Введение
В каждом деле имеет большую важность расчет момента, когда компания будет выходить из зоны убытков в зону, где она сможет получать свою прибыль. Как раз для такого важного момента был придуман расчет, который является точкой безубыточности. Точка безубыточности показывает на сколько эффективен тот или иной проект. Умение находить точку безубыточности очень важно для любого инвестора. Ведь данный анализ показывает, когда проект войдет в зону безубыточности, а также на сколько чувствителен данный проект к изменениям уровня выручки, а также к изменениям мировых цен, росту и затрат. Как раз для таких случаев, математики придумали расчет точки безубыточности.
1. Что такое точка безубыточности
Точка безубыточности (ТБ) – объём товаров или услуг, который бизнес должен продать, чтобы выйти в ноль. Иногда точку безубыточности сравнивают с окупаемостью, но это не так. Потому что, точка безубыточности – это соотношение доходов и расходов, а окупаемость – это срок, через который вложенные деньги вернуться.
Для чего используют точку безубыточности?
Точку безубыточности используют при планировании нового проекта, анализе рынка и решения экономических задач. Точка безубыточности помогает:
- составить план производства и продаж;
- рассчитать и скорректировать стоимость товаров или услуг;
- оценить финансовую устойчивость бизнеса;
- проследить, как изменения в ценах и расходах влияют на рентабельность.
Данный метод анализа является относительно простым, но это является и минусом данного метода.
В одном случае, данный метод не учитывает складские запасы, сезонность спроса, активность конкурентов и колебания экономики. Но у такой простоты есть и плюсы – использовать инструмент удобно, можно без многоступенчатых расчётов увидеть одну из граней своего бизнеса.
Для того, чтобы рассчитать точку безубыточности, нам понадобиться знать сумму постоянных и переменных расходов. Кроме того, для бизнеса с одним товаром – цену единицы товара, для компании с двумя и более товарами – общую выручку. Данные по расходам и выручке берём за 1 календарный месяц.
Постоянные расходы – расходы, которые не зависят от объёма производства и продаж. Это аренда офиса или торговой площади, коммуналка, подписка на программное обеспечение, зарплата сотрудников на окладе, кредитные платежи. Неважно, работает предприятие или простаивает, эти расходы остаются.
Переменные расходы – те, которые изменяются пропорционально объёмам производства и продаж. Сюда входит оплата сырья, комплектующих, расходных материалов – того, из чего формируется себестоимость товара. Также к переменным расходам относятся: отчисление процента с продаж менеджерам, оплата курьерской доставки и топлива штатным водителям.
Цена единицы товара – сколько компания получает денег за продажу одного продукта или услуги. Если у компании нет фиксированной стоимости, то считают среднюю цену.
Выручка – сколько компания получила денег за все товары или услуги, которые продала в расчётном периоде.
И так, как же подсчитать точку безубыточности?
2. Расчет точки безубыточности
Существует два варианта подсчета, если компания занимается продажей одного товара и когда компания занимается продажей нескольких товаров.
Как посчитать точку безубыточности
Если компания продаёт один товар, то лучше считать ТБ в натуральном выражении – в штуках, килограммах, квадратных метрах, проектах, сделках. Она покажет, сколько килограммов песка нужно продать, чтобы выйти в ноль. Это проще, чем считать в деньгах.
Когда товаров два и больше с разной себестоимостью и отпускной ценой, то точку безубыточности считают в денежном выражении. То есть металлургический завод, магазину, частной поликлинике, ресторану, аптеке нужно считать ТБ в деньгах.
Рассмотрим два варианта расчета точки безубыточности
Первый расчет – это расчет точки безубыточности в натуральном выражении.
Точка безубыточности в натуральном выражении может показать, сколько единиц товара нужно продать, чтобы расходы компании были перекрыты. Будем высчитывать точку безубыточности в натуральном выражении при помощи двух формул.
Формула расчёта ТБ в натуральном выражении
ТБ н.в. = Постоянные расходы / Маржа на ЕТ
ЕТ – единица товара
Формула расчёта маржи на единицу товара
Маржа на ЕТ = Цена ЕТ – Переменные расходы на ЕТ
За пример возьмем тату салон «Тату». Любое тату стоит 3000 рублей, самозанятые мастера зарабатывают 50% с каждой татуировки, то есть 1500 рублей. И каждый месяц тату салон тратит 126 000 рублей:
- Аренда помещения – 60 000 рублей
- Коммунальные платежи – 6 000 рублей
- Зарплата бухгалтеру – 60 000
- Постоянные расходы – 126 000 рублей
- Цена ЕТ – 3000 рублей
- Переменные расходы на ЕТ – 1500 рублей
Сначала считаем маржу: 500 – 250 = 250 ₽. Затем подставляем цифры в формулу ТБ: 63 000 / 250 = 252 стрижки. Получается, чтобы выйти в ноль, парикмахерской нужно подстричь 252 человека.
Расчёт точки безубыточности в денежном выражении
ТБ в денежном выражении показывает, на какую сумму нужно продать продукции, чтобы перекрыть расходы компании.
Формула расчёта ТБ в денежном выражении
ТБдв = Постоянные расходы / (Цена ЕТ - Переменные расходы на ЕТ) × Цена ЕТ
Если у товаров разная цена, то берут среднюю. Для этого складывают цену всех товаров и делят на количество товаров.
Для начала присчитываем маржу: 3000 – 1500 = 1500 рублей. После этого применяем цифры в формуле ТБ: 126 000 / 1500 = 84 татуировки. После данного расчета нам становится понятно, что чтобы выйти в ноль нам нужно сделать 84 татуировки.
Это был пример расчета в натуральном выражении, теперь расчет точки безубыточности в денежном выражении.
Точка безубыточности в денежном выражении показывает, на какую сумму нужно продать продукции, чтобы перекрыть расходы компании.
Формула расчёта ТБ в денежном выражении
ТБ д.в. = Постоянные расходы / (Цена ЕТ – Переменные расходы на ЕТ) × Цена ЕТ
Если у товаров разная цена, то берут среднюю. Для этого складывают цену всех товаров и делят на количество товаров.
К примеру, возьмем расчет магазина «Продукты 24». Данный магазин закупает товары по 20 рублей, 30 рублей и 40 рублей - в среднем 30 рублей. А продает данные товары по 60 рублей, 90 рублей и 150 рублей – в среднем получается 100 рублей. В данном магазине работают хозяин и его сын. Ежемесячно магазин тратит 153 000 рублей:
- аренда помещения – 30 000 рублей;
- коммунальные платежи – 3 000 рублей;
- зарплата продавцов – 80 000 рублей;
- зарплата бухгалтера на полставки – 30 000 рублей;
- платёж по кредиту – 10 000 рублей.
То есть:
Постоянные расходы – 153 000 рублей
Цена ЕТ – 100 рублей.
Переменные расходы на ЕТ – 30 рублей.
Подставляем в формулу: 153 000 / (100 – 30) × 100 = 153 000 / 70 × 100 = 2 185,71 × 100 = 218 571 рублей. Получается, чтобы выйти в ноль, магазину нужно продать товаров на 218 571 рублей.
Но бывает, когда среднюю цену и переменные посчитать невозможно. К примеру, если магазин использует дисконтную систему и подарки за покупку от определенной суммы, то тогда расчет точки безубыточности будет происходить через маржу целого объема продукции, которая компания реализовала за месяц. В данном случае считать точку безубыточности лучше считать таким образом:
Формула расчёта ТБ в денежном выражении через маржу
ТБ д.в. = Постоянные расходы / Маржа × Выручка
Формула расчёта маржи
Маржа = Выручка - Переменные расходы
К примеру, возьмем расчет магазина «Продукты 24». Допустим, что магазин раздает клиентам дисконтные карты магазина на 3,5 и 10%, а за приобретение от 3000 рублей дает бесплатную доставку. В данном случае расходы на единицу товара рассчитать не составляет возможности.
Но мы знаем, что:
- общая выручка магазина за месяц с учётом дисконта – 1 000 000 рублей;
- переменные расходы с учётом оплаты услуг курьера – 400 000 рублей;
- постоянные расходы остались такие же – 153 000 рублей.
Сначала считаем маржу: 1 000 000 – 400 000 = 600 000.
Подставляем данные в формулу точки безубыточности: 153 000 / 600 000 × 1 000 000 = 0,255 × 1 000 000 = 255 000 рублей
После этого мы получаем, что чтобы выйти в точку безубыточности, нам нужно реализовать товаров уже на 255 000 рублей. Благодаря этому расчету мы сможем понять на сколько новая рекламная кампания удачна – потому что из-за новых переменных точка безубыточности стала больше. А это значит, что теперь придется продавать больше, чтобы выйти в ноль.
Как правильно применять точку безубыточности?
После того, как мы рассчитали точку безубыточности нам необходимо рассмотреть, через сколько ее получается достичь в рамках определенного времени. Здесь есть два варианты: либо точка безубыточности попадает на первую половину месяца, либо она попадает на последнюю.
Существует правило: чем раньше к началу месяца предприятие достигнет точки безубыточности, тем больше прибыли она получит. Ведь чем больше прибыли – тем меньше шанс выйти в минус из-за непредвиденных расходов или уменьшения спроса.
Возьмем за пример две компании. Обе компании занимаются перевозкой грузов, но при этом компания № 1 достигает точки безубыточности уже спустя 10 дней, а компания № 2 данной точки достигает только на 25-й день. В январе из-за сильной непогоды обе компании простаивали неделю. И к концу месяца компания № 1 получила прибыль, а компания № 2 понесла убытки.
Заключение
В данной работе мы изучили понятия и точки безубыточности и как ее рассчитывать. Была показана, какое взаимодействие точки безубыточности с затратами и доходами предприятия.
В данной работе мы убедились, что точка безубыточности показывает:
- Объемы производства и объемы продаж, которые нужны для обеспечения точки безубыточности
- Какие выставлять цены на товары и услуги, чтобы мы смогли предотвратить убытки
- Расчет нужного объема производства или продаж, ниже которых предприятие будет нести убытки
- Грамотно продумывать и проводить скидочные компании, чтобы избежать непреднамеренных убытков
- Уметь вычислять запас прочности бюджета компании и благоприятные сроки окупаемости.
При помощи точки безубыточности мы сможем позволить нашей компании сделать вывод о финансовом положении и правильную оценку новым проектам.