать историческую информацию. Использование научных монографий и статей помогает студенту ознакомиться с академическими подходами к историческому анализу и развить навыки работы с источниками и литературой.

Таким образом, изучение истории России предоставляет прекрасную возможность для формирования целостного мировоззрения у курсантов. Каждый преподаватель стремится, чтобы полученные знания стали неотъемлемой частью внутренней позиции личности, то есть формировали мировоззренческий подход. Можно выделить необходимые условия для эффективной организации этого процесса. Первое важное условие заключается в активной интеллектуальной и мыслительной деятельности курсанта при освоении системы понятий, то есть использовании проблемного подхода к обучению. Вторым условием является подбор фактов из истории России, которые показывают значимость патриотических, нравственных, гражданских установок и формируют у курсанта гордость за свое Отечество и развивают потребность в его защите.

Список литературы

  1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие / Н.В. Басова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 413 с.
  2. Манецкая, С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров запаса в образовательном пространстве гражданского вуза: автореф. дис. канд. педагог. наук: 13.00.08. С.В. Манецкая. – Великий Новгород, 201 – 25 с.
  3. Ефремов, О.Ю. Военная педагогика. Учебник для вузов / О.Ю. Ефремов. – Санкт-Петербург: Питер, 202 – 640 с.
  4. Семак, В.В. Формирование понятия «Профессиональное мировоззрение личности» как теоретическая проблема: генезис и современное состояние / В.В. Семак // МНКО. – 2019. – №4 (77). – С.232-23

Поделиться

360

Романов К. В., Габбасов М. Р., Бутюгин Д. А., Гатаулин Ф. Ф., Кондрашова Е. Г. Формирование мировоззрения курсантов на основе истории России // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.I.С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/8386-formirovanie-mirovozzreniya-kursantov-na-osno

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа